06 марта 2007
991

Банкиру не место в `прачечной`.

Андрей Козлов, первый зампред Центробанка, павший в прошлом месяце от рук наёмного убийцы, незадолго до своей гибели предложил ввести для недобросовестных банкиров запрет на профессию. Мы решили продолжить его дело и, чтобы воплотить эту идею на практике, внесли в Думу соответствующий законопроект. Вспомним: в 90-е годы "модной" была тема банкротств крупных банков - с тяжёлыми последствиями для вкладчиков. В последние годы её сменила тема отмывания незаконных денежных средств, обороты которого оцениваются в десятки миллиардов долларов. Эти две тенденции объединяет одно: главные виновники - банкиры - безнаказанно гуляют на свободе.

Законопроект, внесённый нами в Думу, предлагает ввести норму о дисквалификации на срок до 5 лет сотрудников финансовых учреждений, которые своевременно не предоставили контролирующим органам информацию о сомнительных и недобросовестных сделках. Кроме того, он вводит наказание в виде запрета на работу в финансовой сфере на срок 8-10 лет.

Понятно, что наш законопроект имеет скорее репутационно-политическое значение: всё-таки статьи Уголовного кодекса и судебные приговоры с точки зрения тяжести наказания страшнее. Но сплошь и рядом недобросовестные работники кредитных учреждений каким-то образом выкручиваются и, разорив один банк, переходят в другой, причём часто организованными группами. К примеру, в каком-нибудь "СБС-Агро" или "Инкомбанке" к банкротству имели отношение несколько первых лиц плюс бухгалтер, аудитор - всего человек пятнадцать тех, кто профессионально, из года в год выводил активы из оборота. Где они теперь? О судебных процессах над ними что-то не слышно: значит, сидят в каком-нибудь другом банке. И таких "специалистов" было немало в каждом обанкроченном банке.

Уверен: в отечественной банковской практике не было случаев, где не было бы преднамеренности в банкротстве. Тем не менее по этой статье нет ни одного осуждающего судебного приговора. Не воспринимать же всерьёз тот год условно, который получил экс-руководитель "Мосбизнесбанка": это не помешало ему впоследствии разорить еще и "Агропромбанк".

Наш законопроект - только первый шаг, направленный на устранение той среды, которая порождает банки-"прачечные". Но следует помнить, что такие банки - лишь инструмент для отмывания сомнительных средств. Как правило, их организуют те, кто создаёт большие незаконные денежные потоки, чтобы потом от обналичивания средств внутри России перейти на безналичный расчёт за рубежом. Как правило, "прачечными" для таких операций являются маленькие банки, которые, по всем расчётам, просто выжить-то не должны при современных затратах на организацию банковского бизнеса. Но у каждого такого банка, как правило, сильное лобби. История с "Содбизнесбанком" это очень хорошо продемонстрировала.

В первую очередь необходимо значительное увеличение минимального уставного капитала для банков - с тем чтобы создать стимул для укрупнения банковской системы, её консолидации. Для рентабельной работы банк должен зарабатывать около 5 млн. долларов в год. По моей оценке, в нашей стране такую прибыль могут получать лишь 200-250 банков, в то время как в России их сегодня действует около 1300. В одной Москве сейчас работает около 800 кредитно-финансовых учреждений. Сколько из них люди знают как предоставляющие банковские услуги? Думаю, от силы 50 - тех, которые имеют разветвленную филиальную сеть, инкассацию, карточки, кредитный портфель...

Если бы маленькие банки не занимались небанковскими операциями, они давно бы разорились. Какой акционер будет их дотировать? Только тот, кому надо что-то "отмывать". Не секрет, что большая часть квартир и офисов в Москве продаётся не по линии БТИ, а по-другому. Прибавьте к этому "теневой" оборот игорного бизнеса (5-6 млрд. долларов), а также наркотики и контрабанду. Именно эта среда и даёт возможность существовать тем сотням банков, которые занимаются сомнительной деятельностью.

Да, Центробанк подготовил "чёрный" список из 35 банков. Но этого мало. Президентский законопроект о выводе игорных заведений в четыре специальные зоны вне мест поселения - важнейший шаг для ограничения питательной среды для таких банков. Кроме того, необходимо ужесточить законодательство в сфере торговли недвижимостью, где существует огромное количество наличных сделок, посмотреть на "дырки" в законодательстве, в том числе в части операций с наличностью, обратить внимание на контрабанду и наркотики. Для принципиального изменения ситуации необходимы усилия всего общества: в одиночку правоохранительным органам с этим не справиться.

Автор - Александр Лебедев, депутат Государственной Думы (фракция "Единая Россия")
Источник: Газета "Московские новости", No 40, 20.10.2006 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован