20 мая 2006
1572

Автомобиль будущего как основа экологической безопасности

Дан старт новому этапу официального рассмотрения в Государственной Думе РФ федерального закона "Об альтернативных видах моторного топлива"

В феврале 2005 г. в Комитете Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи состоялся "круглый стол" на важную социально значимую тему "О законодательной поддержке использования альтернативных видов моторного топлива на транспортных средствах и сельскохозяйственной технике". Необходимость совершенствования законодательной базы в этой сфере диктуется ростом потребления нефтепродуктов при продолжающемся росте парка автомобилей на фоне истощения нефтяных месторождений; необходимостью снижения зависимости экономики от нефтепродуктов, особенно в транспортном секторе; возрастанием негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду.

Перевод автотранспорта на альтернативные виды топлива может стать одним из решений этих сложных задач. Под альтернативными видами моторного топлива подразумеваются природный газ в сжатом или сжиженном виде, диметилэфир, биогаз, водород, а также электрическая и солнечная энергия. Среди многих альтернатив бензину и дизельному топливу природный газ на сегодняшний день является наиболее приемлемым по экономическим, экологическим и ресурсным характеристикам.

Впервые проект федерального закона "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива" был внесен в Государственную Думу РФ в 1998 г., но окончательно принят так и не был. В январе текущего года мною и депутатом Евгением Заяшниковым был подготовлен и внесен в Госдуму РФ проект закона "Об использовании альтернативных видов моторного топлива", в котором учтены не только замечания, высказанные при отклонении прежней редакции закона, но и современные экономические реалии. Внесенный нами проект федерального закона разработан применительно к специфике российского рынка моторных топлив с учетом опыта зарубежных стран.

Сегодня автомобильный транспорт является основным источником выбросов вредных компонентов (в крупных городах доля выбросов от автотранспорта достигает 70%). В целом автопарк России, насчитывающий более 34 млн. единиц, выбрасывает вместе с отработанными газами более 14,5 млн. т вредных веществ в год, что составляет более 40% от общего объема промышленных выбросов в атмосферу. При этом величина экологического ущерба, наносимого промышленными выбросами, достигает 2% ВВП.

По данным Всемирной организации здравоохранения выбросы автотранспорта сокращают продолжительность жизни человека в среднем на 4 года, у самой уязвимой части населения - детей - смертность увеличивается на 1%. При переводе двигателей внутреннего сгорания на природный газ выбросы вредных компонентов сокращаются от 1,5 до 5 раз. При этом выбросы парниковых газов (СО2) сокращаются на 25%. Этот показатель очень важен при реализации Киотского протокола, который вступил в силу 16 февраля 2005 г.

Экономическая целесообразность обсуждаемой программы очевидна. Практика Татарстана, Томска, Костромы и других регионов, активно работающих в этом направлении, подтверждает возможность сократить затраты на закупку топлива в 3-4 раза по сравнению с все дорожающим бензином и дизельным топливом. По словам генерального директора ОАО "Касимовское ПО автотранспорта" Александра Ковалева, среднее сельскохозяйственное предприятие экономит в год более миллиона рублей на закупках топлива. В соответствии с постановлением Правительства России цена на природный газ для автомобильного транспорта не может превышать 50% от цены бензина марки А-76. В ряде регионов (Томская и Тюменская области, Ставропольский край) дочерние общества ОАО "Газпром" удерживали цену на природный газ значительно ниже этого 50-процентного уровня.

Использование газа в качестве моторного топлива выгодно всем участникам рынка, и особенно потребителю. Оно подготовлено технически, обосновано экономически и реально работает в России.

Выступивший на "круглом столе" заместитель министра сельского хозяйства РФ Сергей Митин подчеркнул, что применение природного газа в сельскохозяйственном производстве позволяет сократить затраты на топливо на 30-50%. Если учесть, что в целом сельхозпредприятия потребляют моторного топлива в год примерно на 45 млрд. руб., то перевод части машин и тракторов на метан позволит ежегодно сэкономить около 5 млрд. руб.

Вице-президент ОАО "Российские железные дороги" Валентин Гапанович рассказал о программе проведения эксперимента по широкому внедрению природного газа на железнодорожном транспорте. В программе участвуют ОАО "РЖД", Администрация Свердловской области и ОАО "Газпром".

Железная дорога является одним из крупнейших потребителей энергоносителей. В 2003 г. общие затраты на энергообеспечение отрасли составили более 63 млрд. руб. При этом на электроэнергию истрачено 31 млрд. руб., на дизельное топливо - 19 млрд. руб. и на бензин - 1,2 млрд. руб. Доля затрат на природный газ в общем топливном балансе ОАО "РЖД" относительно невелика.

На первом этапе программа предусматривает перевод на газовое топливо восьми тепловозов: два маневровых и два магистральных тепловоза на компримированный и столько же на сжиженный природный газ. В качестве полигона для проведения эксперимента выбрана Свердловская железная дорога. По заказу железнодорожников ведутся работы по созданию магистрального тепловоза с газотурбинным двигателем, работающим на природном газе. Его ходовые испытания должны начать-ся уже в 2005 г.

Общее мнение участников "круглого стола" выразил генеральный директор ООО "Уралтрансгаз" Давид Гайдт: "Противников перехода к альтернативным видам топлива нет. Но, к сожалению, российский рынок газомоторного топлива развивается не так динамично, несмотря на резкий скачок цен на нефтяные виды моторного топлива. Для широкомасштабного запуска этого процесса необходима государственная поддержка, законодательная база и долгосрочные программы".

Очевидно, что через 50-70 лет весь мир перейдет на водород. А использование газа в качестве моторного топлива - это переходный этап к водородной энергетике, инфраструктура которой очень схожа с газовой: те же топливные элементы, те же заправочные станции. Сегодня аналогичные по своему содержанию законы, стимулирующие развитие альтернативных видов топлива, действуют во многих странах мира.


www.ruseconomy.ru
20,05,2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован