В результате действия уральских рейдеров в Нуримановском районе Башкирии может исчезнуть единственная сохранившаяся в республике узкоколейка. Железнодорожная линия общей протяженностью около 100 километров была проложена в 1930-1960-е годы прошлого века репрессированными украинцами, русскими, белоруссами, латышами, соединив поселок Красный Ключ с 15-ю лесными поселками, жители которых занимались лесозаготовкой, передает корреспондент ИА "Росбалт-Приволжье", побывавший в "таежной глубинке".
Сегодня Яман-Елгинская железная дорога - одна из главных местных достопримечательностей, но, что гораздо важнее, - единственный способ сообщения с внешним миром для 500 жителей поселка Первомайский. Поселок, построенный в 1955 году, расположен глубоко в лесах, в прекрасном заповедном месте. Сложнейший рельеф местности - горы, лес и суровые погодные условия, особенно в зимний период, делают практически невозможным установление между ним и "большой землей" надежного автомобильного сообщения. До перестройки (сер. 1980-х) узкоколейка принадлежала Яман-Елгинскому леспромхозу и выполняла главную задачу - доставку груза с лесозаготовок до места, откуда начинается автомобильное сообщение.
Но время шло, экономика и уклад жизни местных жителей изменились. Резко сократились объемы лесозаготовок. Леспромхоз погряз в долгах и в 2005 году был объявлен банкротом. Служба судебных приставов по иску налоговиков наложила арест на имущество должника, и выяснилось, что кроме узкоколейки арестовывать, по сути, было нечего. Узкоколейку, а точнее резервные ее ответвления, пустили с молотка, оценив в 1,1 млн рублей.
С тех пор у маленькой, но как оказалось - ценной железной дороги из высоколегированной стали началась новая - печальная - история. Как рассказали журналистам глава администрации Нуримановского района Мирхат Тимергазин и местные жители, по какому-то недоразумению, а скорее, злому умыслу дорога была продана как неработающий, заброшенный объект. И - как это часто бывает из-за несогласованной работы ведомств - в одних документах объектом продажи числились недействующие железнодорожные ответвления, а в других - почему-то главные 100 километров "дороги жизни".
"Дорога жизни"... Именно так и раньше, и теперь называют первомайцы узкоколейку. С давних времен она была и остается единственным способом доставки в поселок продуктов питания, дров, сена... Вагончик с локомотивом, бегущий 5-10 км в час, - и "скорая помощь", по которой на "материк" доставляют больных и рожениц, и "маршрутное такси", доставляющее к точке начала автомобильного сообщения, а зачастую и вообще связь с внешним миром: мобильной в поселке не было и нет, а проводная телефонная в непогоду часто исчезает.
"Люди, которые купили узкоколейку, всего драматизма ситуации не понимают. Для них важнее, что рельсы, приобретенные ими за копейки, сделаны из высоколегированной стали и могут быть проданы за десятки миллионов рублей", жалуются журналистам местные жители и представители администрации. Практически сразу после продажи железной дороги новые собственники выставили вдоль нее вооруженную охрану, организовали дежурство грузовиков. В ночь приезда в отдаленный поселок журналистов газеты "Известия в Башкирии", телеканала "Россия" и ИА "Росбалт" неизвестные люди разобрали около 200 метров железнодорожных путей. Разбирать дорогу с Красного ключа, откуда рукой подать до районной администрации и милиции, рейдеры опасаются. Проследить же сохранность путей за десятки километров от поселка, в лесном массиве, трудно, тем более, что местный лесхоз, на которого возложена охрана объекта, не имеет для этого ни физических, ни материальных ресурсов.
Руководитель Службы судебных приставов (ССП) по Башкирии Зариф Байгускаров пояснил журналистам, что путаница в документах вокруг продажи узкоколейки возникла на этапе, когда к делу приступили представители РФФИ. Каким-то образом в документах вместо рекомендованных к продаже веток узкоколейки оказалась главная железная дорога. К тому времени ее продали вторично - вдвое дороже и сразу двум фирмам. Оплошность РФФИ попытались исправить - Арбитражный суд Башкирии наложил арест на главную дорогу, чтобы, пока суд да дело, ее не разобрали по частям.
"То, что сейчас происходит на узкоколейке, - кража чистой воды и криминал. Никто не имеет права притрагиваться к арестованному имуществу", говорит руководитель ССП Байгускаров. Однако на деле противостоять "криминалу" некому. В арсенале жителей Первомайска - вилы да лопаты. Что их "народный гнев" для вооруженных до зубов автоматчиков уральских ЧОПов, готовых в любой момент вывести с места десятки километров узкоколейки...
"Люди готовы браться за топоры и вилы, чтобы защитить дорогу, но мы делаем все, чтобы не допустить углубления конфликта", говорит глава администрации Нуримановского района Мирхат Тимергазин. На сторону первомайцев и районных властей встало руководство Башкирии: министерство имущественных отношений и глава администрации президента республики Радий Хабиров через суд задним числом пытаются вернуть дорогу в республиканскую собственность, которая до этого времени, как выяснилось, оформлена не была.
А пока идут затяжные судебные процессы, аннулируются и оспариваются неверно заключенные договора, приводится в порядок документация на узкоколейку, таежная "железка" по закону считается неприкосновенной. Только, к сожалению, не для тех, кто ее разбирает и вывозит на большегрузных машинах без госномеров.
Наталья Павлова, Уфа
www.rosbalt.ru
2007-06-05