Евгений Баранов, заместитель начальника отдела ситуационного анализа, мониторинга угроз и подготовки проектов решений АТЦ СНГ
Начало XXI века ознаменовалось резким ростом угрозы терроризма для всего мирового сообщества. Продолжающиеся региональные и локальные вооруженные конфликты расширяют географию террористической деятельности, дают новые импульсы развитию тенденций, порождающих терроризм и экстремизм во всех видах и проявлениях.
Для современного мирового терроризма характерны формирование международных и региональных руководящих органов для планирования террористической деятельности, подготовки и проведения конкретных операций, организации взаимодействия между отдельными группами и исполнителями, привлекаемыми к той или иной акции; отработанная тактика разжигания антиправительственных настроений в обществе в целях успешной борьбы за влияние и власть; проникновение в общественные и государственные политические, экономические и силовые структуры; создание разветвленной нелегальной сети центров и баз для подготовки боевиков и обеспечения операций в различных регионах мира. Эти организации фактически стали самостоятельной политической силой, поставив под сомнение авторитет государств во внутренней и внешней политике. Международные террористические организации - это мощные интернациональные структуры, оснащенные по последнему слову техники. Приходится с сожалением констатировать, что процессы глобализации и интеграции в части взаимодействия различных террористических организаций порой опережают дипломатические и профессиональные усилия государств, борющихся с этим транснациональным злом.
В этих условиях государства - участники СНГ своей приоритетной задачей считают содействие формированию в мире стабильной, справедливой, демократической и эффективной системы международных отношений, основанной на общепризнанных принципах и нормах международного права. Основополагающим звеном в такой системе, главным центром регулирования международных отношений является и должна оставаться Организация Объединенных Наций. Государства Содружества считают, что международное сотрудничество должно стать эффективным инструментом борьбы с терроризмом и экстремизмом и выступают за укрепление его правовых основ в соответствии с Уставом ООН, резолюциями Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН.
В решении этих вопросов существенное значение могут иметь практические наработки Антитеррористического центра государств - участников СНГ (АТЦ СНГ). Опыт деятельности АТЦ СНГ на пространстве Содружества позволил сформулировать основные направления координации усилий в области борьбы с терроризмом на национальном и региональном уровнях, по которым осуществляются конкретные мероприятия международного сотрудничества. Этими направлениями стали:
o участие в разработке нормативной правовой базы координации деятельности национальных компетентных органов;
o обеспечение координации и взаимодействия государств - участников СНГ при проведении совместных и согласованных антитеррористических мероприятий;
o информационно-аналитическая деятельность в сфере борьбы с терроризмом на основе открытого и непрерывного обмена информацией между участниками антитеррористической деятельности на пространстве СНГ;
o постоянный обмен опытом проведения антитеррористических мероприятий и расследования преступлений террористического характера;
o организация обучения специалистов антитеррористических подразделений и проведение совместных антитеррористических учений.
Необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день АТЦ СНГ является единственной не только межгосударственной, но и межведомственной структурой, объединяющей работников органов безопасности, спецслужб, министерств внутренних дел, пограничных служб и министерств обороны государств Содружества.
АТЦ СНГ осуществляет координацию усилий с другими рабочими органами СНГ, участвующими в борьбе с терроризмом. Нами подписаны соглашения об обмене информацией с Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств - участников СНГ и Координационной службой Совета командующих пограничными войсками государств Содружества.
Деятельность Центра осуществляется в тесном взаимодействии с антитеррористическими органами других региональных организаций - Региональной антитеррористической структурой ШОС и Постоянной оперативной группой Штаба коллективных сил быстрого развертывания, с которыми заключены соответствующие соглашения.
Эти документы являются составным элементом нормативной правовой базы антитеррористического сотрудничества в регионе, основывающейся прежде всего на международных договорах в сфере борьбы с терроризмом, заключенных в рамках ООН, ее специализированных учреждений, МАГАТЭ, Совета Европы, а также других международных организаций. В частности, можно отметить, что в государствах Содружества ратифицирована значительная часть из 13 антитеррористических конвенций ООН.
Эффективной формой распространения передового опыта организации борьбы с терроризмом являются организуемые АТЦ СНГ международные научно-практические конференции, семинары и круглые столы. В ходе мероприятий представители стран Содружества и эксперты в области противодействия терроризму и экстремизму участвующих международных организаций имеют возможность не просто формально изложить свои взгляды, а в тесном общении наметить или выработать более близкие подходы к решению той или иной проблемы, учесть ошибки, поделиться опытом.
К ним можно отнести международные научно-практические конференции "Использование современных и перспективных информационных технологий в интересах специализированных подразделений по борьбе с терроризмом" (ноябрь 2004г.), "Перспективы органи?зации борьбы с терроризмом на пространстве Содружества Независимых Государств" (июнь 2005 г.), "Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом" (октябрь 2005 г.), Семинар для государств-участников СНГ по правовой имплементации универсальных инструментов против терроризма и региональному опыту в продвижении международного сотрудничества против терроризма (ноябрь 2005 г.), проводившийся Центром совместно с Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН). В свою очередь, представители Центра неоднократно принимали участие в подобных мероприятиях, организованных КТК СБ ООН, ОБСЕ и другими международными организациями.
Событием такого масштаба стало проведение Отделом по борьбе с терроризмом ОБСЕ при поддержке Министерства иностранных дел Дании 27-28 июля с. г. в Копенгагене круглого стола с участием 13 региональных, субрегиональных организаций и антитеррористических центров, а также шести международных организаций. Делегаты имели уникальную возможность выступить по актуальным вопросам своей деятельности.
Центральным вопросом встречи явилось обсуждение рекомендаций Генерального секретаря ООН о глобальной стратегии по противодействию терроризму. Большое внимание уделялось вопросам консолидации политических усилий при ведении антитеррористической деятельности, адекватным условиям привлечения финансовых и административных ресурсов, а также проблемам, встающим перед региональными, субрегиональными организациями и контртеррористическими центрами.
В своем выступлении представитель АТЦ СНГ остановился на некоторых направлениях реализации упомянутых рекомендаций в государствах - участниках СНГ отметив, что предложенная Генеральным секретарем ООН глобальная стратегия борьбы с терроризмом хотя и не охватывает весь спектр вопросов международного сотрудничества в данной сфере, безусловно, представляет собой важный этап развития совместной антитеррористической деятельности. Накопленный странами Содружества и АТЦ СНГ опыт сотрудничества в борьбе с терроризмом подтверждает правильность предлагаемой стратегии, основной вектор усилий которой направлен на профилактику и предупреждение преступлений террористического характера, хотя, по нашему мнению, в рекомендациях уделяется недостаточно внимания вопросам выявления и пресечения преступных замыслов главарей террористических организаций. Необходимо отметить, что значительная часть предлагаемых антитеррористических мероприятий, в том числе и совместных, уже реализуется в государствах СНГ.
В качестве примера их проведения можно привести организацию ежегодных совместных антитеррористических учений, проводимых в рамках оказания технической помощи в обучении специалистов и инструкторов антитеррористических подразделений компетентных органов государств - участников СНГ и направленных на практическую отработку моделей совместных антитеррористических операций.
Правовой базой их проведения служит подписанный 7 октября 2002 г. главами 10 государств Содружества Протокол об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-участников СНГ, ратифицированный 9 государствами Содружества из 10 подписавших (кроме Грузии). Это исключительно практический документ, содер?жащий правовые механизмы объединения сил и средств государств, задействованных в целях пресечения террористических актов. Сценарии учений предусматривают действия по обеспечению безопасности государств Содружества в различных ситуациях - от вторжения с территорий соседних стран крупных террористических формирований до нападения на различные объекты повышенной террористической опасности (морские суда, электростанции, самолеты и т.д.), а также операции по освобождению заложников.
Наиболее масштабное из них - комплексное оперативно-тактическое учение "Юг-Антитеррор-2002" - проводилось 15-20 апреля 2002 г. на территориях Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Его тема: "Подготовка и проведение совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников СНГ в условиях обострения военно-политической обстановки". В нем приняли участие заместители руководителей органов безопасности и специальных служб, руководители подразделений по борьбе с терроризмом, руководство Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона, представители министерств внутренних дел, обороны и пограничных ведомств восьми государств - участников СНГ А также представители Координационной службы Совета командующих пограничными войсками государств - участников СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ, Штаба по координации военного сотрудничества государств - участников СНГ.
На территории Казахстана (г. Актау) с 17 по 19 августа 2005 г. прошли сбор руководящего состава антитеррористических подразделений органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ и совместное командно-штабное учение "Каспий-Антитеррор-2005". Они были проведены Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан и АТЦ СНГ с участием сотрудников органов безопасности и специальных служб Российской Федерации и Украины. Мероприятия были посвящены отработке действий по организации и проведению оперативно-розыскных мероприятий и специальным операциям по освобождению заложников и нейтрализации террористов на объектах топливно-энергетического комплекса.
Нельзя не остановиться на еще одном важнейшем инструменте антитеррористической деятельности - единых списках террористических и экстремистских организаций. Несмотря на наличие так называемого Списка ООН, актуальность решения данного вопроса не теряет своей остроты. Это было отмечено в тексте доклада Генерального секретаря ООН, который, основываясь на п. 109 Итогового документа Всемирного саммита 2005 г., призывает обеспечить существование справедливых и ясных процедур исключения и внесения организаций и физических лиц в санкционные списки.
Основной проблемой в решении данного вопроса является отсутствие единых подходов к понятию "терроризм". Кроме того, в разных регионах мира и государствах прерогатива объявления организации террористической или экстремистской отнесена либо к законодательной (США, Канада и страны ЕС), либо к судебной (государства СНГ) власти. Соответствующие различия имеются и в критериях признания организаций террористическими, и в применяемых к ним санкциях. Ситуацию еще больше осложняют так называемые двойные стандарты, исторические традиции, общественное мнение и требования политкорректности, переводящие вопросы признания террористическими конкретных организаций в политическую плоскость. В этих условиях вполне очевидным и логичным является перенос центра тяжести межгосударственных усилий по формированию списков террористических организаций с глобального уровня на уровень региональный, где гораздо проще добиться общих подходов к рассматриваемой проблеме.
Хотелось бы отметить наличие в государствах Содружества весьма схожих подходов к механизмам признания организаций террористическими и формированию их списков на национальном уровне, что позволяет реально осуществить сближение законодательства в данной сфере.
Собственные списки террористических организаций существуют в Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане, России, Таджикистане и Узбекистане. При этом деятельность целого ряда организаций признана наносящей ущерб национальной безопасности не одного, а целого ряда государств Содружества.
Тем не менее, несмотря на указанные обстоятельства и предложенный нами критерий суверенности, означающий рекомендательный характер Списка, а также отнесение решения о принятии мер, предусмотренных национальным законодательством к конкретной организации в связи с признанием ее террористической либо экстремистской, к исключительной прерогативе национальных органов государственной власти, окончательное решение о согласованном всеми государствами Списке до сих пор не принято. Проведение работы по формированию единого списка террористических организаций позволит существенно повысить эффективность совместных усилий в области борьбы с терроризмом, концентрируя усилия на противодействии террористическим организациям, представляющим наибольшую угрозу безопасности наших государств. Хотелось бы подчеркнуть, что страны Содружества все ближе подходят к пониманию того непреложного факта, что успешно противостоять терроризму можно только на основе неразрывного взаимодействия в однородном правовом поле. А это, в свою очередь, ставит перед государствами задачу дальнейшего совершенствования инструментов и механизмов противодействия терроризму не только на региональном уровне, но и в рамках всего мирового сообщества.
С учетом этого необходимо, принимая на вооружение наших стран предложенную глобальную стратегию борьбы с терроризмом, продолжать работу по ее дальнейшему развитию и совершенствованию, приложить максимум усилий для принятия всеобъемлющей Конвенции борьбы с терроризмом.
01.04.2006
www.atcsng.ru