25 июня 2001
2603

Артур Перепелкин: Плюсы и минусы быстрой карьеры

Менеджеры, которым некуда расти. В отечественном бизнесе в отличие от развитых стран погоду делают молодые, да ранние. Сплошь и рядом первые позиции в ведущих компаниях занимают люди, которым около сорока. Не попадают ли молодые российские менеджеры, сделавшие быструю карьеру, в психологическую ловушку? Ведь они в сравнительно раннем возрасте достигли своего потолка, и им некуда больше расти. В качестве примеров можно привести карьеры нескольких самых успешных отечественных топ-менеджеров.

Американский журнал Fortune недавно опубликовал биографии 25 генеральных менеджеров из Европы, США и Азии, которых, по мнению издания, можно считать "восходящими звездами" мирового бизнеса. "Молодые лидеры, настроенные помочь миру измениться", - так их характеризовал Fortune. Две трети менеджеров из этого списка в возрасте 35 - 40 лет. Ничего удивительного: на Западе высшую должность в компании акционеры доверяют умудренному жизнью человеку, который "разменял" пятый, а то и шестой десяток. Зато карьеру там планировать довольно просто - надо лишь расписать свои личные "пятилетки", определив, кем хочешь стать и чем собираешься заниматься. Лет в двадцать начать посыльным, а к сорока пяти, если хватит таланта и усердия, подняться по служебной лестнице до поста СЕО крупной компании. Еще лет 10 - 15 пожинать плоды своих усилий, а потом с почетом уйти в отставку, получив от компании многомиллионное вознаграждение. Впрочем, карьера на этом отнюдь не закончена - можно еще поработать бизнес-консультантом или занять место в совете директоров какой-либо корпорации. А потом написать книгу с названием вроде "Как я...". В общем, карьерных целей хватит на всю жизнь.

По сравнению с заграницей в России год работы в бизнесе идет за пять. Гендиректорами компаний у нас часто становятся действительно молодые менеджеры, у которых за плечами в лучшем случае несколько лет работы в мультинациональных корпорациях, а то и просто университетский диплом. И в обозримом будущем у молодых амбициозных профессионалов не уменьшится шансов сделать такую же блестящую карьеру, как у представителей предыдущего поколения. Иностранные компании все чаще доверяют российским менеджерам директорские позиции в своих представительствах и "дочках", а наши соотечественники-собственники все чаще нанимают профессиональных управленцев для руководства своими компаниями. Но не попадают ли молодые российские менеджеры, сделавшие быструю карьеру, в психологическую ловушку? Они достигли своего потолка, и теперь им некуда расти. Вот как складывались, к примеру, карьеры нескольких самых успешных отечественных топ-менеджеров.

Перемена мест

Быстрый должностной рост - это не завершение карьеры, если работаешь в не самой крупной компании или в фирме, у которой есть динамично растущие конкуренты. Реализовав свои таланты на одном месте, менеджер может найти для себя новый challenge. Тем более что на таких профессионалов есть спрос.

Гендиректор недавно созданной "Альфа-Эко Телеком" - 36-летний Станислав Шекшня перешел на эту должность с аналогичной позиции в представительстве американской "сотовой" компании Millicom. В Millicom его пригласили около двух лет назад фактически как антикризисного менеджера - "поднимать" продажи в регионах. Шекшня реорганизовал компанию, изменил ее коммерческую политику, а когда получил приглашение от "Альфа-групп", то посчитал, что свои задачи в Millicom выполнил: "Оставаться в этой компании мне было скучно - акционеры не планировали масштабной экспансии".

"Если топ-менеджер достиг в компании своих целей и не видит для себя перспектив, то у него действительно может пропасть стимул к работе, - говорит Анна Кофф, консультант российского отделения Korn/Ferry, ведущего мирового агентства executive search. - Когда такого человека приглашают на аналогичную должность в другую компанию, то он лишь в последнюю очередь интересуется размером компенсационного пакета. Его привлекает расширение ответственности, иной масштаб работы в данной отрасли. Он даже может согласиться на должность, которая не является первой в иерархии, поскольку понимает, что в его силах "взять свое" спустя некоторое время".

Андрей Скурихин, 30-летний генеральный директор "Союзплодимпорта", одного из крупнейших российских производителей водки, пришел в компанию в 1999 году на должность заместителя гендиректора. До "СПИ" он проделал тот же путь (от заместителя до генерального) в "Российской винно-водочной компании", откуда ушел из-за разногласий с президентом и совладельцем компании Артуром Перепелкиным. "Карьерный рост не означает постоянных переходов из одной компаний в другую на более серьезную должность, - считает Андрей Скурихин. - Профессиональный рост может быть связан с развитием самой компании. В "Союзплодимпорте" я буду добиваться роста стоимости активов, реализации новых проектов. Но если говорить отвлеченно, то конкретные предложения нужно рассматривать с точки зрения твоей удовлетворенности тем, что у тебя есть сейчас".

Впрочем, молодые генеральные зачастую и не хотят выходить на новый карьерный уровень. "Иностранные компании, заказывающие нам подбор менеджеров в России, как правило, желают видеть кандидата с опытом работы на должности, аналогичной по ответственности, - рассказывает Станислав Киселев, консультант российского филиала агентства Egon Zehnder International. - Но переманить такого специалиста достаточно сложно. Когда топ-менеджер после нескольких лет напряженной работы получает желанную должность, он хочет сосредоточиться на достигнутом и реализовать полномочия, которых он добивался".

Без остановки

Звучит как цитата из учебника по управленческой теории, но это реальность: развитие компании и постановка новых целей становятся для топ-менеджера тем интересом, который удерживает его на рабочем месте. Генеральный директор телекомпании СТС Роман Петренко начинал карьеру как сейлз-менеджер и прошел несколько должностных ступенек в корпорациях Unilever, R.J.Reynolds Tobacco и Mars, когда в 1998 году его пригласили возглавить молодую телекомпанию. Проработав в СТС один год, Петренко согласился на продление контракта сразу на пять лет. "Я не думаю, что к концу этого срока компания достигнет всего, на что способна, - считает он. - Появятся новые задачи, я буду выводить компанию на новые рубежи". Когда три года назад Петренко пришел в СТС, ближайшей целью компании был выход на полное самофинансирование за счет прибыли. Петренко полагает, что эта цель будет достигнута уже в нынешнем году. У компании есть и программа-максимум - войти в тройку ведущих национальных телеканалов, но пока СТС занимает четвертое место по доле аудитории, с переменным успехом борясь за эту позицию с ТВ-6.

"Хотя мой статус не меняется, я каждый год руковожу фактически новой компанией", - говорит 38-летний Виктор Пятко, генеральный директор питерской "Браво Интернэшнл". Он возглавляет компанию с момента ее основания в 1994 году. До этого Пятко несколько лет работал менеджером по производству в компании "Нева Чупа-Чупс". "Браво" начинала с производства газированных напитков и слабоалкогольных коктейлей, имея в штате около 150 сотрудников. В 1999 году "Браво" запустила свой пивоваренный завод, занимает сейчас шестое место среди российских производителей пива и обеспечивает работой 1500 человек.

"Быстрое движение вперед не дает смотреть по сторонам, - рассказывает гендиректор "Браво". - У меня были весьма лестные предложения от крупных компаний, но я однажды решил для себя, что не буду обращать на них внимания, поскольку не завершил свое дело. Конечно, когда-нибудь мы выйдем на максимальные объемы производства, но возможности для развития этим не исчерпываются: компания может осваивать смежные отрасли - например, солодовенное или бутылочное производство". Александр Изосимов, 36-летний гендиректор российского филиала корпорации Mars, сделал карьеру в этой компании менее чем за четыре года, побывав менеджером по финансовому планированию, финансовым директором и директором по продажам. По словам Изосимова, после своего последнего назначения в 1999 году он просто перестал рассматривать какие бы то ни было предложения, хотя его приглашали работать даже в Европу.

"Руководство компанией - само по себе сильный стимул, - считает он. - Ты сам определяешь цели, сам решаешь, как их достичь, и этим отличаешься от функционального менеджера. К тому же постоянно появляются новые задачи, о которых раньше не думал. У "Марса" за последний год сильно выросли продажи, и я сейчас занимаюсь организационной перестройкой, чтобы использовать наш потенциал по максимуму. Если когда-нибудь здесь все устоится настолько, что руководство превратится в рутинную работу, то я просто попробую убедить корпорацию в том, что способен на большее - в международной компании есть возможность для международной карьеры".

Потому что мое

Действительно, в мультинациональных корпорациях принято время от времени перемещать топ-менеджеров из одной страны в другую - это обогащает профессиональный опыт управленца, создает для него новые стимулы и тем самым удерживает в компании. Карьера такого менеджера идет по "географической восходящей": сначала он работает на развивающихся рынках, потом получает должность в каком-нибудь европейском или североамериканском подразделении и в конце концов может даже попасть на хорошую позицию в штаб-квартире. На Западе изобрели и другой способ заинтересовывать талантливых топ-менеджеров - их делают совладельцами компании. Иногда в числе таких топ-менеджеров оказываются и наши соотечественники.

Максим Игнатьев, председатель совета директоров "Рибок Россия", в 1991 году создал в Москве дочернюю компанию Reebok International. В 1998 - 99 годах руководство корпорации поручило ему сформировать подразделение Reebok Scandinavia, а затем создать самостоятельную дистрибуторскую компанию "Рибок Россия", в которой он вместе с несколькими российскими инвесторами стал соучредителем. 39-летний Игнатьев утверждает, что участие в капитале компании не является для него главным мотивирующим фактором. "Я руковожу быстро развивающимся бизнесом, мне есть о чем думать, - говорит он. - В этом году компания выходит на докризисный уровень продаж - понятно, что нам нужно двигаться дальше. Мы хотим создать свою сеть фитнес-клубов. Руководитель, кстати, по определению должен заниматься развитием компании, искать новые направления для ее роста".

В список "восходящих звезд" журнала Fortune, о котором было упомянуто выше, попал и наш соотечественник - 33-летний Рубен Варданян, президент инвестиционной компании "Тройка-Диалог". В 1992 году американский бизнесмен Питер Дерби пригласил его на должность управляющего директора еще не существующей компании. Через пять лет Варданян стал президентом и совладельцем "Тройки-Диалог".

В прошлом году компания получила $15 млн чистой прибыли при доходе в $60 млн, у "Тройки-Диалог" появился филиал в США, готовится открытие офиса в Лондоне. Рубен Варданян продолжает заниматься своей компанией не только потому, что вместе с ростам ее доходов растет стоимость его доли, но и из-за своих профессиональных амбиций. "У каждого менеджера, как и у любой компании, должна быть своя долгосрочная стратегия развития, - считает он. - У менеджера тоже есть стоимость, и она определяется его опытом и успешностью. Если он ничего серьезного не добился в одной компании и переходит в другую, это мало что добавит к его репутации". Если резюмировать все сказанное нашими собеседниками, то получится, что каждый топ-менеджер сам определяет себе "потолок" - исходя из личных запросов (зарплата, должностной статус) и профессиональных интересов. Можно сказать, что генеральная должность сама по себе не достижение, а скорее возможность достигнуть большего - насколько позволяют ресурсы компании и потенциал рынка. Важно только не спешить с самооценкой.

Однажды в Америке (в 1968 году) генеральный менеджер General Electric Plastics 33-летний Джек Уэлч, решив, что он достиг в корпорации своего "потолка" по зарплате и должностному статусу, собрался переходить в другую компанию. Но после разговора с шефом ("Джек, нет смысла уходить, если ты еще не воспользовался всеми преимуществами работы в большой компании") он передумал. В 1981 году Джек Уэлч стал председателем совета директоров General Electric, а еще через десять лет - легендой мирового бизнеса.


http://www.sostav.ru/articles/2001/06/25/mark4-2506/

Журнал "Компания" No 24 25.06.2001

Иван Просветов
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован