21 января 2008
8504

Андрей Суздальцев: Проблема российско - белорусской экономической интеграции

А. Суздальцев, Государственный Университет - Высшая школа экономики
________________________________________________________________

Проблема российско - белорусской экономической интеграции в рамках Союзного Государства России и Белоруссии . Глава в кн.: Мироустройство ХХI: мировоззрение, миропорядок", М., "Книга и бизнес", 2007
_____________________

В ближайшие годы, в силу ряда объективных обстоятельств, на политическом и экономическом ландшафте постсоветского пространства должны исчезнуть последние политические реликты советского прошлого. Современная Республика Беларусь представляет из себя наиболее яркий пример сохраняющейся связи авторитарного политического режима конца ХХ - начала XXI века с советской тоталитарной традицией. Вопрос о выживаемости белорусского авторитаризма остается открытым.

Белорусский правящий режим не первое десятилетие балансирует между вызовами внешних и внутренних сил. Стремление к ограничению внешних политических коммуникаций, политический изоляционизм вытекает из логики борьбы правящего режима за выживание. Авторитарная сущность режима не позволяет Минску включиться в европейские и общемировые политико - экономические процессы, ограничивает международное позиционирование режима, стимулирует и зачастую провоцирует внешнюю блокаду белорусского государства.

Взаимоотношения с РФ остаются, с одной стороны последним и решающим внешнеполитическим ресурсом режима А. Лукашенко, но с другой стороны и наибольшей угрозой для его выживания. Несмотря на резко обострившиеся в последние годы отношения между Москвой и Минском, обозначившийся началом процесса перевода экономических связей между двумя странами в формат рыночных отношений и мировых цен, совместный интеграционный проект Союзное Государство России и Белоруссии остается резервом сохранения белорусской экономической модели, и, как следствие, частично обеспечивает монополию А. Лукашенко на власть.

Для белорусского политического мира остается в силе неукоснительное правило сохранения власти: руководить республикой может только тот политический лидер, что способен решать проблемы Белоруссии в Москве. С 2005 года А. Лукашенко не в силах решить с Кремлем ни одной насущной проблемы российско - белорусских отношений.

1. Преамбула

Основное экономическое условие существования современного белорусского государства - доступ к максимально дешевым энергоносителям. Нефтепродукты, а зачастую и сырая нефть, устойчиво занимают первое место в экспорте страны. Калийная соль - второе, черные металлы - третье. И только на четвертом месте продукция транспортного машиностроения, для которой большая часть комплектующих ввозится из той же России. Согласно официальной статистике, за январь - сентябрь 2007 года экспортировано в дальнее зарубежье товаров на 9 420 280 тыс. США. Из них топливо (нефть, нефтепродукты и т.д.) - 5 467 206 тыс. долларов США. Калийные удобрений - 1 177 394 тыс. долларов США. В итоге, минеральные продукты составили 70% всего экспорта РБ. Белоруссия - сырьевое государство. Между прочим, учитывая, что до последнего момента, белорусское руководство не отказывало себе в перепродаже сырой российской нефти, полученной на союзной основе, то Белоруссия оказывается более "сырьевая" страна, чем Россия.

Вторым экономическим условием для сохранения белорусского государства является неограниченный доступ на российский рынок. Благодаря экспорту белорусской продукции, большая часть которой невысокого качества и потребительских свойств 80-х и начала 90-х годов, белорусское руководство решает важные социальные задачи - обеспечивает занятость населения, держит под контролем крупные белорусские предприятия - потенциальные источники политико-социального недовольства. Экспорт готовой продукции из Белоруссии на рынки ЕС крайне ограничен.

Однако, учитывая, что российский рынок уже сейчас насыщен не только продукцией мировых производителей, но и бурно развивающейся российской промышленности, в последние годы усилия белорусских властей сконцентрированы на сохранение позиций белорусских производителей в квазирыночном секторе - государственных закупочных системах, чрезвычайно развитых в Российской Федерации, имеющей миллионную армию и огромные практически незаселенные территории на севере и Дальнем Востоке. Следом идут попытки закрепиться на региональных рынках при помощи губернаторов и денег краев и областей России. В целом, используется номенклатурный и достаточно сомнительный, внерыночный путь торговой экспансии на российский прилавок.

Попутно, с ростом торговой экспансии российских корпораций, как на рынки постсоветского пространства, так и на белорусский рынок, Минск применил целый комплекс мер по закрытию собственного рынка от конкурентов из России. Относительная блокада российского товарного экспорта в РБ сохраняется до настоящего времени.

Сохранив советскую экономическую систему, включая монопольное влияние государственного сектора в экономике и жесткую административную систему управления, Белоруссия не в силах одномоментно приступить к импорту нефти и природного газа по мировым ценам. Забегая вперед, необходимо отметить, что учитывая политические установки и политическую практику, присущие белорусскому руководству, имеются серьезные сомнения, что и к 2011 году - рубежу, после которого согласно российско - белорусских Соглашений, подписанных в декабре - январе 2007 года (по газу - 31 декабря 2006 г., по нефти - 7 января 2007 г.) поставка энергоносителей в РБ будет осуществляться по мировым ценам, белорусская экономика будет подготовлена к работе в подлинно рыночных условиях. Данное обстоятельство является реальной внутренней угрозой независимости и суверенитету Белоруссии.

Постепенное развитие российско - белорусских отношений во второй половине 90-х годов прошлого века является историей по постепенному наращиванию дотационной составляющей в торговых отношениях между странами - партнерами по созданию Союзного Государства. Фактически, российско - белорусская экономическая интеграция выродилась в систему прямых и косвенных дотаций со стороны России. Этот момент является принципиальным для понятия всей сложности и одновременно безысходности политической ситуации в Республике Беларусь.



2. Структура отношений

С учетом определенных обобщений, современная структура отношений России и Белоруссии состоит в следующем:

1. Политический союз в формате Союзного Государства России и Белоруссии, обеспечивает внешнеполитическое прикрытие молодого белорусского государства на международной арене, оборону и составляет политическую основу экономической интеграции. Однако Союзное Государство, провозглашенное в декабре 1999 года, так и не вышло из стадии стагнации, пути его развития долгие годы являются предметом споров и конфликтов между российским и белорусским руководствами.

2. Внешнеполитическая координация между Москвой и Минском обеспечивает защиту режима А. Лукашенко на внешней арене. Рамки координации, как правило, ограничены совместными действиями МИДов России и Белоруссии в международных организациях - ООН, ОБСЕ, СНГ, ЕврАзЭс, ОДКБ. Однако Москва отказалась от координации с Минском процесса своего вступления в ВТО, считая, что нерыночная экономика Белоруссии затруднит России оформление членства во Всемирной торговой организации. Со своей стороны, Белоруссия, получая безусловную помощь от Москвы на международной арене, тем не менее, проводит самостоятельную внешнюю политику, не редко вступающую в противоречие с международными интересами и обязательствами России.

- В частности, Минск отказался поддержать Москву в объявлении моратория на исполнение Договора об ограничении обычных вооружений в Европе;

- В момент российско - грузинского кризиса белорусское руководство, сохранив безвизовый режим с Тбилиси, создало режим наибольшего благоприятствования для беспрепятственной миграции граждан Грузии на территорию России;

- В стадии обсуждения между Киевом и Минском находится вопрос о создании системы координации предоставляемых РФ условий энерготранзита на энергетические рынки ЕС.

3. Военно-стратегическое сотрудничество между Россией и Белоруссией формализовано как в рамках двусторонних соглашений между Минском и Москвой, так и в составе Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Однако военные связи между партнерами по созданию Союзного Государства не кодифицированы. Между тем, белорусское руководство активно использует фактор военно-стратегического сотрудничества в период очередного кризиса российско-белорусских отношений. Однако подлинной военной интеграции между странами не отсутствует.

- На территории РБ находятся две российские военные базы (центр связи военно-морских сил России и Станция раннего предупреждения "Волга") в ближайшие годы, по причине технической деградации, скорее всего, будут ликвидированы. Их функции возьмут на себя новые объекты военной инфраструктуры, размещенные на территории России.

- Неустанно пропагандируемая официальным Минском единая союзная система противовоздушной обороны не создано (договор не подписан). Российская сторона, видимо не доверяя белорусскому руководству, участвует в модернизации белорусской противовоздушной обороны только на условиях аренды российской техники.

- Существующая производственная кооперация между оборонными предприятиями России и Белоруссии сохранилась с советских времен и не расширяется по причине быстро нарастающей технической и технологической отсталости белорусских производственных фондов. Учитывая обширные связи Минска с Пекином, Тегераном и Каракасом, передача в Белоруссию российских новейших оборонных технологий для выполнения заказов российского военно - промышленного комплекса представляет угрозу безопасности России. В последнее время белорусское руководство не раз выражает обеспокоенность тем, что кооперация между белорусскими предприятиями военно-промышленного комплекса и российскими корпорациями, выпускающими военную технику, постепенно ослабевает.

4. Экономическая интеграция между двумя партнерами по созданию Союзного Государства практически не существует. За десять лет с момента ее провозглашения была создана, а затем поставлена под жесткий контроль единая таможенная зона, открыт российский рынок для белорусских товаров и, одновременно, закрыт белорусский рынок для российского экспорта в РБ (кроме энергоносителей). Между Москвой и Минском произошли несколько газовых и нефтяных конфликтов. За 2001 -2005 гг. белорусская таможня конфисковала транзитных российских товаров на общую сумму в 420 млн. долларов США, практически нарушив транзит между ЕС и РФ. Феноменом десятилетия экономической интеграции оказались полное отсутствие российско - белорусских корпораций и внешнеторговый рекорд 2007 года - более 2 млрд. долларов США (более 5% ВВП Белоруссии) дефицита в торговле между РФ и Белоруссией в пользу РФ.

- Белоруссия продолжает оставаться для России серьезным транзитным фактором, обеспечивая 25% транзита российских энергоносителей в страны Евросоюза, около 30% автомобильного и железнодорожного транзита между ЕС и Россией. Обеспечение доступа к транзитным возможностям Белоруссии остается важнейшим приоритетом российской политики в Белоруссии.

- Энергетическая интеграция между партнерами по созданию Союзного Государства остается на начальной стадии. Растянутая на четыре покупка российским "Газпромом" 50% акций белорусского газотранспортного монополиста "Белтрансгаза", началась только после пяти лет тяжелых переговоров, омраченных несколькими газовыми кризисами и даже "войнами" и не предоставляет российскому газовому концерну возможность управлять "Белтрансгазом".

Учитывая сложность отношений между странами, принятые в начале 2007 года решения российского руководства в отношении российско - белорусских экономических отношений являются окончательными и ревизии не подлежат. Они включают в себя комплекс соглашений в газовой и нефтяной сфере, включая этапы повышения роста цен на газ и увеличение экспортной пошлины на нефть, а также договоренность о продаже 50% акций "Белтрансгаза" ОАО "Газпрому". К данным энергетическим договорам примыкают соглашения в торговой сфере, призванных ликвидировать нетарифные соглашения, в свое время принятые белорусской стороной (75 ограничений) в одностороннем порядке. Последним было подписано транзитное соглашение, направленное на защиту российского транзита на белорусской территории.

Российские власти руководствовались в своих действиях уважением суверенитета и независимого статуса РБ и придерживаясь принципов: "Суверенитет стоит денег" и "Суверенитет означает мировые цены". Данная позиция российского руководства крайне тяжело было воспринята официальным Минском. С января 2007 года в белорусских государственных СМИ то усиливаясь, то затухая, продолжается антироссийская информационная война.

Однако, постепенно, решения российского правительства неуклонно претворяются в жизнь. Прежде всего, 21 мая 2007 года был окончательно согласован проект строительства нового нефтепровода, (БТС-2), призванного траспортировать нефть, минуя белорусскую территорию, на побережье Финского залива к терминалам российского порта Приморск. На территории порта планируется строительство мощного нефтеперегонного завода В результате, в 2009 году Белоруссия потеряет свой транзитный статус в поставке российской нефти в страны ЕС, нефтепровод "Дружба" рискует превратится в транспортную артерию для загрузки исключительно белорусских НПЗ.

Продолжается сооружение газопровода "Северный поток", являющегося газовой обходной магистралью, призванного лишить белорусское руководство соблазна перехватить российский газовый экспорт в ЕС. Мощность вторая очередь газопровода по дну Балтийского моря - 50 млрд. долларов США в год, что превышает современный российский газовый транзит по территории Республики Беларусь в 1,5 раза. Учитывая, что "Газпром" в ближайшее десятилетие не планирует резкого роста газового экспорта в ЕС, не исключен вариант, при котором для загрузки вновь вводимого газопровода "Северный поток" придется кардинально сокращать газовый транзит через белорусскую и украинскую территории.

В виду того, что белорусское руководство не гарантирует автомобильный транзит как между РФ и ЕС, так и между Россией и Калининградской областью, российское правительство вынуждено обратить внимание на транзитные возможности финских и латвийских коммуникаций.

3. Россия - основа существования РБ

Несмотря на попытки белорусского руководства диверсифицировать свои экономические и политические связи, российско - белорусские отношения остаются основой существования независимого белорусского государства. Белорусская правящая элита отдает себе отчет в том, что именно Россия является основным гарантом суверенитета и независимости Республики Беларусь. Со своей стороны, российское руководство вполне адекватно оценивает огромное влияние России на политическую и экономическую жизнь Беларуси, а также на ее внешнеполитическое позиционирование.

В западном политическом классе, а также в среде белорусской оппозиции принято возлагать на Россию ответственность за сохранение в Белоруссии второе десятилетие авторитарного режима А. Лукашенко. Отмечается, что российские власти, обеспечивая ресурсную и иную, включая внешнеполитическую поддержку официальному Минску, являются спонсорами А. Лукашенко. Сохранение структуры Союзного Государства преподносится, как угроза белорусскому суверенитету и независимости.

Безусловно, с середины 90-х годов российское руководство было заинтересовано в развитии экономической и политической интеграции с Белоруссией. Массированная экономическая помощь Минску была естественной реакций России на водопад бесконечных интеграционных инициатив А. Лукашенко, который провозглашал скорейшее объединение двух стран в одно государство. В принципе, субсидирование одной стороной другой перед грядущим объединением естественно - экономики двух стран должны выравниваться. Так в свое время поступала Западная Германия в отношении ГДР. Допуск белорусов к внутрироссийским ценам на энергоносители в преддверии создания единого государства России и Белоруссии была вполне понятной реакцией руководства России.

Однако дотации и помощь со стороны России не являются непосредственным успехом внешней политики А. Лукашенко, который смог "околдовать" российское руководство и из года в год обещая ускорить экономическую и политическую интеграцию с РФ, смог получить из Москвы дотаций в общей сумме 42 млрд. долларов США. Поддержка белорусской экономики осуществлялась и до 1994 года (приход А. Лукашенко к власти), когда у власти в Белоруссии, как исполнительной, так и законодательной, находились политические силы, весьма отличающиеся своими взглядами не только на интеграцию с Россией, но и в целом на Россию и русский народ (С. Шушкевич, З. Пазьняк, Н. Статкевич и т.д.). Пророссийский курс премьера С. Кебича на внутренней политической арене подвергался жесткой критике, но ни одна политическая сила в те годы не выступила против экономической поддержки со стороны Москвы.

Российское руководство, оказывая все годы суверенного существования национального белорусского государства солидную и решающую для его выживания экономическую помощь, всегда исходило из ряда приоритетов, которые было невозможно решить без социально-экономической стабильности в республике:

- решение военно-стратегических вопросов в преддверии расширения НАТО на Восток;

- недопущение социально- экономического кризиса в стране, где проходят важные для России и Европы транзитные коммуникации;

- опасения, что крупномасштабный социально - экономический кризис в Белоруссии станет проблемой для России (экономические беженцы, проблема сохранности транзитных грузов и т.д.);

- опасения, что экономические проблемы в стране приведут к политической дестабилизации, чем воспользуется НАТО.

Российские дотации белорусской экономики в российском политическом классе до сих пор воспринимаются формой непосредственной поддержки не чужого русским белорусского народа. Фактически используется формула "Мы помогаем белорусского народа, но если белорусский народ избирает А. Лукашенко, то это его проблема". Российское руководство исходит из того, что белорусский народ сам в силах решить вопросы своего политического будущего.

Стоит отметить, что Кремль ни разу публично не выступал инициатором непосредственного объединения двух стран. Только в июне 2002 года президент России В. Путин предложил белорусскому руководству "отделить мухи от котлет" и разобраться в собственных белорусских интеграционных приоритетах: остаться независимой и суверенной страной с перспективой получать импортные энергоносители по мировым ценам, строить интеграционный проект с Россией по образцу ЕС или войти в состав Российской Федерации белорусскими областями в статусе субъектов федерации. Внятного ответа от белорусской стороны не поступило до сих пор. В 2007 году А. Лукашенко продолжал настаивать на суверенном и независимом статусе Республики Беларусь, экономику которой обязана обеспечивать и дотировать Россия в силу союзных соглашений. В виду невозможности формализовать столь экзотический вариант объединения в приемлемую и простую юридическую формулу, до сих пор так и не появился реальный вариант Конституционного Акта (Конституции Союзного Государства России и Белоруссии).

По мнению российского экспертного сообщества, Запад несет не меньшую ответственность за существование режима А. Лукашенко.

Сформировавшийся еще в 90-е годы белорусский нефтяной оффшор является немаловажной составной частью общего европейского рынка энергоносителей. Даже с учетом того, что солидная часть сырой нефти поставляется на белорусские НПЗ российскими компаниями, рассчитывающимися за процессинг частью поставки и вывозящими нефтепродукты на европейский рынок, белорусский экспорт нефтепродуктов вполне конкурентоспособен и, что принципиально важен, относительно недорог.

В данном случае речь не идет о демпинге, но некую скидку на то, что европейскому бизнесу приходится иметь дело с режимом, имеющим крайне сомнительную репутацию, Минску все равно приходится делать. В условиях жесткого энергокризиса, не покидающего западный мир, а цены за 100 долларов США за баррель сырой нефти иначе, как кризис с энергоносителями характеризовать невозможно, взгляды на "последнего диктатора Европы" в самой Европе начинают трансформироваться.

В создавшихся на европейском энергетическом рынке условиях любой источник энергоносителей бесценен. Учитывая, что белорусский бензин, как правило, по оценкам различных экспертов, в среднем дешевле в Восточной Европе на 5 - 8%, чем литовский и польский, то суммы, складывающиеся в итоге от столь прибыльной торговли весьма существенны. Даже по примерным подсчетам, с учетом того, что поставки идут по массе контрактов, разница достигает более одного миллиарда долларов в год. Заинтересованность компаний из ЕС в торговле с Минском использует А. Лукашенко. Всю конвертируемую валюту, столь необходимую белорусскому президенту для удержания власти в своих руках, он получает из Европы.

4. Российские решения в отношении РБ - 2007 год.

Учитывая, что внешнеполитический вес и экономический потенциал двух стран несопоставим, российское руководство исключительно осторожно реагирует на периодические обострения отношений между двумя странами. Публично представители российского руководства, МИД Российской Федерации крайне осторожны в оценках современного и сложного этапа российско - белорусских отношений. Основные принципы российской политики в отношении Белоруссии были сформированы президентом РФ В. Путиным 12 октября 2006 года. Они включают в себя:

- уход от публичной полемики между руководством двух стран, перевод диалога в формат консультаций, свободных от популистской риторики;

- постепенный отказ от системы прямых и косвенных дотаций и преференций, включающих в себя ликвидацию зоны заниженных цен на российскую сырую нефть, существующую на территории Белоруссии;

- упор на экономическую интеграцию между Россией и Белоруссией. Основным стимулом для ускорения экономической интеграции российское руководство выбрало российский рубль в качестве единой валютой Союзного Государства ("Это сыграло бы, без всяких сомнений, очень полезную и прогрессивную роль, подтолкнуло бы развитие совместного бизнеса, общего бизнеса и вообще экономические связи между двумя странами" В. Путин [1] );

- политическая интеграция (развитие и укрепление Союзного Государства, включая принятие Конституционного Акта) должна последовать за этапом развитой экономической интеграции ("Скажу вам совершенно откровенно и честно: приоритетом является экономика. Для того чтобы перейти к созданию общего парламента, нужна экономическая база". По его словам, нельзя повторять ситуацию конца 80-х - начала 90-х годов, когда сложилось "противостояние какого-то союзного парламента и чисто российского парламента" В. Путин [2]).


Однако в результате двух "энерегтических войн" - газовой и нефтяной, произошедших между Минском и Москвой зимой 2006 - 2007 гг., отношения между двумя соседними государствами вошли в период резкого ухудшения, продолжающегося до сих пор.

В настоящее время состояние взаимоотношений между Москвой и Минском можно охарактеризовать, как "холодная война". В частности:

- политическая интеграция в форме Союзного Государства полностью остановлена и подвергается постепенной эрозии, ее востребованность российским и белорусским политическими классами падает;

- экономическая интеграция, превратившаяся в прикрытое политическими надстройками (Союзное Государство, а до этого Союз, Содружество) ресурсное и рыночное дотирование, оказалась блокирована;

- союзнические отношения между странами носят формальный характер, диалог между руководством двух стран отсутствует,

- наметились расхождения между партнерами по строительству Союзного Государства на внешней арене.

Тем не менее, Россия сохраняет союзническую риторику в оценках перспектив российско - белорусской интеграции. В частности, 23 ноября 2007 года, выступая на Х Минском Форуме, заместитель директора 2-го департамента по странам СНГ Министерства иностранных дел России Николай Удовиченко заявил: "Кто-то может сказать, что темпы интеграции Беларуси и России идут недостаточно динамично. Но ведь речь ведется о небольшом историческом периоде, когда наши страны стали на путь интеграции. Поэтому нам приходится выступать новаторами в этом деле на постсоветском пространстве. Для этого нет готовых решений, а имеющийся международный опыт, в том числе Евросоюза, мы не можем механически переносить на нашу почву"[3] .

Причины, благодаря которым российские власти до настоящего времени не идут на открытую конфронтацию с режимом А. Лукашенко носят, в основном, внешнеполитический характер, включая постепенную дестабилизацию всего комплекса европейской и евроазиатской безопасности (размещение третьего позиционного райлна ПРО в Чехии и Польше, деградация Договора об ограничении обычных вооружений в Европе, рост конкуренции внешних сил, включая как ЕС, так и Польши в Восточной Европе и на постсоветском пространстве).

5. Проблема выработки российской стратегии по отношению к Республике Беларусь.

В период 2005 - 2007 гг. Россия столкнулась с проблемой поиска баланса между необходимостью сохранения контроля над политической и экономической обстановкой в Республикой Беларусь и возможностями взаимовыгодной экономической интеграцией с этой небольшой даже по европейским масштабам страны для модернизации российской экономики и укрепления позиций России на мировой арене. К середине 2007 года, проанализировав итоги "зимних" газовых и нефтяных "войн" между Минском и Москвой, российский политический класс солидаризировался вокруг основного тезиса - вектор развития современной Белоруссии направлен против создания полномасштабного российско - белорусского интеграционного проекта, делает невозможными реальные союзнические отношения между двумя странами и ставит под сомнение перспективы экономической интеграции.

В среде российской правящей элиты появилось понимание, что Белоруссия, традиционно считающаяся российской сферой влияния, с каждым годом будет все настойчивей требовать неэффективного отвлечения политических и экономических ресурсов для реагирования на в целом негативные для российского государства процессы (объективное втягивание страны в сферу влияния ЕС и НАТО, деградация основных экономических стимулов к сотрудничеству, появление новых государственных внешнеполитических приоритетов), что в итоге рано или поздно к кризису российской политики по отношению к Белоруссии.

При сохранении лишь частичного экономическое и транзитного значения для российского государства и бизнеса, Белоруссия и сейчас занимает явно завышенное с точки зрения ресурсозатрат место в геополитической, военно-стратегической и международной проблематике, решаемой российским руководством. Между тем, с высокой степенью вероятности мы может считать, что белорусская проблема в ближайшие годы привлечет к себе внимание Москвы по следующим причинам:

1) Усилится политическая и экономическая конкуренция между НАТО и РФ за доминирование на территориально ближайшем к Москве и основным промышленным и научным центрам России, белорусском "плацдарме".

2) Проявится соперничество между Россией и ЕС за контроль над транзитными транспортными и энергетическими коммуникациями, проходящими по белорусской территории.

3) Обострятся проблемы роли российских инвестиций в белорусской экономике и сохранения позиций российского бизнеса на белорусском рынке.

4) Усилится стремление правящих кругов Белоруссии закрепить за Россией роль "сырьевого придатка" развитой белорусской перерабатывающей промышленности, приблизиться к монопольной роли потребителя российского сырья и полуфабрикатов с последующей реализацией в ЕС.

5) С новой силой проявятся противодействие попыткам России усилить свое политическое влияние на постсоветском пространстве в целом и в РБ в частности. Белорусские правящие круги будут активно пытаться втянуть Россию в двусторонние и международные кризисы и конфликты, привлекающие внимание к Белоруссии, вызывающие к ней симпатии, как "жертве" более политически и экономически мощного государства. Стремление ЕС и США ограничить внешнеполитические амбиции России рамками региональной державы объективно будет отвечать целям и задачам белорусского руководства на международной арене.

Перед российским руководством стоит задача коренной перестройки политики по отношению к современной Белоруссии, ее руководству, интеграционному проекту Союзного Государства, что должно быть составной частью более общей стратегии отношений к странам, находящимся в поясе экономического "соседства" с Евросоюзом и частично подпадающим под политическое и пропагандистское воздействие НАТО.

Российский политический класс, ожидая больше десяти лет политических и экономических дивидендов от российско - белорусского интеграционного проекта, в который, по экспертным оценкам за последние 11 лет российской стороной было вложено прямых, косвенных и ресурсных дотаций, преференций и льгот на общую сумму более 42 млрд. долларов США, не смог вовремя уяснить, что за период с 1994 по 2000 год Белоруссия завершила формирование собственной политической системы, в значительной степени адекватной эклектичной политической культуре белорусского общества и уровню развития ее молодого политического класса.

Появление в Белоруссии собственной национальной идеологии, в основе которой оказались элементы этнического и государственного национализма, а также формирование собственной "белорусской экономической модели", оказавшейся клоном распространенной на постсоветском пространстве системы перераспределения сверхдоходов от экспорта/транзита углеводородов, позволило, с одной стороны, правящей элите заявить о государственной состоятельности Республики Беларусь, но с другой стороны, обеспечить идеологическую опору авторитарному режиму А. Лукашенко.

Российский политический класс беспокоит то, что белорусский авторитарный режим, решив к концу 90-х годов ХХ века задачу политической и социально-экономической стабилизации в республике, в настоящее время блокировал политическую жизнь и создав неэффективные в условиях глобализации экономическую модель с монопольным влиянием государства, оказался невосприимчив к нарастающим мировым изменениям экономического, социального, технологического характера. Сохранение авторитарного режима А. Лукашенко в неизменном виде объективно обуславливает социально - экономическое отставание Белоруссии, превращение ее в источник дешевой рабочей силы, обрекает на внешнеполитическую изоляцию.

Проблема легитимности белорусского правящего режима будет обостряться с каждым очередным президентским сроком А. Лукашенко (в настоящее время А. Лукашенко исполняет обязанности главы белорусского государства в третий раз и готовится к четвертому переизбранию). Российское руководство отдает себе отчет в том, что с ослаблением легитимности президентской власти в республике, белорусское политическое поле будет все в большей степени привлекать внешние политические силы. Стоит отметить, что в настоящее время ЕС и США, используя Польшу, активны в политической жизни Белоруссии, но в основном используют пропагандистские возможности белорусской политической оппозиции и белорусского экспертного сообщества.

Со своей стороны, Россия, используя и реализуя свои экономические преимущества, старается уклониться от открытого присутствия на внутреннем политическом поле Белоруссии. В данном случае обращает на себя позиция белорусских властей, жестко пресекающих контакты белорусского политического класса с Россией, и одновременно, ограничивающихся риторикой в отношении растущего влияния Запада на белорусском политическом поле.



Внутренняя разнородность белорусского общества, различные группы которого не только говорят на разных языках, но имеют различные идеологии, принадлежат к разным религиозным конфессиям и фактически живут в различных социальных ритмах - аграрном, индустриальном, информационном, будет способствовать созданию условия для политической дестабилизации в Республике Беларусь.

Российское руководство отдает себе отчет в том, что в ближайшее десятилетие Белоруссия не освободится от энергетической зависимости от России, что будет стимулировать попытки правящих кругов Белоруссии к поиску новых политико - энергетических комбинаций с непосредственными соседями и на мировой арене. Минск пытается начать нефтедобычу в Иране, Венесуэле, ищет дешевую нефть в Азербайджане. Не исключено, что в ближайшие десятилетие Минск получит техническую возможность для получения энергоносителей из регионов Ближнего Востока и Каспия, однако рентабельность данных поставок сомнительна. Белоруссия не сможет найти адекватную замену российской нефти и газа.

Белорусское руководство, имея пониженную договороспособность и находящееся в постоянной борьбе за собственную легитимность, не в силах гарантировать безопасность энергетического транзита на европейские рынки. Создание обходных коммуникаций (газовой - "Северный поток", нефтяной - "БТС-2") останутся в перечне приоритетов правительства России. Со временем, сомнительность сделки по покупке 50% акций белорусской государственной газотранспортной компании "Белтрансгаз" станет вполне очевидной.

Спрос на газ в Литве, пережив пик в момент закрытия Игналинской АЭС, с вводом в строй новой АЭС ощутимо сократится. В связи с планами Польши организовать импорт норвежского газа, перспективы расширения экспорта российского природного газа на польский рынок сомнительны, что, попутно, делает бессмысленным строительство второй очереди газопровода "Ямал - Европа". В ближайшие годы белорусский газовый транзит сократится до уровня обеспечения потребностей самой Белоруссии.

Использование белорусских НПЗ в целях расширения экспорта нефтепродуктов в ЕС затруднительно по причине нестабильной политики белорусских властей в сфере нефтепереработки. Российские нефтяные компании, планируя сооружение новых нефтеперерабатывающих мощностей на побережье Финского залива, видимо, будут вынуждены вернуться к планам покупки и строительства НПЗ непосредственно на территории Евросоюза. С завершением процесса выхода белорусской экономики на импорт российских энергоносителей по мировым ценам, привлекательность белорусских НПЗ упадет.

Вышеозначенные тенденции, в целом негативные для существующей структуры белорусской экономики, остающейся, по сути, постсоветской, теоретически можно было бы остановить, обратившись к идее российско - белорусской энергетической интеграции. Однако готовность белорусского общества, политического класса республики к открытию своего ТЭК для мирового бизнеса вызывает сомнение. Безусловно, со временем, процессы глобализации окажут свое позитивное влияние на белорусский истэблишмент и понимание необходимости более тесного встраивания национального энергетического комплекса в общий энергетический ландшафт европейского континента станет подавляющим, но в настоящее время критической интеллектуальной массы для переосмысления собственной экономической политики в Белоруссии не создано. В итоге, белорусский политический класс, второе десятилетие практикуя мифы о востребованности белорусского геополитического "моста" между ЕС и Россией, рискует остаться на европейской обочине, экономическим, в том числе, энергетическим, "тупиком" в центре Европы. Учитывая экспортноориентированный характер белорусской экономики, экономический национализм правительства А. Лукашенко в среднесрочной перспективе угрожает суверенитету и независимости Республики Беларусь.

По причине старения производственных фондов и сокращения численности и технологической деградации квалифицированного рабочего класса заинтересованность российского бизнеса в белорусских предприятиях падает. Белорусское руководство, по-прежнему уверенное в исключительной привлекательности белорусских производственных активов для иностранных инвесторов, пытается использовать возможности получения небольших пакетов акций белорусских предприятий для получения поставок российских энергоносителей по заниженным ценам. По причине традиций административного произвола в отношении российского бизнеса в Белоруссии, данная политика не может принести успеха официальному Минску.

6.Внешнеполитический аспект.

Российский политический класс в принципе понимает, что белорусское руководство, используя в качестве императива борьбу за сохранение и упрочивание национального суверенитета и независимости в противостоянии с Россией, объективно стимулируют дезинтеграцию двух стран - партнеров по созданию Союзного Государства.

Одновременно, как оказалось, вопрос о геополитическом выборе, остается актуальным для белорусского политического класса. Фактор личности А. Лукашенко, вполне сложившийся во внешнеполитическом аспекте, определенное время будет оказывать сдерживающее влияние на закрепление и расширение внутри белорусского истэблишмента устойчивых проевропейских настроений. Однако сам белорусский президент, стремясь играть на существующих противоречиях между ЕС и Россией, ограничиваясь в отношении России союзнической риторикой, активен на западном направлении. Преддиалоговая стадия отношений Брюсселя и Минска не устраивает обе стороны, но такая ситуация носит срочный характер.

Оставляя России роль одного из ведущих экономических партнеров на фоне политического доминирования ЕС, белорусский политический класс находится в стадии поиска нового регионального позиционирования.

7. Внешние силы

Однако, Запад, оказывая на белорусскую внутриполитическую ситуацию серьезное политическое влияние, объективно стимулирует политическую нестабильность в Республике Беларусь, что, как следствие, вызывает ответную реакцию властей. В итоге режим А. Лукашенко, декларируя готовность к диалогу с ЕС и США, усиливает политику "закручивания гаек" на внутренней арене. Стоит напомнить, что партнер России по созданию Союзного Государства имеет десятки политических заключенных, чем фактически возродил ГУЛАГ. В уголовном законодательстве республики имеется уникальная статья об уголовном наказании за "клевету в адрес президента Республики Беларусь" с практически необъятными возможностями для толкования.

Тем не менее, уже сейчас ЕС вполне востребован в роли политического посредника на внутреннем политическом поле Белоруссии. Не исключено, что со временем, Евросоюз попытается играть роль арбитра и в контексте российско - белорусской энергетической проблематики.

Стремясь в одностороннем режиме, без согласования с Россией, организовать в РБ смену внешнеполитической ориентации, Запад, по примеру украинской "оранжевой революции" стремится, используя символические экономические и политические ресурсы, установить монопольный политический контроль над Белоруссией, что в итоге будет содействовать появлению области политической непредсказуемости по периметру российской границы на Западе. Данный сценарий потребует от России резкой смены формата политических и экономических контактов с республикой, а затем, как следствие, отвлечение ресурсов для стабилизации социально - экономической ситуации в Республике Беларусь.

Российское руководство отдает себе отчет в том, что постепенное втягивание Белоруссии в европейское экономическое "приграничье" оказало разрушающее воздействие на перспективы развития российско- белорусской экономической и политической интеграции. С другой стороны, последовательный крен белорусского руководства в стороны ЕС косвенно стимулировало переход российского руководства к прагматичной экономической политике в отношении Белоруссии.



При любом варианте внутреннего развития Республики Беларусь и ее взаимоотношений с Россией, основная часть политические элиты республики предпримет попытки войти в сферу политического и экономического влияния ЕС и НАТО. Экономические, трудовые, транзитные ресурсы Белоруссии окажутся предметом острой конкурентной борьбы между ЕС и Россией. ЕС и США будут активно стимулировать попытки правящих кругов РБ использовать политический инструментарий против российской экономической экспансии, содействовать ограничению влияния российского бизнеса, использовать информационные и иные ресурсы против попыток России укрепить свое экономическое влияние в Белоруссии.



8 .Военно-политические аспекты.

Использование Россией белорусского стратегического "плацдарма" для организации "асимметричного" ответа размещению в Центральной Европе третьего позиционного района США сомнительно. Размещение на территории РБ ракет среднего радиуса действия с ядерными боеголовками приведет к дестабилизации сложившегося военно-стратегического статус - кво в Европе в условиях последнего расширения НАТО. Вовлечение белорусского "плацдарма" в ядерное противостояние будет означать возвращение международных отношений во времена "холодной войны", что неприемлемо для российской и американской правящих элит.

В ближайшие годы российское руководство будет вынуждено переосмыслить необходимость сохранения в РБ двух российских военных баз.

Стоит отметить, что белорусское руководство пытается сохранить белорусское участие в военно-стратегических планах России, активно в деятельности ОДКБ, акцентируя ее "стабилизирующую" роль в странах - участниках. Минск, озабоченный модернизацией своей армии, пытается сохранить доступ к российским вооружениям и военным технологиям.

Видимо, ШОС определенное время будет сохранять антиамериканский контекст и А. Лукашенко заинтересован в привлечении ресурсов этой международной организации для сохранения власти в Белоруссии. Учитывая особые отношения Белоруссии с Китаем, белорусское руководство не оставляет попыток оказаться в любом статусе среди членов ШОС.

9. Перспектива российско - белорусской интеграции.

Экономическая интеграция между Россией и Белоруссией в выбранном дотационном формате оказалась бесперспективна. Односторонние преференции белорусской экономики стимулировали в РБ экономический национализм. Создание зоны свободной торговли (таможенной зоны) в рамках российско - белорусской интеграции по причине недобросовестности белорусской стороны в настоящее время превратилось в обуз удля российского бюджета. В случае вступления России в ВТО, зона подлежит ликвидации. Предпосылки для общего рынка и экономического, а также валютного союза (следующие этапы экономической интеграции) в рамках Союзного Государства не просматриваются. В обозримый период исчезнут даже начальные условия для старта данных процессов.

Видимо, постепенно союзные структуры между двумя странами переформатируются в координационные органы, связанные с функционированием транспортных коммуникаций, включая энергетических, миграции, использования белорусских трудовых ресурсов. Сохранится интерес к взаимной защите воздушного пространства.

В целом, российско - белорусский интеграционный проект не выйдет из стадии стагнации. Вялотекущий кризис, связанный с потерей доверия между партнерами, сохраняет способность к быстрой и почти неудержимой разрушительной эскалации, что в свою очередь может подтолкнуть процессы деградации интеграционного проекта. Постепенная ликвидация российских энергетических льгот привела пока к непубличному, а затем неизбежно приведет к открытому демонтажу Союзного Государства. Индикатором зрелости белорусского политического класса станет борьба за сохранение или активное разрушение единого социального пространство между двумя странами.

10. Ближайшее будущее Белоруссии

В виду того, что белорусское общество находится на аграрно - индустриальной стадии своего развития, современное состояние белорусского политического класса не позволяет рассчитывать на появление адекватной современный процессам глобализации альтернативы современной белорусской власти.

Белоруссия, в случае сохранения властных полномочий в руках ныне правящей группировки, объективно окажется в зоне европейского пограничья, неуклонно превращаясь в предмет торга между Россией с одной стороны и США и ЕС с другой, осложненным влиянием Польши, имеющей собственные политические и экономические интересы в РБ, часть которой продолжительное время находилось в составе польского государства. Политика белорусского руководства, независимо от продолжительности нахождения у власти политической группировки А. Лукашенко, во все большей степени оказывается в сфере влияния ЕС и НАТО.

Возврат к политической интеграции между Россией и Белоруссией невозможен, так как белорусский политический класс не готов к передаче части суверенитета наднациональным органам Союзного Государства. Определенное время будет сохраняться привлекательность экономической интеграции между Россией и Белоруссией, но объективные отличия между белорусской экономической моделью и российской рыночной экономикой со временем приведут к затуханию экономической интеграции между странами. Способность белорусского политического класса к реформированию экономики и, как следствие, политической системы, вызывает сомнение, что ставит под угрозу перспективы развития белорусской государственности.

11. Будущее российско-белорусских отношений.

В целом, в ближайшие годы Россия сохранит за Белоруссией роль второстепенной внешнеполитической арены и зоны затухающего регионального сотрудничества, что не избавит ее от необходимости выработать стратегию реагирования на деструктивные процессы, протекающие около ее западных границ и периодически втягивающие РФ в белорусскую внутриполитическую проблематику. Помимо прочего, эта стратегия должна будет включать механизм блокирования усилий геополитических конкурентов по навязыванию Москве роли поставщика дешевых энергоносителей для страны, только номинально считающейся ее союзником.

Несмотря на важное значение ситуации на внутренней политической арене Белоруссии, судьба РБ находится в руках глобальных игроков, а сам вопрос о способности Белоруссии превратиться в действительно суверенное национальное государство белорусского народа в условиях доминирования авторитарного режима пока остается открытым. Этап использования властной элиты Белоруссии партнера по Союзному Государству в качестве инструмента в собственной борьбе за выживание и доступ к материальным ресурсам завершается.

Москва уже не рассматривает Белоруссию в качестве приоритета первого уровня, особые отношения с которой нужно поддерживать субсидированием ее экономики.

Однако Россия не исчезнет из внешнеполитической сферы Республики Беларусь, что невозможно в силу необходимости обеспечивать интересы национальной безопасности Российской Федерации в условиях, когда конкуренция с другими заинтересованными игроками на постсоветском пространстве растет. Российское присутствие в РБ важно с точки зрения экономических интересов и наполнения бюджета РФ. Тем более, что между Россией и Белоруссией по-прежнему сильны и культурные связи, хотя с ходом времени они будут ослабевать.

Российское руководство не намерено проводить собственные политические сценарии на внутреннем белорусском политическом поле. Не намерено искать преемников А. Лукашенко. Официально Республика Беларусь остается для России союзным государством. Вмешательство во внутренние дела суверенного государства само по себе является неприемлемым. В белорусском примере такое вмешательство, кроме всего прочего, не имеет политического смысла. Дело в том, что в российском экспертном сообществе есть уверенность, что А. Лукашенко является индикатором развития белорусского политического класса, способного рождать пока исключительно диктаторов.

Отсюда и понимание, что вести диалог с альтернативными белорусскому президенту белорусскими политическими деятелями не имеет смысла. Их или нет, или они отражают интересы внешних сил. Отсюда и отсутствие диалога между Москвой и белорусской оппозицией. Проще вести диалог с ее спонсорами

Однако системного, организованного диалога между Москвой с одной стороны и Вашингтоном и Брюсселем с другой стороны, по белорусской тематике также нет. Пока диалог не имеет внутренней потребности, так как Запад не может взять на себя дотирование белорусской экономики на 20% ее бюджета. Сейчас это делает только Россия. Западу нечего предложить Москве.

_________________

http://www.naviny.by/rubrics/politic/2006/10/25/ic_articles_112_148473/

Там же.

n-europe.eu/content/index. php?page_id=3&sprsschan=180 - 34k -

21.01.2008

www.politoboz.com
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован