Интервью Бориса Мыльникова в рубрике "безопасность" N5-2002
Антитеррористический центр (АТЦ) СНГ был создан по инициативе глав государств Содружества в июне 2000 года. Что это за структура, для чего она была создана и о первых шагах ее работы в интервью журналу "ВОИНСКОЕ БРАТСТВО" рассказывает руководитель этого центра генерал-лейтенант Борис МЫЛЬНИКОВ.
- Борис Александрович, каковы главные задачи Антитеррористического центра СНГ?
- АТЦ предназначен решать задачи координации взаимодействия компетентных органов государств - участников СНГ, то есть, главным образом, проблемы предупреждения террора. Именно это - приоритетное направление нашей деятельности.
Кроме того, сейчас уже подготовлен проект Положения о порядке организации и проведения совместных контртеррористических мероприятий на территориях государств Содружества под руководством АТЦ. Утвердят этот документ главы государств - значит, наши функции расширятся.
Кстати, недавно Украина выступила с инициативой провести на ее территории антитеррористические учения, подобные тем, что мы проводили в апреле в среднеазиатском регионе под кодовым наименованием "Юг - Антитеррор - 2002". Только на этот раз, если учения состоятся, они будут связаны с объектами водного транспорта. Спецслужбы Украины заинтересованы в отработке учебно-боевых задач своих боевых ныряльщиков совместно с российскими подводными пловцами.
- Когда пройдут эти учения?
- АТЦ поддержал данное предложение, но к подготовке мы пока не приступали. Прежде необходимо миновать стадию внутригосударственных процедур. Насколько мне известно, Россия - "за" проведение подобного рода крупномасштабной тренировки. Как только инициативу поддержит украинская Верховная Рада, решение вопроса можно будет переводить в практическую плоскость.
Лично я придаю подобным совместным действиям большое значение. Ведь в чем главный смысл подобных мероприятий? Мы возвращаем общение спецназа государств СНГ к периоду десятилетней давности, когда все учились на одной базе. Сегодня провести совместную сложную операцию нереально: связь у каждого своя, уровень подготовки - свой, вооружение и его возможности тоже отличаются. Знаете, я не являюсь профессионалом с точки зрения работы спецподразделений, но мне кажется, что их стремление к подобного рода контактам только на пользу делу антитеррора на просторах СНГ. Да и не только СНГ. Вспомните недавний пример с захватом российского Ту-154 в Саудовской Аравии, когда местная спецслужба провела совершенно нелепую операцию по освобождению заложников, в результате которой погибла стюардесса и был убит пассажир. А ведь ФСБ тогда предлагала использовать наш спецназ и решить проблему без жертв: "Это наш борт, мы знаем в нем все входы и выходы, не раз отрабатывали подобные задачи". Нет, ответили арабы, мы сами с усами...
- Значит ли это, что в вашей структуре могут появиться такие спецгруппы, как белорусский "Алмаз", казахстанский "Беркут", киргизская "А" или российская "Альфа"?
- В этом нет необходимости. Дело в том, что ведение оперативно-розыскных операций не входит в задачи АТЦ. Повторяю: наше дело - взаимодействие и координация компетентных органов государств - участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом, информационно-аналитическая работа, которая заключается в создании и постоянном обновлении банка данных.
- Достаточно ли у вас потенциала для ведения такой ответственной интеллектуальной работы?
- У нас 60 штатных единиц, из которых 46 мест уже заняты. Это представители соответствующих структур всех стран СНГ, за исключением Туркмении и Узбекистана. Почти все - люди с высшим образованием. Помимо специалистов органов безопасности и спецслужб у нас есть и научные кадры. В целях совершенствования уровня подготовки сотрудников мы используем потенциал Дипломатической академии российского МИДа, Военной академии Генштаба России, академий ФСБ и МВД, а также учебные центры подразделений специального назначения ФСБ.
- Насколько полезна обрабатываемая в центре информация и как ее используют?
- Я далек от мысли, что мы достигли полного доверия и взаимопонимания между государствами в рамках нашей работы. Но и та информация, которую нам предоставляют, оказывается весьма ценной. И она не лежит у нас под спудом - мы обеспечиваем ею соответствующие структуры в государствах. Кроме того, эти ведомства нередко обращаются к нам с конкретными просьбами, и мы никому не отказываем.
- Откуда осуществляется финансирование АТЦ?
- Из средств единого бюджета органов СНГ отдельной строкой. Должен заметить, что 50% этой суммы вносит Россия.
- Есть ли аналогичные структуры в мире?
- Нет, мы являемся пионерами в этом деле. Недавно интерес к АТЦ проявила ООН. Заместитель Генерального секретаря этой организации и руководитель управления ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности господин Арлаки, с которым я встречался в Вене, отметил, что неплохо было бы создать подобную международную организацию.
- А Интерпол разве не аналог?
- Нет. У Интерпола совсем другие задачи.
- Вы упомянули учения "Юг - Антитеррор - 2002". Как бы вы оценили его итоги?
- Эти учения - плановые, и проведение их было определено решением Совета руководителей органов безопасности и спецслужб государств СНГ. В ходе подготовки к ним и непосредственной отработке задач мы скорректировали действия с учетом вновь сложившихся обстоятельств после событий 11 сентября прошлого года. В ходе учений был получен первый и очень важный опыт взаимодействия спецслужб, спецподразделений и войскового компонента под эгидой АТЦ.
Одним из итогов явилось и то, что проведением учений АТЦ конкретно заявил о твердом намерении не только не свертывать свое присутствие в Центральной Азии, но и, несмотря на наличие в регионе контингентов войск США и их союзников по антитеррористической коалиции, организовать здесь свой филиал. Он уже создан и дислоцируется в Бишкеке.
Но самое главное это то, что еще раз была подчеркнута готовность руководителей государств, их спецорганов и антитеррористических подразделений вести борьбу с терроризмом и иными проявлениями экстремизма.
- А как же Узбекистан? Ведь эта страна не приняла участие в маневрах. Не могли бы вы объяснить - почему?
- Официально коллеги из Ташкента ответили нам, что принять участие в учениях им помешали мероприятия, ранее запланированные Службой национальной безопасности.
- Как бы вы перевели это с "языка вежливого отказа"?
- Как бы это ни "переводилось", я думаю, что это право каждой страны принимать или не принимать в чем-то участие. Могу лишь предполагать, что в Ташкенте, может быть, опасаются - и для этого, наверное, есть основания, - что какую-то "лишнюю" информацию получит Таджикистан, - информацию, которая может попасть к активистам известных в среднеазиатском регионе радикальных организаций, щупальца которых тянутся во все здешние республики. С другой стороны, у президента Ислама Каримова есть свой особый взгляд на устройство АТЦ. Узбекский лидер, например, считает, что центр антитеррора должен обладать некой мобильной силой, которая могла бы быстро и эффективно локализовать конфликты, подобные тому, что в 1999 году имел место на узбекско-киргизской границе.
- Разве это не резонно?
- Наверное, резонно. Но я уже говорил о приоритетном направлении нашей деятельности - предупреждение проявлений терроризма. Кстати, это неоднократно подчеркивали и сами президенты на своих саммитах.
- Не так давно Президент РФ Владимир Владимирович Путин отметил, что возможности АТЦ используются еще не в достаточной степени. Как вы полагаете, что он имел в виду?
- Дело в том, что со стороны руководителей некоторых государств СНГ до сих пор ощущается скепсис в отношении способности Центра решать практические задачи борьбы с терроризмом. Да и на других уровнях не все страны Содружества одинаково активно включились в работу по организации совместной антитеррористической деятельности и использованию в этих целях потенциала АТЦ. Но наверняка это критика и в наш адрес. Полагаю, что нам необходимо быстрее набирать обороты, реализуя возложенные на нас функции.
- Как же вы намерены отреагировать практически?
- Думаю, в определенном смысле мы уже отреагировали. Одним из итогов учений "Юг - Антитеррор - 2002" явилось то, что их проведением АТЦ конкретно заявил о твердом намерении не только не свертывать свое присутствие в Центральной Азии, но и, несмотря на наличие в регионе контингентов войск США и их союзников по антитеррористической коалиции, создать здесь свой филиал.
- Что это за филиал?
- Он, как я уже сказал, создан и дислоцируется в Бишкеке, возглавляет его российский полковник Сергей Рева, а под его руководством работают по одному представителю из Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Сотрудники филиала постоянного взаимодействуют с силовыми структурами государств региона. С целью информационного обмена установлен постоянный контакт с представителем ЦРУ.
- Насколько эффективно сотрудничество АТЦ с американцами в среднеазиатском регионе?
- К сожалению, ответной заинтересованности мы не наблюдаем. Антитеррористическая коалиция тоже не спешит налаживать с нами контакты. Более того, я лично уже встречался с руководителем антитеррористического центра ЦРУ господином Блэком, но и с его стороны заметил сдержанность даже в обсуждении подобного рода вопросов.
Однако, полагаю, это не должно повлиять на установление нами рабочих контактов с международными центрами и организациями, занимающимися вопросами борьбы с терроризмом, а также с соответствующими специализированными структурами других государств, что поручил нам состоявшийся в мае в Тбилиси Совет руководителей органов безопасности.
- Как вы смотрите на то, что Грузия, несмотря на подписанное два года назад соглашение о создании АТЦ СНГ, своих "солдат удачи" доверяет только американским спецназовцам?
- Я могу вам ответить на это словами Михаила Задорнова: "Вы думаете, американцы научат грузин воевать? Нет! Грузины их научат петь!" И поверьте, в этой шутке только доля шутки. А потом, чего мы, собственно, опасаемся, и почему в России такой ажиотаж вокруг этого? В кулуарах заседания Совета руководителей органов безопасности и спецслужб в Грузии велся разговор и об этих американских "рембо". Во-первых, они обучают хрестоматийным вещам, не более того. А во-вторых, американцы ведь известные прагматики. Те деньги, которые их инструкторам выделили на обучение, они сами на себя и потратят. И в Грузии это уже понимают. Представители грузинского спецназа, которые имеют определенные навыки, уже тренируются в России в объединенном центре ФСБ.
- Планируется ли активность АТЦ в опасном с точки зрения угроз терроризма Закавказском регионе?
- Подобные предложения мы делаем, как правило, на Советах руководителей специальных служб государств СНГ, приводя серьезные аргументы. Для Закавказья такие обоснования, скажем так, более чем актуальны. Точно так же, как и для Приднестровья.
- А для Белоруссии?
- В Белоруссии в конце мая - начале июня прошли учения антитеррористического характера, которые проводились под эгидой министерства обороны этой республики. Там довольно сильные спецслужбы, отработано взаимодействие со всеми другими военизированными формированиями, гражданскими ведомствами. Поэтому я не вижу смысла организовывать какие-либо дополнительные маневры на белорусской базе.
- Если говорить об угрозах терроризма на пространстве СНГ в целом, то уменьшились ли они после американской операции в Афганистане?
- Конечно, с падением режима талибов и образованием в Кабуле коалиционного правительства уровень угроз заметно снизился. Но ведь обезвредить всех лидеров террористических организаций (в том числе и всемирно известной "Аль-Каиды") не удалось. И сомневаюсь, что это удастся сделать в ближайшее время. А с учетом того, что и на территории Содружества экстремистски настроенные религиозные организации типа "Хизб-ут-Тахрир" не собираются сворачивать свою деятельность, то АТЦ полагает, что угрозы пока еще, к сожалению, реальны. В том же Закавказье обстановка имеет тенденцию к обострению, в частности в Грузии (конкретно в Панкиссии), Северной Осетии и Северо-Кавказском регионе России.
Мой, увы, пессимистический прогноз основывается на довольно большом объеме информации на этот счет. Однако полагаю, что если международные силы объединятся в борьбе с терроризмом, то они смогут коренным образом изменить ситуацию.
Беседу вел
Игорь ПЛУГАТАРЕВ
http://voin-brat.ru/content/view/123/20/