18 декабря 2009
2410

Асимметричный `Газпром`

В кризисной ситуации газовому гиганту выгоднее быть добрым с Украиной и жестким - с Европой, констатирует президент Института экономики и финансов Леонид Григорьев

- В последнее время европейские партнеры "Газпрома" все чаще высказывают недовольство принципом "take or pay" ("бери или плати"), который лежит в основе долгосрочных контрактов на поставку газа. "Газпром" от споров с Украиной переходит к более крупным субъектам?

- Не надо думать, что принцип "take or pay" касается только трубопроводного газа "Газпрома". В Евросоюзе 360 млрд кубических метров в год зафрахтовано на длинных контрактах Норвегии, Алжира и России. И все эти контракты построены примерно одинаковым образом. Причем, принцип "take or pay" не значит, что потребители должны просто платить за законтрактованный газ, даже не выкачивая его из труб. Он означает, что происходит некоторый перенос во времени, то есть газ потребители получат позже, когда он им понадобится, и цены будут перерасчитываться. Этот принцип был заложен в основу контрактов просто потому, что строить газопроводы, разрабатывать огромные месторождения под неизвестный спрос было практически невозможно.

Во времена быстрого роста потребления трубопроводного газа принцип у газовиков был такой, что "никто не добывает непроданный газ". Позже эти контракты были продлены, что было обоюдным стремлением и покупателей, и производителей. "Газпром" - не единственный, кто действует на таких принципах, такие же контракты у других поставщиков из других стран.

Конечно, детали формул отличаются, но общий их смысл известен, опубликован в учебниках. Конечно, исторически эти контракты рассчитаны на цены, которые привязаны к спотовым ценам на нефть. Однако это не вообще любая нефть, как полагает большинство политиков и журналистов. Они привязаны по регионам Европы и рассчитываются исходя из того, с каким сортом топлива конкурирует газ в том или ином регионе Европы. Поэтому цены по долгосрочным контрактам отличаются. Это технические подробности рынка, очень сложные, которые просто не по зубам людям, которые пытаются получить простые ответы на простые вопросы. Но такое ценообразование устраивает и потребителей, и поставщиков, поскольку это дает определенную стабильность и предсказуемость. В расчете цены заложен лаг в 9 месяцев, то есть цена на газ "сейчас" привязана к ценам на нефть "9 месяцев назад". Постепенно ситуация изменяется - газ все больше привязан к электростанциям, а нефть - к транспорту.

- Если это, как Вы говорите, было обоюдным желанием и поставщиков и покупателей, то почему же сейчас начались разговоры о неприемлемости контрактных принципов?

- Два аспекта. Во-первых, привязка газовых цен к нефтяным, изобретенная еще в 1980-е годы, не рассчитана на большие колебания нефтяных цен. Когда в августе 2008 года баррель нефти стоит 147 долларов, а через 9 месяцев цена падает до 30 долларов, начинается полная ерунда. Газ покупать то очень невыгодно, то очень выгодно, но это не вина формулы - это вина специфики нефтяного рынка. Сейчас нефтяные цены застыли в районе 70 долларов, и можно предположить, что они простоят так еще какое-то время. Поэтому, проблема колебаний снята на год-два.

Второй момент, который, конечно, не был заложен в эти формулы, и никому не приходило в голову делать на него поправки, это форс-мажор. Я говорю не о техническом форс-мажоре (террористы, морозы, землетрясения), а подобный нынешнему, мощнейший кризис. В период предыдущего действия контрактов (30 лет), и в Европе был период низкого спроса на газ в 2000-2002 гг., во время спада. В этот период и цены были низкие, и Газпром испытывал трудности со сбытом. Поэтому проблема избытка газа у Газпрома в какой-то период - это не новое явление. Но то, что спрос на газ может упасть на 5%,10%,15% в зависимости от стран - этого никто планировать не мог.

- Как можно объяснить то, что "Газпром" "простил" Украине недобор газа на 5 млрд долл, а Европе отказал в пересмотре условия "take or pay" на 2,5 млрд долл.?

- В Европе речь идет о сравнительно небольшом снижении потребления трубопроводного газа против контрактов в 2009 г. - примерно 8-9 млрд кубометров. В то же время отказываться от выполнения контрактов по одному пункту очень сложно, потому что тогда подрывается система договорных отношений. Украина - это особый случай. Там на дешевом газу за 1990-2000-е гг. развилось несколько отраслей промышленности, которые иначе бы просто не существовали в этой стране. Собственный максимум добычи на Украине когда-то был в районе 64 млрд кубометров. Сейчас добывается 19 млрд кубометров, что примерно равно потреблению населением. Все, что ими покупается, идет на общественный сектор и промышленность. Главными потребителями здесь были черная металлургия и удобрения. Отрасль удобрений развилась на дешевом газе, а из-за кризиса она оказалась в тяжелейшем положении. В черной металлургии перед кризисом 45% металла производилось в мартеновских печах, потребляющих огромное количество газа. Из-за кризиса украинская промышленность несет огромные потери, поэтому вполне вероятно, что потребление газа не восстановится.

В будущем возможный выход - менять контракты, но это проблема серьезная и пусть этим занимаются юристы и компании. Учитывая тонкости всех политических обстоятельств, Россия идет на уступки Украине. Отказ предъявлять штрафы украинской экономике, это, в том числе, попытка уйти от вмешательства в выборы. В Европе другая ситуация - другие компании, другая экономика, другие объемы. Снижение потребления на 8-9 млрд кубометров в Европе, и на 20 млрд кубометров в Украине - это совсем разные проблемы!

- Как Вы оцениваете вероятность быстрого перехода европейского потребления с трубопроводного газа на СПГ? Если это будет происходить, не поспешил ли "Газпром" с постройкой "Северного" и "Южного" Потоков?

Есть большая вероятность, что спрос на газ в Европе постепенно восстановится по мере подъема. Избыток СПГ сохранится несколько лет. Но можно надеяться, что газ будет "амнистирован" - он стал "нон-грата" из-за политических проблем. Но газ все равно является мостом между современной нефте-угольной экономикой и будущей эффективной экономикой. Без газа Глобальный Климат в 2010-2030 годах спасать будет почти невозможно. Думаю, трубопроводы пригодятся.

Беседовала Анастасия Астахова

18.12.2009
www.opec.ru

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован