Сергей Черняховский
доктор политических наук
Выступая на Международной конференции труда в Женеве, Владимир Путин как основную стратегическую цель современного общества провозгласил обеспечение возможности для развития творческого развития личности и свободной реализации способностей и талантов каждого человека.
Вопрос, однако, заключается не в самой цели - её Путин расценил как естественную и неоспоримую. Вопрос в средствах и методах, а также - в препятствиях, с которыми общество сталкивается на пути её достижения.
Премьер отметил, что главное препятствие - в расхождении интересов. Как разных классов и сил - работников и работодателей, бизнеса и государства, так и сегодняшних интересов и стратегического развития.
Отсюда, главное условие стратегического развития - поиск баланса интересов и механизмов выработки и обеспечения согласия.
Но обеспечение согласия требует механизмов его гарантии. Мировой опыт стремлений развиваться по этому пути показал, что они сталкивались с проблемой создания совместных структур контроля над собственным исполнением.
В результате партии и организации трудящихся выполняли свою часть - и не активизировали борьбу за свои требования, но бизнес не в полной мере выполнял свою - и позволял себе экономить на интересах работников.
Выступая в Женеве, Путин отметил эти черты работодателей: стремление сократить издержки, повысить производительность труда, минимизировать его оплату. И он говорил о недопустимости и неприемлемости этих попыток, заявив, что и государство в России не поддержит инициативы предпринимателей по действиям такого рода. В частности - по повышению пенсионного возраста.
То есть Путин признал наличие внутреннего стремления бизнеса и работодателя получить экономический выигрыш за счёт работника, вытекающий из самой природы бизнеса.
Поэтому стране нужен Пакт согласия и развития.
Пакт чётко прописывал бы, с одной стороны, ближайшие ситуативные цели и задачи страны - выход из кризиса и преодоление его последствий; с другой - стратегические цели и сроки их исполнения; с третьей - те ограничения и жертвы, на которые соглашаются основные социальные группы для достижения названных целей.
В соответствии с Пактом, должны быть социально-экономические уступки, как добровольные со стороны имущих классов, работодателя, так и закреплённые в законодательных антикризисных решениях власти.
Базовый постулат: наёмные работники в любом случае не должны платить за преодоление последствий кризиса. За кризис должны платить богатые: бизнес, работодатели.
Они должны объявить и исполнить примерно такие обязательства:
- работодатель лишается права сокращать зарплаты любых категорий работников - как в явной, так и в скрытой форме;
- работодатель лишается права проводить сокращения рабочих мест, явно или скрыто;
- производство продукции нельзя сокращать (в случае крайней необходимости такое право может стать исключением, но при условии сохранения оплаты труда вынужденно простаивающих работников в прежнем объёме);
- работодатель обязан возместить все потери, которые работники понесли с осени 2008 года в результате сокращения им зарплат и рабочих мест;
- размер зарплат восстанавливается как минимум на докризисном уровне, при исчислении их по их реальной покупательной способности.
При этом устанавливается, что все зарплаты индексируются в полном соответствии с реальным ростом цен на рынке, соотношением рубля и доллара по официальному курсу.
Для контроля над исполнением этих обязательств на предприятиях и в организациях любой из форм собственности создаются Комиссии общественного согласия, избираемые наёмными работниками с подотчётностью им всех действий владельца предприятия и администрации.
Возможно проведение конференций комиссий в соответствии с административным делением страны для обсуждения общих вопросов и избрания региональных Комитетов общественного согласия, обладающих правом контроля деятельности соответствующей администрации.
Естественно, этот круг гарантий предполагает вопрос об источниках их финансирования. Но это определяется исходным положением - платить за последствия кризиса должны работодатели.
То есть все издержки должны покрываться из средств организаций и личных средств собственников предприятий.
Это жертва оплачивает сохранение их имуществ и личной безопасности в условиях посткризисного развития, если бизнес не хочет взрыва протестов работников и неимущих - он должен за это заплатить.
При необходимости, расходы на все вышеуказанные цели могут кредитоваться государством - под залог ценных бумаг, имущества и любых активов собственника.
При невозможности финансирования предприятием производственных расходов оно, в зависимости от ситуации, переходит в собственность государства или коллектива работников.
Покрытие данных расходов за счёт повышения цены на продукцию и услуги предприятия рассматривается как экономическое преступление.
Уклонение от соблюдения норм Пакта об общественном согласии рассматривается как экстремистская деятельность.
Россия сегодня слишком далека от благоденствия. И тем более - от тех целей развития, о которых в Женеве говорил премьер-министр Путин.
Равно как она далека от баланса интересов, необходимого для достижения этих целей. Из этой ситуации можно выходить либо путём конфликта, либо путём поиска такого баланса и выработки согласия.
Чтобы согласие реализовать - нужны структуры его обеспечения.
Чтобы объявленные премьер-министром цели достичь - нужны политические субъекты, эти цели обеспечивающие.
http://file-rf.ru/context/228
viperson.ru