02 февраля 2010
3948

Андрей Володин: Россия - Индия: что впереди?

В последнее время России удалось добиться заметного прогресса по многим направлениям сотрудничества с Индией. По общему согласию экспертов, двустороннее экономическое сотрудничество двух стран развивается весьма успешно. Между тем отношениям России и Индии еще предстоит пережить серьезные вызовы, уверен главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Андрей Володин

Важные сдвиги произошли в области военно-технического сотрудничества. Так, решена финансовая судьба многострадального авианосца "Адмирал Горшков". Очевиден прогресс в создании совместного военно-транспортного самолета, Индия все активнее включается в российский проект истребителя пятого поколения. В ходе визита премьер-министра Индии Манмохана Сингха, состоявшегося в конце 2009 года, подписаны важные двусторонние соглашения в областях военно-технического сотрудничества (ВТС) и атомной энергетики. На восточном побережье Индии с помощью России будет построено от 12 до 14 атомных энергетических установок. Сотрудничество с нами обещает ослабить зависимость Индии от невозобновляемых источников энергии - нефти и газа, что особенно важно в свете быстрого роста сверхкрупных городов в этой стране (к 2030 году, как считают прогнозисты, в Индии будет насчитываться не менее 60 городов-миллионеров).

Правда, мы продолжаем с надеждой ожидать положительного для России "контракта века" - закупки Индией 126 многофункциональных истребителей, идущих на смену устаревающим летательным аппаратам. Напомню, этот контракт усиленно лоббировал, в бытность президентом России, Владимир Путин, в январе 2007 года во время визита в Дели. Индийская печать отмечает, что решение по судьбе контракта будет непременно "политическим". Постоянное откладывание сроков проведения тендера по многофункциональным истребителям свидетельствует о том, что "политическое" решение - в пользу России или США - в делийских верхах пока не принято.

Колебания индийских властей, как мне кажется, отражают сложное взаимодействие нескольких факторов, каждый из которых имеет собственную историю и логику развития, свое влияние на текущее состояние российско-индийских отношений.

1. 90-е годы для отношений России и Индии называют "потерянным временем", и подобная оценка не лишена оснований. Россия в буквальном смысле "ушла" из Индии, и историческая память многих индийцев по-прежнему работает не в пользу нашей страны. Советский Союз был больше, чем стратегическим союзником Индии. Русский колониализм (в форме ли Российской империи или СССР, для индийцев не имело значения) создал секуляристскую государственность и светскую модель власти в Центральной Азии и тем самым сдерживал влияние идей, которые сейчас собирательно именуют политическим исламом. Распад Советского Союза значительно осложнил геополитическое положение Индии, тяготы которого страна была вынуждена преодолевать самостоятельно. В результате влияние пророссийски настроенных сил в Индии существенно уменьшилось.

2. Помимо политического ислама, Индию уже давно (по крайней мере, со времени пограничного конфликта 1962 г.) беспокоит "китайский фактор", т.е. форсированный и длительный экономический рост КНР, который, как считают в Дели, может трансформироваться в геополитическую экспансию и "окружение" Индии в зоне ее жизненных интересов, в Южной Азии. "Слабость" России побуждает часть политической элиты искать противовес Китаю в стратегической дружбе с Америкой.

3. Экономические преобразования 1991 г. (или "реформа Манмохана Сингха") положили начало продолжительному и энергичному экономическому росту. Одним из его социальных последствий стало новое самоощущение индийцев - как политической и экономической элит, так и среднего класса. В этой среде возникла уверенность в "экономической победе" над Китаем примерно к 2020-2025 гг., во вступлении в "лигу" развитых стран и, в конце концов, в превращении Индии в одну из незаменимых несущих конструкций "мира по-американски" (функциональной частью которого станет сдерживание "непознаваемого" Китая в регионе АТР). Впрочем, довольно скоро выявилась "сказочность" подобного прогнозного сценария, однако освобождение от иллюзий обычно требует времени.

Значение Индии для России определяется просто: эта страна становится одним из "гравитационных полей" формирующегося полицентрического (или "постамериканского") мира. Ясно и то, что нашей стране предстоит второе "открытие Индии", иначе говоря, задействование механизмов и принципов взаимоотношений, которые определяют лицо современного мира: инновационных технологий, нетривиальных экономических решений, перспективных внешнеполитических подходов.

Сегодня важнейшим полем деятельности государств становятся внешнеэкономические связи. На этом направлении объем нашего взаимообмена выглядит скромно - от 7 до 9 млрд. долл. (в зависимости от методики подсчета) и значительно уступает показателям наших внешнеэкономических отношений со сравнительно небольшой Турцией, а с индийской стороны - товарообороту с КНР и США (более 30 млрд. долл.). Мировая практика показывает: внешнеэкономические связи обретают устойчивую инерцию тогда, когда товарооборот между государствами достигает объема 17-18 млрд. долл.; именно на этом уровне внешнеэкономических связей кристаллизуются интересы ведущих социально-политических сил общества в развитии отношений с данной страной.

На мой взгляд, перспективы наших внешнеэкономических отношений с Индией зависят от успешных действий сторон на двух направлениях кооперационных связей. Во-первых, в вовлечении в этот круговорот регионов наших стран, что будет отвечать общемировой тенденции развития горизонтальных связей, и во-вторых, во включении в сферу наших отношений новых кластеров хозяйства - от гражданской авиации до многопрофильного сотрудничества по линии международной транспортной магистральной системы "север - юг".

Не менее стратегически значимым направлением нашего сотрудничества обещает стать долгосрочное взаимодействие сверхкрупных государств (России, Индии, Китая и Бразилии, а возможно, и других "нововлиятельных" стран) - как в трех-, так и в четырехстороннем формате. Такое сотрудничество, как представляется, может иметь два основных направления: 1) создание устойчивой модели международных отношений в свете дезинтеграции однополярного мира ("униполя") и 2) формирование геоэкономического пространства, относительно автономного от "традиционных" центров глобализации (США - Западная Европа - Япония), с целью обезопасить себя от будущей "турбулентности" мировой экономики.

Формирование полицентрического ("постамериканского") миропорядка предполагает укрепление основ и глобальной, и региональной безопасности. Для России и Индии одной из наиболее сложных проблем, потенциально способных дестабилизировать внутреннюю устойчивость обоих обществ, остается ситуация в Афганистане. Сложность афганской проблемы в том, что ее урегулирование требует взаимодействия России, Индии, Китая, Пакистана, Ирана, а также Соединенных Штатов. Подтверждение нейтрального статуса Афганистана непременно должно быть подкреплено "гармонизацией" позиций двух сверхкрупных стран, Индии и Китая, по формату афганского урегулирования. На этом направлении Дели и Пекин пока не достигли полного согласия. Думаю, сближению их позиций могла бы способствовать активная политика Москвы, в чем Индия глубоко заинтересована.

Еще одной "точкой" приложения совместных усилий Москвы и Дели могла бы стать их деятельность по разблокированию "иранской ядерной проблемы", хотя бы потому, что к мнению наших стран чутко прислушиваются в Тегеране.

Словом, у Индии и России на внешнеполитическом поприще непочатый край совместной работы. Подобная деятельность могла бы подтвердить, что выбор, сделанный более полувека назад, имеет стратегический и безальтернативный характер.

Андрей Володин

http://www.opec.ru

2 февраля 2010 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован