Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
02 мая 2023
545

Автаркия – как неизбежная доминанта национальной стратегии России

Вдохновение следует искать в нашем собственном прошлом[1].

Д.Ф. Масловский, историк русского военного искусства

 

Национальная стратегия России в 2022-2023 годы находилась под сильнейшим влиянием двух тенденций – прежней, доминировавшей в предыдущие годы, - глобализации, и начавшейся вытеснять эту тенденцию, - автаркии. Причём, одновременно и практически сразу во всех областях: политике, экономике, промышленности и других, ускоренных внешними санкциями и проведением СВО. Это было отлично видно на многочисленных примерах и, нередко, непоследовательности в деятельности власти, очень часто её запоздалой реакции (либо её отсутствия) по целому ряду вопросов – от политико-дипломатической пассивности (относительно отказа в выдаче виз российским журналистам в ООН, «выселение» из школы в Варшаве и т.п.) до отсутствия реакции на враждебные торгово-экономические санкции. Складывалось впечатление, что движение в направлении автаркии, поощряемое в промышленности, сознательно сдерживалось или даже саботировалось в области гуманитарной и политической. Элита страны хотела «остаться в Европе» всеми силами, нередко мешая развитию страны. Это было ясно видно на политике Центробанка, который сохранял запретительные нормы кредитования.

Противоборство глобализации и автаркии[2] в новом веке вступило в решающую фазу, когда те государства, которые смогут обеспечить себе минимальную возможность самостоятельности, выраженную тенденциями в автаркии, гарантируют сохранение суверенитета и национальной идентичности.

Мир, а не только главные субъекты МО и ВПО, уже вступил в новый этап формирования о мироустройства, который станет следствием не только радикальных изменений в соотношении сил между ЛЧЦ и центрами силы[3], но и эффективности использования субъектами и акторами всего набора военно-силовых мер и средств борьбы. Другими словами, эффективные средства и способы использования силовых средств (включая военных) становятся не менее важными, чем соотношение сил, объем и качество основных показателей государственной мощи.

Откровенно силовые средства и способы стали доминировать в политике государств, а возможности политико-дипломатических средств практически исчерпаны. Поэтому новое мироустройство, как результат именно силовой  борьбы, станет в конечном счете итогом борьбы за сохранение цивилизаций, государств и систем национальных ценностей и суверенитетов. Ренессанс «политики силы» стал фактом, которого даже перестали стесняться в практике международных отношений.

Силовая и коалиционная борьба стали доминирующими формами отношений[4], в которых стали даже практически использоваться не применявшиеся прежде понятия «коллективный Запад» и пр. Это, кстати, хорошо осознают на Западе, где противопоставляют себя не отдельным государствам, а их «коалициям» во главе с лидерами – Китаем и Россией[5].

Стремительно меняется МО-ВПО, т.е. условия существования России, которые можно и нужно анализировать, как минимум, в самой общей модели, например, бывшего руководителя ЦРУ Р. Клайна, который, как уже говорилось, предложил наиболее известную традиционную методику, применяющуюся как среди исследователей, так и в американских силовых кругах. Она имеет мультипликативный теоретический характер, но, главное, – современный прикладной характер потому, что представляет собой подход, объясняющий резко возросшую роль силовых инструментов стратегии, прежде всего, политической воли, военного искусства и целеполагания[6].

Эта методика была представлена в ряде его работ 1975[7] и 1977 г. [8], а впоследствии практически без изменений вошла в его работу 1994 г[9].

С точки зрения изменения роли силы в стратегиях государств целесообразно рассмотреть ещё раз некоторые положения этого аналитика. Так, в основе оценке мощи государства и его возможностей лежит показатель «Воспринимаемая мощь» (Perceived Power - Pp), который подсчитывается следующим образом:

Pp = (C + E + M) × (S + W),  где:

С – это критическая масса (Critical Mass), определяемая размером территории и численностью населения;

E – это экономический потенциал (Economic Сapabilities), определяемый ВВП, выработкой первичной энергии, добычей не топливных минеральных ресурсов, экспортом зерновых, выплавкой стали и объемом внешней торговли;

M – это военный потенциал (Military Capabilities), определяемый потенциалом стратегических ядерных вооружений, а также развитием конвенциональных вооруженных сил (военными расходами, численностью армии и потенциалом глобального развертывания).

Используются и количественные критерии. Так, например, военный потенциал (M) и Стратегическое ядерное оружие = 15 баллов, Военные расходы = 2 балла баллов, Численность вооруженных сил = 2 балла, Глобальное развертывание вооруженных сил = 1 балл.

Данная сумма перемножается на сумму S – показатель стратегического целеполагания (strategic purpose) и W – национальной воли (national will).

Другими словами, «воспринимаемая мощь в мире» во многом зависит от второго, а именно нематериального множителя, выражающего точность стратегического целеполагания и национальную волю. Это же можно назвать и показателем эффективности национальной стратегии.

«Второй множитель» воспринимаемой мощи имеет критическое значение: из арифметики известно, что если один из множителей равен 0, то и результат будет 0.

Примеров истории множество. Очевидно, что ни стратегического целеполагания, ни национальной воли не было не только в значительной, но и вообще в сколько-нибудь заметной величине при М. Горбачеве и Б. Ельцине. Более того, в этот период сама необходимость стратегическое целеполагания отрицалась, а такое понятие как «национальная воля» ограничивалось по большому счету слабостью первого политика и сумасбродством второго. Поэтому «Воспринимаемая мощь» СССР и России в 90-е годы стремительно падала в глазах мировой элиты, делая бесполезной даже растущую материальную мощь государства[10].

И, наоборот,  с приходом В.В. Путина неосознанное пока что «стратегическое целеполагание» («сохранение территориальной целостности и суверенитета в ходе конфликта на Северном Кавказе и ограничение самовластия регионов с помощью самых первых шагов по созданию федеральных округов) и «национальная воля» («мочить в сортире») стало активно работать на увеличение потенциала «Воспринимаемой мощи» параллельно с преодолением глубокого социально-экономического кризиса. Этому же содействовала политика восстановления ОПК и ВС в 2000–2008 годы, носившая осторожный, не всегда последовательный, но, безусловно, позитивный характер.

Наиболее отчетливо эта политика проявилась после начала СВО в документах и действиях В.В. Путина и правительства страны, которое было вынуждено взять откровенно курс на политическую, экономическую и технологическую автаркию, а не простое технологическое «импортозамещение» (которое фактически провалилось)[11]. Особенностью этого курса стала его реализация по сути в рамках СНБ, которая была утверждена до начала СВО.

Другой важнейшей особенностью стало то, что тенденция автаркии стала набирать силу в таких областях как образование, наука, промышленность. Она оформилась во многом в концепции внешней политики России 31 марта 2023 года, где «идентичность» стала господствующей идеей при том, что Россия отнюдь не отказалась от участие в глобализации[12].

В период 2008–2023 годов, если следовать логике анализа бывшего руководителя ЦРУ Р. Клайна, стоит рассмотреть некоторые показатели мощи России подробнее. ОНИ ИМЕЮТ ПРЯМОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ.

В самом общем виде, по моей достаточно первичной оценке, они выглядят следующим образом, если использовать базовую основу «формулы Клайна»:

Первый множитель:

С – «критическая масса, определяемая размером территории и численностью населения, - за 2000–2023 годы  в России несколько сократилась за счет снижения качества земли (вырубки лесов, истощения природных ресурсов и т.п., а также заметной депопуляции населения, которая продолжалась за исключением нескольких лет в начале первого десятилетия весь этот период); главная особенность – низкое качество национального человеческого капитала (НЧК)[13], сохраняющееся за Россией только в четвертом десятке стран мира, которое (в случае его роста) могло бы качественно повлиять на соотношение сил и исправить влияние этого негативный фактор. По сути дела, соотношение мощи России и «коллективного Запада» как 1 : 20 может быть изменено в пользу России только при быстром росте, как в КНР или Индии, НЧК.

Е – экономический потенциал страны медленно восстанавливался прежде всего за счет сырьевых отраслей промышленности, достигнув в итоге к 2020 году уровня 1990 года, но потеряв во многом промышленную мощь и некоторые подотрасли (например, приборостроение). В целом же сформировалось устойчивое отставание России от стран-лидеров и целой группы государств второго эшелона;

М – военный потенциал существенно вырос, прежде всего, в области разработки и производства новых видов ВВСТ, но отнюдь не во всех областях, относительно полного обвала 90-х годов, но, как показала СВО, не достиг даже близко уровня 1990 года в РСФСР.

Второй множитель:

Значение этого множителя определяется эффективностью национальной стратегии. Не столько ее нормативным вариантом, как, например, СНБ РФ 2021 года, сколько реальной политикой и практикой стратегического планирования, которые только-только начинают реализовываться в современной России. Причём, в максимальной степен6и и первое, и второе зависит от того насколько быстро пойдет процесс автаркии  во всех областях – от госуправления до образования.

S – показатель «стратегического целеполагания» несколько улучшился, хотя так и не приобрел окончательно оформленной идеи и стратегии. В России, следует признать, так и не сложилось реального единого целеполагания, которое у правительства во многом свое, у Центробанка – свое, у Минобороны – своё   и т.д.;

W – показатель «национальной воли», на мой взгляд, сконцентрировался на субъективной воле Президента страны, которая послушно и не всегда эффективно отражалась в воле правящей элиты и общества. Господствует откровенное приукрашивание реальности и сознательное дезинформирование, когда «причесанные» доклады заменяют реальное положение, что во многом стало главной причиной неудач в СВО.

Надо признать, что в те же годы наблюдался определенный «кризис воли» и в правящих элитах западных государств и КНР, но если в Китае из него вышли окрепшими на ХХ съезде КПК в 2023 году, то в США кризис элит продолжается до настоящего времени. И не только в отношениях между двумя партиями, но и всей правящей элиты. Яркий пример, иллюстрирующий подобную взаимосвязь, – открытое письмо более 100 американских генералов и адмиралов в отставке по поводу политики Дж. Байдена и его администрации, опубликованное 12 мая 2021 года. В нем акцент делается:

– на «тяжелом левом повороте в политике США в сторону марксизма и левого радикализма»;

– угрозе, исходящей от сотрудничества с Китаем;

– физического и ментального состояния главнокомандующего.

По сути дела, это обращение американских военных – признание глубокого внутриполитического кризиса в стране и требование изменить внутреннюю политику и реакцию на внешние угрозы (примечательно, что акцента на политику России в письме нет)[14].

Напротив,  России за 2000–2023 годы удалось только отчасти восстановить государственную мощь, растерянную с конца 80-х годов, но в то же время удалось увеличить политическую волю и пересмотреть ложную стратегию, что в целом привело к увеличению степени её влияния в мире. Таким образом, можно констатировать, что в целом показатель «воспринимаемая мощь» России за 2008–2023 годы вырос, но, к сожалению, недостаточно относительно темпов роста этого показателя у целого ряда других государств-центров силы. Во многом это объясняется тем, что наибольшее значение при подсчетах уделяется экономическому и военному потенциалу (по 20 баллов), меньше (10 баллов) отдается так называемой критической мощи[15].

Но, на мой взгляд, не стоит недооценивать значение показателей второго множителя – стратегического целеполагания и политической воли, которые в целом определяют эффективность государственного управления страной. В российском обществе складывается впечатление, что эта эффективность во многом зависит от темпов движения к автаркии, причем, в нескольких областях. Не только промышленности («импортозамещении»), но и в финансах, но, главное, в гуманитарной области.

Укрепление национальной идентичности – процесс, непосредственно связанный с укреплен6ием государственного суверенитета, - характерен для всех стран на планете. Он – универсален, но проявляется в разных странах по-разному.

Это хорошо понимают в США, где форсируют применение силовых средств и методов в отношении других стран, пытавшихся направить свое движение в направлении укрепления государственного суверенитета и национальной идентичности, т.е. политической и экономической автаркии. «Цветные революции» и прямые военные интервенции – примеры такой политики. Это хорошо видно на примере внешней и военной политики США в мире, которая постоянно переоценивает степень своего влияния и возможностей, и принимает институциональные и организационные решения. В частности, в апреле 2021 года в сенате США рассматривалась деятельность и запросы двух военных командований по финансированию на 2021 ф.г. – в Центральной Азии (СЕНТКОМ) и Африке (АФРИКАСОМ), – и были приняты соответствующие организационные решения (например, переподчинение  отношений с Израилем от европейского командования к африканскому) по приоритетам и целям. Генерал армии Стивен Дж. Таунсенд, командующий Африканским командованием США[16], и генерал морской пехоты Кеннет Ф. Маккензи-младший, командующий Центрального командования США, дали  показания в Комитете Сената по вооруженным силам при рассмотрении разрешения на оборону. запрос на 2022 финансовый год и Программу защиты на будущие годы[17].

В заранее подготовленных заявлениях Маккензи обозначил три направления усилий Centcom: сдерживание Ирана, противодействие воинствующим экстремистским организациям и долгосрочное стратегическое соперничество с Китаем и Россией. Акцент Таунсенда был сосредоточен на участии Китая и России в быстро развивающемся регионе Африки, сохранении доступа к ресурсам и на том, как это влияет на стратегические усилия США в регионе.

Иными словами, две доминирующие мировые тенденции – глобализация и автаркия – проявляются в настоящее время, прежде всего, в национальных стратегиях государств. Как нормативных, так и практических. Если говорить о России, то это – главная причина слабости российской стратегии, которая не набрала еще достаточной энергии и инерции в развитии автаркии во всех областях.

 

_____________________________________

[1] Цит. по: Андоленко С. История русской армии/ Пер. с франц. В.Е. Климанова.- М.: Центрполиграф, 2022, с.290.

[2] Повторю, что в настоящей работе автаркия – вариант широкой экономической и политической, а также военной автономии страны, защищенной от самых негативных последствий внешней зависимости. Автаркия рассматривается как условие сохранения суверенитета государства. В то же время автаркия не становится стратегическим выбором и курсом правительства.

[3] Стратегическое прогнозирование международных отношений: кол. моног. / под ред. А.И. Подберёзкина, М.В. Александрова.- М.: МГИМО-Университет, 2016.- 743 с

[4] Переход к такому этапу в развитии МО прогнозировался мною в целом ряде специальных работ начала нового столетия.

[5] Столтенберг: вызовы со стороны Китая и России войдут в новую стратегическую концепцию НАТО в 2022 году // РИАН, 18.10.2021 / https://riafan.ru/1538863-stoltenberg-vyzovy-so-storony-rossii-i-kitaya-voidut-v-strategicheskuyu-koncepciyu-nato

[6] . Р. Кляйнв 1960-е гг. занимал должности заместителя директора ЦРУ и начальника Управления разведки и анализа Государственного департамента США, а с 1973 г. работал исследователем в Джорджтаунском университете. См. подробнее:  Байгузин Р.Н., Подберёзкин А.И. Политика и стратегия. Оценка и прогноз развития стратегической обстановки и военной политики России. М.: Юстицинформ, 2021.- 768 с.

[7] Cline R. World Power Assessment. A Calculus of Strategic Drift. Boulder: Westview Press, 1975.

[8] Cline R. The Power on Nations in the 1990s: A Strategic Assessment. Lanham: University Press of America, 1994.

[9] Российских читателей с ней ознакомил профессор МГИМО МИД РФ Д. Дегтярев.

[10] См. подробнее: Подберёзкин А.И. Современное мироустройство, силовая политика и идеологическая борьба.- М.: ИД «Международные отношения», 2021.- 790 с.

[11] См. документа 2022-2023 гг.: Путин В.В. Указ Президента Российской Федерации от 21 октября 2022 г. №763 «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по обеспечению потребностей Вооруженных Сил РФ, других войск, военных формирований и органов».// https://rg.ru/documents/2022/10/24/document-koordinacionnyjsovet.html, а также: Путин В.В.  Послание Президента РФ от 21 февраля 2023 года рассматривается по тексту, опубликованному на официальном сайте президента России: «Послание Президента Российской Федерации». Официальный сайт. 21.02.2023 / http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/copy/70565; Путин В.В. Указ президента Российской Федерации «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» №229 от 31 марта 2023 г. // http://www.kremlin.ru/acts/news/70811

[12] Путин В.В. Указ президента Российской Федерации «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» №229 от 31 марта 2023 г. // http://www.kremlin.ru/acts/news/70811

[13] Анализу динамики и характера национального человеческого капитала (НЧК)

[14] См. подробнее: Обращение 120 американских генералов 12.05.2021 / https://flagofficers4america.com/opening-statement#393e50a9-590e-4cf3-a356-84bf2eec4e5b

[15] См. подробнее: Индикаторы мирового развития: монография /коллектив авторов; под ред. Л.М. Капицы. 3-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2021, сс. 500–537.

[16] Стивен Дж. Таунсенд – отвечал за планирование и боевую подготовку в МО США.

[17] Новости министерства обороны США. 22 апреля 2021 г.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован