31 октября 2005
5018

Андрей Лазаревский: Не делайте нам красиво

Правила переоформления земельных участков под предприятиями, продекларированные "программой Фрадкова", несправедливы, неэффективны и не решают ни одной сегодняшней проблемы

В августе этого года Владимир Путин в поручении правительству задал вопрос: "Является ли новый законопроект Минэкономразвития по выкупу земельных участков "не грабительским"?". Ответ на него есть в "программе Фрадкова" - документе под названием "Дополнительные меры, направленные на ускорение темпов экономического роста" (подробнее см. "Большая презентация", "Эксперт" N39). Программа написана красиво, и ее окрестили "революционным прорывом", отметив, правда, отсутствие сроков исполнения, свидетельствующее о нерешительности или неискренности власти. Впрочем, при внимательном прочтении раздела "Рынок недвижимости" определенность появляется, но совершенно неожиданного свойства.

Программа рисует благостную картину скорого решения проблем рынка недвижимости: "Создание полноценных единых объектов недвижимости (имущественных комплексов) станет гарантией прав собственности на недвижимость, обеспечит приток инвестиций в действующие и новые предприятия". Далее идут слова, которые для участников рынка звучат сладко, как шербет, - о минимальных ценах и даже бесплатной передаче. Однако предлагаемые в программе меры этим декларациям, мягко говоря, не соответствуют. Например, объявлено о завершении через три года обязательного переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Цена выкупа застроенных земельных участков, как сказано, - "в пределах не более 20% от кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в поселениях с численностью населения свыше 3 млн человек, и не более 2% - расположенных в иной местности". Предполагается "вводить при необходимости дополнительные платежи при перепрофилировании земельных участков". Все это есть не что иное, как "приукрашенное" изложение проекта Минэкономразвития о новых условиях выкупа застроенных земельных участков и их аренды, который мы обсуждали в статье "Проклятый вопрос" (см. "Эксперт" N18). Итак, "программа Фрадкова" стала формальным одобрением мэртовского проекта. А заодно и ответом на вопрос президента.

Неконституционная обязаловка

При этом "за кадром" остается и реальное увеличение цены выкупа для многих предприятий. Это признается даже в сопроводиловке МЭРТ к законопроекту: "В городах с населением свыше 250 тыс. человек возможен незначительный рост выкупных цен для единичных случаев". При этом чиновники рапортуют, что на большей части площади цены выкупа снизятся. Обещания эти не выдерживают критики - ведь надо анализировать количество объектов частной, но неполноценной (из-за государственной собственности на участки) недвижимости. А большая часть таких объектов сегодня расположена как раз в крупных промышленных центрах, где цены выкупа по сравнению с действующими зачастую увеличиваются в десятки раз. Так, реализация положений "программы Фрадкова" будет означать увеличение цены выкупа земельного участка для ОАО "Среднеуральский медеплавильный завод" в два раза, для ОАО "Богословское рудоуправление" и ОАО "Уралэлектромедь" -. втрое, а для ОАО "БрАЗ" - в 16 раз.

Декларация о том, что цена выкупа застроенных земельных участков не должна быть больше 20% кадастровой стоимости земельного участка, - самая большая неправда "программы Фрадкова", и по деньгам, и по сути. В действительности в проекте МЭРТ для Москвы и Санкт-Петербурга цена "полноценного" права собственности на землю под предприятием составит не 20%, а 100% кадастровой стоимости. Двадцать же процентов вы заплатите лишь за "неполноценное" право на участок - только для текущего использования. Отметим, что в Санкт-Петербурге выкуп застроенных участков зашкаливает за 1 млн доллаpов за 1 га, в Москве - за 3 млн доллаpов (квартал ЗИЛа "Даниловский") и даже за 5 млн долларов ("Замоскворечье"). В большинстве европейских городов за сумму, на порядки меньшую,- 150 тыс. доллаpов - можно купить свободные участки, например, в Марселе, Лионе, Варшаве.

Очевидно, что цены выкупа земельных участков под предприятиями в обеих столицах являются запретительными. А ведь действительная рыночная цена застроенного участка чаще всего отрицательна, ведь если государство захочет выставить его на продажу (а только так выявляется рыночная цена участка), ему необходимо будет, во-первых, выкупить здание или предприятие у собственника и, во-вторых, оплатить снос имеющихся строений. Учитывая, что предприятие, как правило, стоит дороже участка земли, становится очевидно, что эти затраты превышают потенциальную цену земельного участка.

Примечательно, что дополнительные поборы при выкупе земельных участков получили в "программе Фрадкова" новое название - "платежи при перепрофилировании земельных участков". Но от этого они не стали более законными, поскольку противоречат и конституционным нормам о свободном использовании своего имущества (ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 35 и 36, ч. 2 ст. 55), и действующим кодексам - Земельному (ст. 85) и Градостроительному (п. 2 ч. 11 ст. 51). Мало того, "Дополнительные меры, направленные на ускорение темпов экономического роста" заметно расширяют сферу действия этих поборов: они будут введены не только на территории двух столиц, но повсеместно и произвольно - "при необходимости".

Очевидно, что корень всех указанных проблем - привязка выкупной цены к кадастровой оценке, которая означает возможность произвольного увеличения цены выкупа. Ведь кадастровая оценка, согласно ведомственной методике, - это "потребительская ценность (полезность) территоpий, которая устанавливается на базе рыночной стоимости". А вот как ее определить в отсутствие рынка частных земельных участков, а зачастую и самих участков - неизвестно. И это позволяет чиновникам такую оценку просто назначать: например, в Волгограде кадастровая оценка земли под промышленными объектами устанавливается "вилкой" "от 143 до 4088 руб./кв. м". А в Москве кадастровую стоимость промышленных участков на 2006 год увеличили сразу на 70%, поставив жирный крест на надеждах частников на выкуп.

Наконец, что же означает обещание "программы Фрадкова" передавать участки "в некоторых случаях" бесплатно? Похоже, что всего лишь попытку "красиво" описать уже существующую весьма неприглядную картину. Дело в том, что с 1997 года без лишнего шума действует Закон о бесплатном предоставлении в собственность застроенных участков религиозным организациям. С лета этого года аналогичное право получили и общероссийские организации инвалидов "и учрежденные ими иные организации". Очевидно, что при такой избирательности закона дискриминации подвергаются все здоровые граждане и нерелигиозные юрлица и для получения гарантированных прав на недвижимость им придется либо платить огромные деньги, либо просто пойти "под крышу" названных уважаемых организаций.

Несмотря на декларируемые "Дополнительными мерами..." цели, взявшись за претворение положений этого документа в жизнь, правительство не поможет, а лишь помешает созданию "полноценных единых объектов недвижимости". При этом ни в "программе Фрадкова", ни в законопроекте, подготовленном МЭРТ, нет ни слова об устранении существующих барьеров для выкупа земельных участков, о ликвидации хотя бы самых распространенных и порождающих коррупцию недоработок в действующих законах. Например, позволяющих чиновникам манипулировать категориями земель, относя или не относя их к водоохранным зонам - для отказа или разрешения выкупа земельных участков под предприятиями. Только в этом случае речь идет о судьбе как минимум 600 тыс. га земель в населенных пунктах и сотнях тысяч предприятий и граждан.

Эксперт No41, 31 октября 2005 г.

http://www.expert.ru/printissues/expert/2005/41/41ex-tishk3/print
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован