Особенности поведения цен на нефтепродукты и борьбы с их повышением обсуждали участники общественно-консультативного совета при Хабаровском управлении Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России.
- После некоторого перерыва мы вновь отмечали рост топливных цен на территории края, - отметила заместитель начальника управления Елена Гуринович. - Причем началось все с небольших компаний, владеющих малым числом автозаправок. За первые две недели июля тенденция только укрепилась. Так, по нашим данным, по максимуму АИ-92 подорожал на 12 процентов, АИ-95 - на 10 процентов.
Росли в июне и оптовые цены. Они вообще "скачут" резвее розничных, причем по всем видам нефтепродуктов. Например, АИ-95 с начала года подорожал на 40 процентов, А-76 - на 50 процентов, АИ-92 - на все 70.
Почему же рост продолжается, несмотря на пристальное наблюдение антимонополистов, и можно ли с этим бороться?
По мнению руководства Хабаровского УФАС, самое сложное - проследить за отпускной ценой топлива, учитывая специфику ее формирование.
- Известно, что два нефтеперерабатывающих завода в крае - Хабаровский и Комсомольский - цены на свою продукцию не устанавливают, это делают головные компании - НК-Альянс и Роснефть. Они и формируют отпускную цену на свою продукцию, - говорит Елена Гуринович. - Она же в дальнейшем диктует политику на территории края.
Антимонопольщики давно сетуют на непрозрачность ценообразования в материнских компаниях. Фактически оно остается делом внутрикорпоративным и не поддающимся анализу.
- Особенно обидно, что, в отличие от западных, наши нефтяные холдинги созданы волеизъявлением государства, а раз так - оно и должно обеспечить прозрачность формирования цен, - говорит Елена Гуринович. - Возможности же региональных властей в этом смысле сведены к нулю.
Собственно, как и возможности антимонопольной службы.
- Когда началась кампания по выявлению согласованных действий продавцов нефте-продуктов, мы проиграли все суды, - рассказала Елена Гуринович. - Чтобы доказать согласованность, нужны четкие экономические критерии, а наши суды к ним не готовы. Поэтому у них пока вердикт один - "не доказано".
Пришлось участникам совета констатировать, что у борцов с монополиями слишком мало полномочий. "Орган по надзору за рекламой и кладбищами - вот что такое ФАС", - высказался председатель Дальневосточного объединения предпринимателей Евгений Шулепов. "Государство само монополию создало, само теперь и должно ее разрушить", - поделился мнением председатель общества по защите прав потребителей Хабаровска Владимир Денисенко.
В итоге среди предложений, обсужденных на совете, важными показались два. Первое - обобщить и проанализировать наработанную судебную практику. И второй шаг - создать рабочую группу по вопросам ценообразования на рынке нефтепродуктов при правительстве края.
Много надежд возлагают в службе на новую программу развития конкуренции в РФ на 2009-2012 годы. "Если будут реализованы меры программы - это станет огромным шагом вперед в плане контроля за ценами на топливо со стороны государства, - сказала Елена Гуринович, заметив при этом, что компании добывают сырье из недр, которые являются нашим общим достоянием.
Марина БУЛДЫГЕРОВА.
01.07.2008
www.toz.khv.ru