На днях в Дагестане побывал депутат Государственной Думы Асан Нюдюрбегов. Встретился со своими избирателями, главами администраций городов и районов, входящих в его округ. В плотном графике работы депутата постоянные поединки, встречи, участие в дискуссиях.
Сегодня, когда выходит этот номер, А.Нюдюрбегов находится в Минске, участвует в работе Союзного парламента. Завтра он вылетает в Мурманск по депутатским делам.
Во время поездки депутата по Дагестану с ним встретился наш корреспондент.
- Вас называют человеком, который всегда добивается своих целей. И Вы с первой попытки стали депутатом Госдумы. У Вас был раньше опыт политической работы?
- Да, я стал депутатом с первой попытки. И думаю, что это не случайно. Хотя до последнего времени я не состоял ни в одной из политических партий и не занимал никаких должностей, связанных с политической работой, но тем не менее новичком себя в политике не считаю. По сути вся наша жизнь - политика. Каждый человек сталкивается с ней и в семье, и на работе, и в других ситуациях. Ведь известно, что нельзя жить в обществе и быть свободным от него. На определенном этапе своей жизни я понял, что мне под силу выполнить тот огромный объем работы, который выпадает на долю депутата Государственной Думы, и ощутил готовность побороться за депутатский мандат.
- В каком Комитете Вы работаете?
- Являюсь заместителем председателя Комитета по экологии, но этим моя работа в депутатских объединениях не ограничивается. Активно сотрудничаю с Комитетом по природным ресурсам и природопользованию, участвую в разработке закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Являюсь членом Экспертного совета по вопросам развития и законодательного регулирования особой экономической зоны в Калининградской области, вхожу в состав депутатского объединения "Парламентский центр по координации региональных инвестиционных программ". Кроме того, состою членом депутатских групп по связям с парламентами Азербайджана, Белоруссии, стран Ближнего и Среднего Востока и Африки. Так что работы хватает.
- С чем связан Ваш нынешний приезд в Дагестан?
- Прежде всего, мне хотелось бы встретиться с избирателями и главами администраций районов, которые входят в мой избирательный округ, для того, чтобы выявить круг наиболее острых проблем округа и вместе выработать пути их решения. Кроме того, необходимо подобрать слаженную команду для дальнейшей работы, обозначить цели и задачи и наметить способы их реализации.
- Какие приоритетные цели Вы перед собой поставили? Определите главные направления, над которыми Вы работаете?
- Прежде всего, это проблемы, связанные с Каспийским бассейном, регулирование которых надо привести в соответствие с международными стандартами, как это имеет место пользование водами Балтийского бассейна. Сюда надо добавить проблему водных ресурсов реки Самур, проблему межнациональных и межгосударственных отношений на границе с Азербайджаном и, конечно, привлечение инвестиций в Южный Дагестан. Я надеюсь внести свой вклад в стратегическое развитие Дагестана как субъекта Российской Федерации. Дагестан должен стать крепким и надежным камнем в фундаменте России.
- В Южном Дагестане высока безработица. В этом благодатном регионе промышленность не работает, сельское хозяйство ликвидировано. Чем заняться народу?
- Я считаю, что человек всегда должен учиться, учиться и еще раз учиться. Учиться выявлять истинные причины неудач, появления отрицательных моментов жизни, перестраиваться, выходить из трудных ситуаций, находить оптимальные пути решения проблем, учиться зарабатывать. Надо оглянуться на лучших, изучать опыт других. Ведь мировая практика доказывает, что человек должен быть инициативным, если хочет чего-то добиться в жизни. В целях стабилизации социально-экономического положения в регионе необходимо возродить программу "Юг", принятую в свое время Правительством России, в рамках которой мы будем стараться решать вопросы в комплексе, т.е. я - за комплексный подход в решении любых вопросов.
- Самурский лес, река Самур требуют к себе повышенного внимания властей. Вы успели ознакомиться с этими проблемами?
-Да, конечно, и я уже говорил, что решение этих проблем - одна из моих приоритетных задач. Более того, эти вопросы я поднял и в Комитете по экологии, и в Министерстве природных ресурсов России.
- Вы живете в Калининграде, Дума заседает в Москве, а Ваши избиратели из Южного Дагестана. Как Вы успеваете работать в одном месте, вести политическую работу в другом и встречаться с избирателями в третьем?
- Возвращаюсь к своим словам: надо учиться - учиться, управлять и организовывать работу, кадры и, конечно, себя.
- В стране прошли президентские выборы. Как Вы оцениваете итоги?
- Результаты были прогнозируемы. Все политтехнологи предсказывали победу Владмира Путина, причем в первом же туре. У него серьезных конкурентов не было и не было смысла участвовать в теледебатах. При Путине экономика стала развиваться, восстановлена управляемость государства, растет авторитет страны на международной арене. Много других положительных моментов. Естественно, избиратели проголосовали за Владимира Владимировича Путина. И я всецело поддерживаю выбор народа.
- Почему Дагестан, обладая крупнейшей водной артерией, как река Самур, оказался ущемленным в обеспечении собственных нужд для орошения земельных угодий? Практически Самур-Дербентский канал остался без воды.
- Поясню суть проблемы. В 50-х годах прошлого века, ЦК КПСС и Совет Министров приняли широкую программу освоения Прикаспийской низменности Азербайджанской ССР. Отсутствие поливной воды сдерживало освоение нескольких тысяч гектаров. Решение проблемы виделось в сооружении мощного гидротехнического узла на территории Дагестана для водозабора из дагестанской реки Самур. Однако гидроузел, строительство которого осуществлялось на средства бывшего Союза и завершилось в 1956 году, оказался на балансе эксплуатационных организаций Азербайджанской республики. После распада СССР Азербайджан объявил гидроузел своей собственностью. Есть и другая проблема. Необходимо освоить водные ресурсы бассейна реки Самур путем строительства малых ГЭС.
- Каким образом?
- Согласно проектным проработкам, выполненным институтом Гидропроект еще в дореформенный период, в Дагестане возможно строительство более ста малых ГЭС. К реализации этих проектных проработок в настоящее время целесообразно приступить в первую очередь. Размещать новые мощности ГЭС в республике выгодно в бассейне реки Самур. Помимо всего прочего, тариф на электроэнергию малых ГЭС для потребителей, расположенных в непосредственной близости от них, на треть ниже, чем тариф на электроэнергию, получаемую от Сулакского каскада ГЭС. Строительство электростанций позволит создать дополнительные рабочие места в регионе и в какой-то мере снизить безработицу, а также более эффективно использовать водные ресурсы реки Самур.
- Вы встречались с руководством республики? Какие вопросы, если не секрет, Вы подняли?
- Да, я встречался с председателем Госсовета Магомедали Магомедовичем Магомедовым и главой администрации Махачкалы Саидом Джапаровичем Амировым. У нас состоялась продолжительная и очень интересная беседа с Магомедали Магомедовичем, обсуждали круг различных вопросов, касающихся социально-экономических проблем моего округа, да и республики в целом. Я ему рассказал о своих планах, как я собираюсь строить свою работу в Государственной Думе с тем, чтобы принести пользу Дагестану.
Я доволен этой встречей. Это очень волевой и мудрый политик, болеющий за свой народ руководитель. По всем поставленным мною вопросам я нашел полное понимание со стороны председателя Госсовета. И в том я ему благодарен.
"Махачкалинские известия", 19 марта 2004