16 апреля 1999
8833

Барак. Базар. Вокзал

Фильм "Красное небо, черный снег" российские критики назвали лучшим за 2005 год

Национальная премия кинопрессы и кинокритики России как лучшему фильму 2005 года будет вручена кинокартине режиссера Валерия Огородникова "Красное небо, черный снег". Огородников назван лучшим в режиссерской номинации. Оператор этого фильма Дмитрий Долинин также получит премию, как и актеры Елена Панова и Петр Семак.

"Красное небо, черный снег" - вторая совместная работа петербургского режиссера Валерия Огородникова и челябинского кинодраматурга Виктора Петрова. Первым стал "Барак" (1999), погрузивший зрителя в гротескно-трагилирическую атмосферу провинциального индустриального города в годы Второй мировой войны. Фильм тот вполне сочувственно манифестировал - идеологически - коллективизм как главную и сокровенную идею советского образа жизни, а эстетически следовал принципам гиперреализма а ля Алексей Герман. Снят фильм по мотивам рассказа Василия Коньякова "Не прячьте скрипки в футляры".
Сравнение новой работы Огородникова с "Бараком" неизбежно, поскольку и время действия то же (война), и место действия то же (тыл), и художественные принципы те же ("германизм"). Отличия есть, но об этом позже. Фильм "Красное небо, черный снег", так же как и "Барак", населен множеством персонажей. Нужны время и усилия, чтобы понять, как строятся отношения персонажей и какое место они занимают в иерархии повествования. Нас явно обещают вознаградить за усердие, и поэтому сочувствующий авторскому замыслу зритель воспринимает необходимость напрячься как неизбежную плату за будущее удовольствие.
С первого же кадра нас погружают в вокзальную толчею времени войны с немецкими фашистами. Группа людей пытается вырваться из переполненных вагонов. Это, видимо, эвакуированные. Другая группа пытается штурмовать вагоны. Это, видимо, беженцы. Есть еще люди в военной форме, пытающиеся установить в этом очевидном хаосе какие-то признаки порядка. Люди бегают, кричат, ругаются, дерутся. Броуновское движение. Мельтешение лиц и фигур окутано клубами паровозного дыма. Далее мы увидим героев фильма не только на вокзале, но и в других местах массового скопления людей. А именно: в цеху завода, в бараке, на базаре, на улицах провинциального города. Боюсь ошибиться, с хронометром не замерял, но по-хорошему две трети экранного времени посвящены массовым сценам. Действие несколько раз очевидным рефреном "прошивает" проход по городу пленных немцев. Впереди шествия духовой оркестр, играющий бравурные марши.
Из лиц в задымленном вокзальном мельтешении мы запомнили по крайней мере три. Молодая миловидная женщина с ребенком. И военный, капитан-военком, тоже молодой, с лысеющим черепом, в круглых очках. Нам сообщат, что Салтанова Лидия Степановна (актриса Елена Панова) эвакуирована из Сталинграда, а ее малыша зовут Миша, Михаил Антонович. Фамилия капитана тоже будет произнесена - Шатров, зовут Геннадий (актер Алексей Девотченко).
С одного массового ристалища мы перебросимся в другое - барак, столь скульптурно вылепленный Огородниковым в его предыдущем фильме "Барак", снятом в 1999 году. Лидию Степановну подселяют к молодому парню в комнату, что неудобно и ей, и ему. Тем более что жильца депутация застает в компании его же сверстников. Пацаны курят и режутся в картишки. Но деваться некуда, и неудобное соседство узаконено властью в лице Шатрова.
Полку героев с каждым кадром прибывает, только успевай запоминать. Вот властная врачиха Лина Михайловна (Нина Усатова), пользующаяся в местном госпитале непререкаемым авторитетом, и ее сын, совестливый, вдумчивый паренек. Вот директор завода Зиновий Яковлевич Зальцман (Игорь Скляр), редкий хитрован и фигляр, умелец по части проникания в души подчиненных и предвидения действий начальства. Вот начальник колонии майор Вахтеров (Александр Панкратов-Черный), ловкач, вор и держиморда, вытягивающийся во фрунт перед начальством, но угощающий кулаком ни за что ни про что рабов-заключенных. Вот бригадир-заводчанин Федор Евлампиевич Галимбиевский (Петр Семак), охочий до женского общества и колоритный мужик с коварными полубандитскими повадками.
Чтобы мы не растерялись и четко опознали главную фигуру в этом калейдоскопе ярких характеров, - а перечисленные безусловно яркие, наделенные выразительными характерами и особенностями поведения, - авторы придадут капитану Шатрову эксклюзивное право на флэшбеки. Время от времени в воображении контуженного капитана пробегают в фирменной дымке (опять!) сюрреалистические картинки несостоявшейся свадьбы, фрагментарные эпизоды боев в Испании. Шатров - человек трагической судьбы. Невеста его утонула, а он сам в боях с испанскими фашистами подорвал здоровье. Кстати, там же, в Испании, погиб муж Лидии, летчик, оставив ее вдовой с малышом.
Сценарный ход, подталкивающий Шатрова к Лидии, прочитывается и просчитывается практически сразу, с вокзального их знакомства. Но для драмы нужен соперник, и им назначен Галимбиевский, тоже положивший глаз на Лидию. Ситуацию осложняет и оживляет то обстоятельство, что Галимбиевский сожительствует с экзальтированной девицей Симой (Елена Калинина), карманницей, специализирующейся на продовольственных карточках. Сима предана властному и жестокому бригадиру, поскольку тот спас ее от насильников.
Практически каждый эпизод разыгрывается как законченная новелла со своей внутренней драматургией и самостоятельной поэтикой, когда пафосно-трагической, когда социально-критической, а когда и водевильно-комической. Микросюжеты (а их десятка два) разыграны обстоятельно, вкусно, с присущим Огородникову умением воссоздавать среду и атмосферу тех лет. Он тщательно прописывает второй и третий планы, собое внимание уделяя фонограмме, которую формирует по принципу многослойного пирога. Идет главный диалог, сырой, некиношный, "несделанный", слышны обрывки чужих разговоров, в общую дорожку вкраплены и совсем сторонние звуки - какие-то лоскутки песен, смех, кашель, шаги, скрипы, лай. В особом тщании по созданию гиперреальности Огородников безусловно следует приемам Алексея Германа и, будучи очень прилежным и искусным адептом, использует "примочки" мастера зачастую с откровенной декоративностью.
И тут выкристаллизовывается главное отличие "Красного снега" от "Барака" - в масштабе и объемности выбранной режиссером оптики. Если там на роль социума "назначена" была горстка жителей одного-единственного дома, которые ругались-мирились, любили-предавали, а в финале слились в умильно-пьяном экстазе после героического вызволения боевого оружия главного героя из выгребной ямы (это надо видеть!), то здесь все гораздо объемней, многофигурней, эпичней (ключевое слово!). Там - один барак, здесь - барак, базар, вокзал, завод, зона.
Новая работа Огородникова - последовательное развитие той же поэтики "германизма" и той же философии "соборности", только на другом материале. Тот же, что и в "Бараке", фирменный стиль "квазиисторического транса", герметичный, знаковый, в чем-то глубокий до пронзительности, в чем-то демонстративно поверхностный. В "Бараке" торжествовало коллективистское Добро, и в новой ленте оно тоже торжествует, пафосно наказав злодеев и восстановив сокрытую доселе истину.
В финале мы возвращаемся на тот же задымленный, суматошный, переполненный людской массой вокзал, с которого началось наше знакомство с Лидией, Шатровым и другими персонажами фильма. Возмужавшие пацаны, получившие уроки боевой подготовки у Шатрова, отправляются на фронт. Назвать финал хэппи-эндом было бы исторически некорректно, но дым Отечества имеет явно сладковатый вкус.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован