После остановки на СХК реакторов было обнаружено ухудшение экологической обстановки в Томской области
Ко Дню святого Валентина большинство горожан готовили открытки и цветы, а вот некоторые представили научного сообщества нашего города - документы и таблицы. В субботу, 14 февраля, прошел очередной научно-практический семинар, организованный Томским атомным центром. На этот раз тема была обозначена следующая: "Состояние окружающей среды после остановки реакторов на СХК и получение энергии на органических топливах". Для ее обсуждения в зале заседаний Сибирского физико-технического института собрались: директор СФТИ Александр Потекаев, директор Томского атомцентра Геннадий Хандорин, его заместитель по научной работе Георгий Дубов, заведующий кафедрой квантовой теории поля ТГУ Владислав Багров, ведущий инженер СХК, кандидат физико-математических наук Владимир Шадрин и другие. Докладчиком выступил член правления Северской городской общественной организации "Союз Чернобыль" Анатолий Компаниец, который представил прогнозируемое изменение атмосферы в Томской области на ближайшие годы. Наметившаяся тенденция ухудшения экологической обстановки и стала предметом обсуждения на семинаре.
Сложившуюся экологическую обстановку прокомментировал Геннадий Хандорин:
- Инициатором этого семинара выступил Юрий Зубков, начальник отдела радиационной безопасности ОГУ "Облкомприрода". Это организация, которая проводит мониторинг окружающей среды. Оказалось, что в июне этого года после остановки атомных реакторов и в связи с переходом на использование органического топлива для получения эквивалентного количества энергии в Томске стала ухудшаться не радиационная, а экологическая обстановка. Была выявлена большая концентрация вредных веществ в атмосфере. Это понятно, так как не могло быть иначе. Ведь когда на СХК работали атомные реакторы, то в атмосферу не выбрасывалось колоссальное количество углекислого газа и других вредных веществ.
По предоставленным документам после остановки реакторов АДЭ-4 и АДЭ-5 на СХК в Томске и Северске были введены замещающие мощности на органическом топливе. Оценочные расчеты показывают, что для выработки такого же количества тепла на тепловых электростанциях, которое вырабатывалось ранее на АЭС, понадобится в течение года 800 тыс. тонн угля. При этом в окружающую среду поступит 2,2 млн тонн углекислого газа, 10 тысяч тонн оксидов серы, 7 тысяч тонн оксидов азота, накопится 170 тыс. тонн твердых отходов (золы и шлака), причем летучая зола составит 7,7 тыс. тонн, объем потребленного кислорода составит 1,7 млн тонн, в золошлаковых отходах будут содержаться токсичные элементы (мышьяк до 10 тонн, ртуть - до 3 тонн, ванадий до 13 тонн), в золошлаковых отвалах будет находиться до 2 тонн урана-238, что, естественно, приведет к изменению экологической обстановки в Томском регионе в не лучшую сторону.
Помимо обозначенной, обмен мнениями проходил и по другим темам. Оценка запасов урана, строительство космических станций для получения энергии, статьи зарубежных коллег: вот немногие темы, которые были затронуты участниками семинара. Но так или иначе все разговоры возвращались к центральному предмету. Здесь, совсем как в школе, учеными была поставлена задача: каким образом улучшить положение с экологической обстановкой в нашей области? У руководителя Томского атомного центра Хандорина мнение однозначно: решением может быть только строительство атомной электростанции, которая позволит уменьшить выброс вредных веществ в атмосферу. Таким образом, к концу семинара образовался один из главных аргументов в пользу запланированного строительства Северской АЭС, который можно обозначить одной фразой - чистая и безопасная энергетика.
Тем не менее мы помним, что главным контраргументом по отношению к работе атомных предприятий всегда были радиоактивные отходы. Каким образом АЭС будет улучшать, а не ухудшать экологию, ответил Геннадий Петрович.
- Есть такое понятие, как "предельно допустимый выброс", он рассчитывается всевозможными независимыми организациями. После чего эти государственные органы результаты доводят до нас. Так вот, выбросы радиоактивных веществ у нас составляют несколько процентов от допустимой нормы выброса. Это несопоставимо с тем вредом, который наносит получение энергии без атомной станции.
Евгения Опочинская
vesti70.ru
25.02.2009