СПРАВКА: Забродский Андрей Георгиевич - директор Физико-технического института имени А.Ф.Иоффе РАН, доктор физико-математических наук, профессор.
Андрей Георгиевич, международное научно-техническое сотрудничество - один из важнейших инструментов в сфере науки и инноваций.
Как Вы считаете, каково нынешнее состояние сотрудничества, каков его уровень? Что нужно сделать для того, чтобы улучшить его?
Это важное направление нашей деятельности. При отсутствии наукоемкой промышленности и заказов от нее, сегодня это практически чуть ли не единственная возможность самореализации для институтов типа Физтеха. Наверное, другие институты, имеющие соответствующий уровень разработок, тоже выходят на внешний рынок. В значительной степени это Юго-Восточная Азия, Япония, Корея, Китай, Тайвань, есть заказы из США и из Европы. Как правило, когда речь идет о заказчиках-фирмах, они стараются действовать жестко и покупать в России наукоемкую продукцию за минимальную цену. Отношение к стране играет значительную роль, нам тяжело каждый раз отстаивать реальную цену научно-технической продукции, которую мы создали, нам все время хотят недоплатить. Зарубежные партнеры не понимают, что сегодня уровень зарплат у нас значительно выше, чем был в начале 1990-х гг., когда завлаб получал $10. Поэтому роль государства в этом аспекте очень велика. Две недели назад я был в Корее на мероприятии, организованном российско-корейским центром в области технологий. Правительство на уровне страны и региона подошло с пониманием перспективы, выделив значительный объем средств для развития своего бизнеса в рамках сотрудничества с Россией. Корейцы заинтересованы брать почти все технологические разработки, которые хоть чуть-чуть могут им подойти. Более того, у них есть средства, чтобы расплачиваться. Они есть и в Китае, Японии и Тайване. В качестве заказчиков этой уникальной продукции выступают также США, видно, что ее больше негде заказать.
Международное научно-техническое сотрудничество дает бюджету нашего института в среднем 10% доходов. Это заметный процент. Именно зарубежные заказы, не просто хозяйственная деятельность. В принципе зарубежные партнеры готовы идти на открытие совместных лабораторий. Например, компания Samsung открыла совместно с нами лабораторию, в основе лежит заинтересованность в целенаправленном поиске и защите новых разработок Института. Есть совместная лаборатория с компанией "Токио-Боеки", которая заинтересована в использовании своего дорогостоящего оборудования - электронных микроскопов - в целях рекламы и в учебном процессе, поскольку общеобразовательная деятельность института тоже широко известна. Мы используем эту возможность.
http://www.strf.ru/organization.aspx?CatalogId=221&d_no=9219