03 апреля 2007
2817

Бедный процент

В эти дни, когда активно идет подготовка трехлетнего бюджета, много говорится о последовательном снижении доли бедного населения в России. На недавнем заседании правительства глава минэкономразвития Герман Греф заявил, что к 2009 году она сократится до 11,2 процента от общей численности населения, против 18,4 процента в 2005 году. По этому поводу у меня есть несколько комментариев.

Прежде всего хочу отметить, что Росстат, начиная с 2005 года, не публикует данные о величине прожиточного минимума, ссылаясь на то, что правительство перестало официально устанавливать этот показатель. Откуда тогда у минэкономразвития цифра по 2005 году? Оценка? Интересно, что последние официальные данные - за 2004 год - говорят о том, что доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла в России 17,6 процента. Получается, что в 2005 году, по оценке минэкономразвития, число бедных увеличилось? На фоне радужных сводок о росте благосостояния это тревожный сигнал. Тут два варианта: либо оценка оказалась неправильной, либо, чтобы успокоить общество, надо дать правильную цифру по 2006 году. А ее почему-то нет. Конечно, проще сразу заглянуть в 2009 год...

Теперь возникает вопрос: почему правительство уже более двух лет официально раз в квартал не устанавливает величину этого важнейшего социального параметра на душу населения и по основным социально-демографическим группам (трудоспособные, пенсионеры и дети), как это предусмотрено статьей 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"? Вроде бы заинтересованные министерства никак не могут договориться о давно назревших изменениях в потребительской корзине. Но как можно, не имея надежного и легитимного инструментария, что-либо прогнозировать даже на три года вперед? Но главное, о чем я хотел бы сказать, даже не это.

Нынешний инструмент определения черты бедности - "прожиточный минимум" - появился в начале 1992 года. До этого советской экономической наукой использовался "минимальный потребительский бюджет" (МПБ), который был узаконен указом президента Михаила Горбачева 21 мая 1991 года в целях "усиления социальной защиты населения, и особенно наименее обеспеченных граждан, при переходе к рыночной экономике". МПБ должен был использоваться для определения расходов "на приобретение набора потребительских товаров и услуг, для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека". И, кроме того, для определения "минимальных размеров заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат, а также расходов государства на питание в больницах, интернатах, школах, дошкольных и других учреждениях социальной сферы". Расчеты показывали, что доходы ниже МПБ тогда имели примерно 30 процентов россиян.

Но в результате резкого падения уровня жизни после либерализации цен начала 1992 года эта доля подскочила не менее чем в 2 раза. Но целевая помощь не может оказываться 2/3 населения - она по определению становится безадресной. Да и возможностей у тогдашнего государства стало намного меньше. Поэтому было решено сосредоточиться на поддержке самых нуждающихся. Именно поэтому, не забывая об МПБ, указом уже президента Бориса Ельцина в марте 1992 года "О системе минимальных потребительских бюджетов населения РФ" был введен "прожиточный (физиологический) минимум".

Хочу обратить внимание на следующие формулировки этого указа в адрес правительства. Во-первых, разрабатывать республиканский минимальный потребительский бюджет, исходя из набора потребительских товаров и услуг, удовлетворяющих основные материальные и духовные потребности. Во-вторых, использовать минимальный потребительский бюджет при формировании перспективной социально-экономической политики. В-третьих, на период преодоления кризисного состояния экономики определять уровень (бюджет) прожиточного (физиологического) минимума. Дифференцированного по основным социальным группам и характеризующего минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы санитарии и гигиены, лекарства, жилищно-коммунальные услуги). В-четвертых, осуществлять поэтапное повышение минимальных размеров оплаты труда, пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат с учетом указанных потребительских бюджетов и реальных экономических возможностей.

"Кризисное состояние экономики" вроде бы закончилось, а прожиточный минимум, по дороге потеряв характеристику "физиологического", по-прежнему используется как адекватная нынешним реалиям черта бедности. Может быть, пора для целей формирования перспективной политики вернуться к использованию МПБ?

Да, за истекшее с 1992 года время был принят специальный Закон "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации". Но он в основном повторяет конкретные нормы потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, использовавшихся еще в 1992 году.

Да, переход на принципиально более высокую черту бедности - ведь МПБ по стоимости примерно в 2 раза дороже прожиточного минимума - сильно испортит статистику уровня жизни и отодвинет перспективы триумфального выравнивания минимальной зарплаты и базовой части пенсии с чертой бедности. Достаточно сказать, что МПБ трудоспособного человека сейчас, по оценкам, примерно 6500 рублей в месяц, а МПБ пенсионера - 4200 рублей.

Но, между прочим, в нынешнем году Россия по основным социально-экономическим параметрам, в том числе и по среднедушевым доходам, выйдет на уровень дореформенного 1991 года. Тогда о прожиточном минимуме еще не было речи. Уже упомянутым указом Михаила Горбачева именно МПБ вводился в качестве черты бедности. Не логично ли будет и здесь вернуться к пройденному, чтобы уверенно идти дальше?

Социальная политика должна быть открытой, убедительной и понятной людям. Если социологические опросы стабильно показывают, что бедными себя считает 30-35 процентов населения, то оглашенные Германом Грефом 18,4 процента смотрятся лукавством. Мне приходится много общаться в российских регионах и на предложение - попробуйте сами просуществовать на прожиточный минимум - я, положа руку на сердце, ничего вразумительного ответить не могу.

В этой ситуации прятать голову в песок, повторяя, как мантру, утверждение, что проблему бедности мы вот-вот в основном решим, - значит, еще более углублять настроения недоверия к государству как институту. А честный и в то же время политически точный шаг отказа от нищенского прожиточного минимума в качестве рубежа, преодолев который мы вступаем в царство благоденствия, будет - я уверен - с пониманием встречен обществом.

Евгений Гонтмахер, руководитель Центра Института экономики РАН
Опубликовано в "Российской газете" (Федеральный выпуск) N4329 от 30 марта 2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован