5 апреля министр образования РФ Владимир Филиппов вместе с губернатором Анатолием Гужвиным, начальником департамента образования В.Шитовым и представителями министерства приехал на открытие 2-й "Ярмарки образования-2002", где знакомился с экспозициями учебных заведений начального, среднего, высшего и дополнительного образования области, получил информацию о реализуемых образовательных программах,ознакомился с продукцией, которую учащиеся освоили на практике.
Внимание министра привлек химический кабинет, а вот по поводу выпускаемой мебели, а конкретно столов-парт заметил, что в других регионах выпускают не статичные, а раздвижные столы, позволяющие поднимать их или опускать соответственно росту. А это не только удобство, но и здоровье ребятишек.
Накануне, 4 апреля, в городе был высажен десант на уровне заместителей министра РФ (Л.Гребнев и Ю.Коврижный), начальника департамента Минобразования РФ (А.Водянский) и заместителей начальников управлений начального и среднего профобразования Минобразования РФ (А.Елистратов иМ.Усов), которые в лицее N1, профлицее N17, автодорожном колледже, педагогическом университете и в зале администрации области провели работу по секциям. Участники секций получили информацию о приоритетах развития начального профобразования, о путях решения проблем среднего и высшего образования, а также перспективах реализации молодежной политики. В ходе работы секций и заинтересованного разговора были выработаны конкретные предложения.
А 5 апреля участники межрегионального совещания Южного федерального округа по вопросам образования собрались в большом зале администрации области. Открыл его министр образования РФ В.Филиппов, с приветствием к собравшимся обратился губернатор А.Гужвин. Он кратко рассказал о своеобразии Астраханского края, о его многонациональном составе, о развитии области в сложной экономической ситуации, которая в числе первых преодолела кризис, о том, что постепенно из рыбного и овощного края становимся еще добывающей, транспортирующей и перерабатывающей нефтяной областью, и уже сегодня наши учебные заведения готовят для этой отрасли необходимых специалистов. Губернатор высказалтакже свою точку зрения по проблемам модернизации образования.
Далее с докладом "О работе Министерства образования в 2001 году и основных направлениях деятельности в 2002 году" выступил министр образования В.Филиппов. Он отметил, что речь пойдет о конкретных мероприятиях принятой правительством модернизации образования. Нужно определить верные пути и выявить все риски. Мы не имеем права на ошибку, но и ждать нельзя можно значительно отстать. Надо определить текущие задачи образовательных учреждений.
По итогам совещаний во всех семи федеральных округах в мае будет разработан проект каждым департаментом, в июле пройдут зональные совещания, а в сентябре будет утверждаться план работы на следующий год. Важно ничего не упустить и, может быть, принять поправку в закон "Об образовании".
Совещание не случайно проходит в Астрахани, отмечает газета "Волга": в 1997 году здесь был принят закон об образовании в Астраханской области, в 1998 концепция образования, в 1999 программа развития образования, в 2001 программа ее реализации.Сейчас готовится новая редакция этих документов это основа системного подходак школьному и высшему образованию.
Стандарты школьного образования предполагается принять в этом году. Разрабатывается концепция структуры старшей профильной школы (научная, гуманитарная, техническая) без нее не повысить качества образования. Отдается приоритет начальному и среднему профессиональному образованию,надо определить структуру подготовки специалистов на ближайшие 5 лет (например,в регионе не хватает судостроителей) и готовить те кадры, которые востребованыпромышленностью. В 2003 году предполагается повысить социальные и академические(отличникам) стипендии и резко зарплату мастерам производственного обучения (уходят на другую работу), кандидатам и докторам наук (что позволит задержаться молодым).
В докладе министра шла речь и о делах текущих: о придании статуса юридических лиц всем образовательным учреждениям до 1 января 2003 г., иначе будет проблема с пенсиями, о создании попечительских советов в школе, чтобы вместе с органами по делам молодежи и образования оборудовать и открыть спортзалы до 22 часов, о студенческих педагогических отрядах, о компьютеризации школ и получении огромного потока информации через спутниковую антенну, о программе "Молодой семье жилье" и многом другом.
На совещании выступила заместитель главы администрации области И.Родненко. В своем выступлении она уделила внимание программе стабилизации образования в режиме развития, национальному образованию, опыту работы педвуза и педучилища с трудными подростками, вопросам нехватки педагогических кадров, проблемам тех, кто работает с молодежью, здоровью и питанию школьников. И.Родненко внесла предложения о передаче регионам права на лицензирование филиаловвузов и выступила против передачи ПТУ на муниципальный уровень, предложив вариант соучредительства.
Собравшиеся заслушали ряд выступлений ректоров вузов и представителей секций, в которых прозвучала довольно интересная информация и было задано немало вопросов, на которые тут же давал ответы министр.
В этот же день состоялись совещания по проблемам единого государственного экзамена и по вопросу введения государственных именных финансовых обязательств и пресс-конференция.
А 6 апреля шла речь о проблемах и судьбах высшей школы на встрече министрас педагогами высшего образования. В.Филиппов несколько огорчил собравшихся: приоритет в ближайшем будущем будет отдан отнюдь не высшему, а начальному и среднему профессиональному обучению. Причина этого ясна: в стране наблюдается явное перепроизводство юристов, экономистов и прочих специалистов с высшим образованием. При этом поднимающаяся экономика испытывает острую нужду в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена. Пример: на одном из крупнейших предприятий страны КрАЗе, по словам министра, 70% рабочих имеют вузовский диплом.
Чтоже касается высшей школы, то тут главная проблема качество образования, заметно снизившееся с тех пор, как развелось огромное количество негосударственных учебных заведений, филиалов и с появлением дикой, как назвал ее министр, несправедливой системы платного образования. Почему "дикой"? С одной стороны, платные вузы имеют некоторые преимущества: гибкость в изменении учебных программ, в реагировании на потребности рынка. Кроме того, они создают конкурентную среду. Но в томвиде, в котором оно существует сейчас, платное образование совершенно неприемлемо. Ни способности, ни уровень подготовки, ни тем более материальное положение студента при существующей системе никого не волнуют. Заплатил значит, будешь учиться и получишь диплом.
Реформирование системы высшего образования будет связано в основном с двумя факторами: единым экзаменом и введением системы ГИФО. Если с единым экзаменом, несмотря на непрекращающиеся дебаты, все более или менееясно, то, что такое ГИФО, понятно далеко не всем. Как пояснил В.Филиппов, это станет одним из инструментов повышения качества образования, а между делом и борьбы с коррупцией в вузах. Каким образом? Механизм этого процесса таков: финансирование вузов будет состоять из двух частей. Первую в размере 50% они будут получать автоматом: на оплату коммунальных платежей и т. п. Вторые же 50% - на зарплату и текущие расходы в вуз будут приходить с каждым студентом. При этом размер оплаты будет зависеть от того, сколько учащийся недобрал баллов при поступлении (сдаче единого экзамена). Таким образом, вуз будет напрямую материально заинтересован в том, чтобы принимать абитуриентов с наиболее высокими баллами.
В конце встречи В.Филиппов ответил на вопросы присутствующих. В первую очередь всех, конечно же, интересовала зарплата. Тут министр вынужден был также огорчить большинство присутствующих: с 1 января 2003 года заработная плата существенно будет увеличена только для двух категорий производственных мастеров ПТУ и надбавки застепень для кандидатов и докторов наук.
08.04.2002
http://www.regions.ru/news/738116/