13 декабря 2007
5715

Андрей Шаров: Расти, бизнес, маленький и не очень

Собственный бизнес в России по-прежнему кажется многим скорее несбыточной мечтой, нежели реальной перспективой. Начинающему предпринимателю приходится решать такое количество административных и финансовых проблем, что идея "своего дела" зачастую так и остается нереализованной. О том, какие действия предпринимает государство для того, чтобы стимулировать развитие малого и среднего бизнеса в России, "Росбалту" рассказал директор департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития РФ Андрей Шаров.

- Андрей Владимирович, поясните, пожалуйста, что такое "малый и средний бизнес", и какова его роль в экономике России и в мировой экономике?

- Роль малых и средних предприятий в мировой экономике огромна как с точки зрения вклада в ВВП и в процесс создания новых рабочих мест, так и с точки зрения повышения конкурентоспособности национальной экономики и внедрения новых технологий. Хорошо развитый и устойчивый сектор малого и среднего бизнеса (далее - МСБ - прим. "Росбалта") обеспечивает рост уровня и качества жизни любой страны. МСП предоставляет на рынок такие товары и услуги, которые в силу экономических причин не производятся крупными корпорациями. Без такого рода услуг многие крупные компании не смогли бы осуществлять производство на качественном и современном уровне. К основным конкурентным преимуществам МСП можно отнести быстрое создание новых рабочих мест, инновационный характер деятельности, быстрое внедрение новых технологий, быструю реакцию на сигналы рынка и изменения бизнес-среды; ориентацию на максимальное удовлетворение запросов потребителей, а также экономическую и производственную гибкость и мобильность.

В России утвердилось мнение о низком уровне развития сектора малых компаний. Отчасти этому способствовали заниженные критерии отнесения к сектору малых компаний. Законодательство не выделяло среднее предпринимательство, да и в малом бизнесе в самом массовом секторе - торговле (а ведь это 72% от общего оборота малых предприятий) - учитывались компании с занятостью до 30 человек, в то время как в Европейских странах учитываются предприятия, обеспечивающие занятость до 250 человек.

- Каковы же сейчас критерии выделения предприятий в сегмент малого и среднего бизнеса?

- К субъектам малого и среднего бизнеса относятся микропредприятия, малые и средние предприятия. В состав микропредприятий не должно входить более 15 человек, а оборот таких компаний не должен превышать 60 млн рублей. Малые предприятия насчитывают не более 100 человек и имеют оборот до 400 млн рублей, а к предприятиям среднего бизнеса относятся компании со штатом сотрудников до 250 человек и с годовым оборотом до 1 млрд рублей.

- Какие законодательные инновации предусмотрены правительством в ближайшее время в области деятельности МСБ?

- Основным законодательным актом, который будет регулировать работу предприятий МСБ в России станет новый закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который вступит в силу 1 января будущего года. Закон предусматривает особенности правового регулирования для сектора МСП. Это, в частности, особые налоговые режимы, стимулирующие развитие МСП, упрощение налогового учета и отчетности, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, упрощенный порядок составления статистической отчетности, доступ к приватизации государственного и муниципального имущества, а также участие в процедурах размещения заказов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд.

- Почему один из наиболее актуальных вопросов для сегодняшнего бизнес-сообщества - это вопрос взаимодействия бизнеса и власти?

- Наиболее актуальную информацию об основных проблемах, волнующих малых предпринимателей мы получаем из независимых исследований предпринимательских объединений. Безусловным лидером в таком мониторинге является общественная организация "ОПОРА России".

Административные барьеры не являются лидером списка, хотя пока действительно высоки (около 10% от выручки предприятий). Основным инструментом снижения влияния административных барьеров на развитие бизнеса является программа Административной реформы, в рамках которой уже принято свыше 100 регламентов, в которых систематизированы и унифицированы требования к чиновникам, предоставляющим государственные услуги предпринимателям и гражданам. Новый федеральный закон закрепил обязанность для всех федеральных органов исполнительной власти формировать координационные органы по вопросам развития малого и среднего предпринимательства для обсуждения основных проблем и способов их решения. Мы надеемся, что региональные законы не только введут эту норму как обязательную для региональных органов власти, но и смогут законодательно закрепить процедуру согласования проектов нормативных правовых актов по вопросам регулирования предпринимательской деятельности с бизнес-сообществом.

- Согласитесь, что помимо административных проволочек предприятия малого и среднего бизнеса зачастую испытывают проблемы с финансированием. Как сегодня обстоят дела на рынке кредитования МСБ?

- Небольшие кредиты - основа успешного и стабильного развития средних и малых предприятий. Свыше половины предпринимателей считают финансирование самой важной проблемой. На сегодняшний день общая потребность малых компаний в банковском финансировании оценивается в 1 трлн рублей. Практически все новые предприниматели (92% по данным ВЦИОМа), открывая свое дело в сфере малого бизнеса, используют либо собственные накопления, либо обращаются за финансовой помощью к посредникам. Необходимо отметить, что по данным Ассоциации российских банков 92,1% из числа обратившихся в банк за кредитом, получают его. По результатам специальных исследований более 50% предпринимателей, обратившихся в коммерческие банки за кредитами и не получивших их, в качестве основной причины отказа назвали недостаточность ликвидного обеспечения. Причем данная проблема актуальна и для лизинга.

Очень важная роль в решении вопросов расширения финансирования субъектов малого предпринимательства принадлежит Центральному банку России, который провел значительную работу по корректировке нормативной правовой базы для того, что повысить уровень надежности кредитов малых предприятий, по которым представлено соответствующее обеспечение гарантийными фондами.

Одним из направлений решения этой проблемы является создание региональных фондов гарантий, в том числе на базе государственных и муниципальных фондов. Аналогичные механизмы реализуются в большинстве европейских стран. Программа содействия формированию гарантийных фондов реализуется правительством РФ с декабря 2005 года. Сейчас мы можем говорить о создании 20 региональных залоговых фондов с общим объемом капитализации свыше 3 млрд рублей. Самый крупный гарантийный фонд создается в Москве - его объем к концу 2007 года достигнет 2 млрд рублей, в Санкт-Петербурге - 334 млн рублей, а также в Республике Саха (Якутия) - 120 млн рублей.

Опыт реализации механизма финансирования малого бизнеса говорит о том, что средняя сумма запрашиваемых в коммерческих банках малыми предприятиями кредитных ресурсов колеблется в районе 1 млн рублей. Таким образом, формирование среднего гарантийного фонда в объеме 60 млн рублей (предоставляющего пятидесятипроцентное обеспечение от суммы обязательств субъекта малого предпринимательства по кредитному договору) позволит привлечь в сектор малого бизнеса дополнительно от 240 до 600 млн рублей кредитных ресурсов и поддержать не менее 600 субъектов малого предпринимательства по каждому такому фонду.

- Позволит ли решение перечисленных проблем сделать российский бизнес более конкурентоспособным?

- Одним из следствий способности предприятия производить конкурентоспособные товары (работы, услуги) является экспорт продукции. Однако в настоящее время лишь 20-25% российских предприятий могут называться конкурентоспособными. Таковы выводы исследования российской обрабатывающей промышленности, проведенного в 2005-2006 годах. Высшей школой экономики и Всемирным банком. Но если компании экспортируют хоть малую часть своей продукции, то их конкурентоспособность резко увеличивается. К примеру, в химической промышленности доля экспорта составляет 20,6% от выручки, и в этой отрасли доля конкурентоспособных компаний превышает 45%. При этом в пищевой промышленности экспорт составляет 2,4%, а доля конкурентоспособных компаний - 10-12%. Предстоящее вступление России в ВТО ставит национальные МСП в более жесткие условия конкуренции на внутреннем и внешнем рынках. Продвижение продукции (товаров, услуг) МСП на высококонкурентные рынки требует, помимо высокого технического уровня продукции, соответствующего мировым стандартам, еще и огромных финансовых расходов на маркетинг, рекламу, покрытие операционных издержек. Среди этих затрат существенная доля приходится на оплату консультационных, информационных и правовых услуг.

Программы развития экспорта МСП, реализуемые Минэкономразвития России, нацелены на увеличение стоимостного объема российского экспорта МСП, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоемких товаров, технологий и услуг.

- Скажите, каким вы видите будущее малого и среднего предпринимательства в России в свете затронутых нами проблем?

- Трудностей по-прежнему много. Это и административные барьеры, о которых мы уже говорили, и низкая эффективность использования факторов производства, которая является одной из основных причин снижения конкурентных преимуществ российских товаров. Кроме того, в 2006 году максимальной с 1993 года остроты достиг кадровый вопрос. В прошлом году треть российских промышленных предприятий считала именно нехватку рабочей силы главной помехой росту выпуска. Еще одна группа проблем отражена в исследовании, проведенном организацией "ОПОРА России" - это трудности в финансировании, в доступе к производственным площадям, монополизация рынков, "недружественные" действия крупных предприятий.

Отмечу, что основными итогами деятельности правительства России в рассматриваемой сфере до 2010 года должны стать сокращение относительного числа малых предприятий, занятых в сфере торговли - до 25% (в 2 раза по сравнению с 2007 годом); увеличение числа предприятий, занятых в сфере науки и информационных технологий, в 5 раз (с 2% в 2006 году до 10% к 2020 году). Кроме того, в 5 раз должно быть увеличено число малых предприятий, занятых в здравоохранении и сфере социальных услуг (с 1% в 2006 году до 5% к 2020 г.). Все эти меры должны привести к значительным показателям изменениям в сфере МСБ. Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в ВВП будет составлять не менее 60%, а доля населения, занятого на предприятиях малого и среднего бизнеса - не менее 50%.


13/12/2007
http://www.rosbalt.ru/2007/12/13/440199.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован