В.: Член Общественной палаты президент фонда политики Вячеслав Никонов гость "25 часа". Вячеслав, добрый вечер.
В ходе сегодняшнего общения страны с президентом на еще раз напомнили, что это формат общения в общем уникальный, нигде в мире нет ничего подобного. Скажите, а насколько эффективно это?
В. НИКОНОВ: Очевидно, что страна нуждается в информации о деятельности правительства. К сожалению, руководители нашего правительства, из администрации, гораздо меньше объясняют политику, которую они проводят, нежели их коллеги за рубежом, поэтому президенту приходится делать эту работу, делают ее регулярно и делают ее, на мой взгляд, мастерски.
В.: Почему он не предпочтет тот формат общения, который во всем мире, в общем-то, признан. Еженедельное обращение президента к нации. Вы являетесь специалистом по США, вам это знакомо более чем кому-либо.
В. НИКОНОВ: Еженедельное обращение редко какой президент делает, была практика у Рузвельта, во время войны он обращался по радио к стране каждую неделю.
Нельзя сказать, что это самая популярная форма общения, гораздо более популярная форма общения, это когда пресс-секретарь либо какое-то официальное лицо, администрация проводит брифинг для СМИ. Президент же выступает с какими-то очень важными сообщениями по очень важным вопросам в тот момент, когда это действительно актуально.
В: Вы не предполагаете, что сейчас президенту стоило бы, может быть, чаще общаться со страной, поскольку динамика ее развития достаточно сильная, быстрая, т. е. есть что сказать. А в итоге мы получаем, что президент один раз встречается с журналистами, другой раз вот эта прямая линия. Два раза в год, в общем-то, немаловато.
В. НИКОНОВ: При этом президент встречается, так или иначе, с прессой практически каждый день. Главный ньюсмейкер страны, и я считаю, что иногда даже идет некоторый перекорм информацией о президенте, во всяком случае, я не помню, чтобы была информация о встрече там главы государства с кем-то из его подчиненных. У нас этой информации очень много.
В: Как вам показались ответы президента сегодня?
В. НИКОНОВ: По сравнению с предыдущими телемостами, мне кажется, президент был более уверен и более стратегичен, если хотите. Т.е. он излагал свою позицию на более долговременную перспективу. Т.е. временной горизонт отодвинул, очень многие ответы касались периода десяти лет. Раньше президент все-таки в большей степени отвечал на те вопросы, которые волновали людей сейчас, и также я отметил гораздо меньшее количество вопросов частного свойства.
В: Ну, все-таки без них не обошлось и этим, наверное, и прекрасно прямое общение, после которого решаются конкретные вопросы. Да, конкретному чиновнику дается конкретное указание, проблема решена. Вы знаете, мне во время таких прямых линий очень интересно смотреть не только на президента, но и на людей, задающих вопросы. Тут вспоминаешь невольно Булгакова и его театр "Варьете", где мэтр Воланд смотрел на москвичей, ему было любопытно. Что вы можете сказать о стране, о ее обществе? Ведь вопросы изменились. В. НИКОНОВ: Да, я думаю, вообще, по сравнению с первыми вот такими телемостами президента можно сказать, что страна, она подросла. Во всяком случае, уже сказал, что было меньше частных вопросов, это частных во всех смыслах этого слова, т. е. людей интересовало не только здоровье собаки президента и не только состояние там их кошелька, но и вопросы, которые имеют общенациональное значение, либо звучат актуально в конкретном регионе, откуда звучал этот вопрос. Т.е. это явно более высокий такой уровень понимания проблем.
С другой стороны, совершенно очевидно, что тот экономический подъем, о котором говорил президент, он все-таки не чувствуется в значительной части страны, и люди, судя по характеру вопросов, сохраняют еще достаточно большой потенциал нереализованных ожиданий.
В: Значит ли это, что страной становится тяжелее управлять?
ВЯЧЕСЛАВ НИКОНОВ (президент фонда "Политика"): Ну, вообще, страной проще всего управлять во времена кризисов. Потому что в этом случае страна хватается за голову и решает проблему выживания. Как правило, проблемы возникают и, кстати, революционные всплески возникают тогда, когда страна находится на подъеме, но ожидания людей оказываются гораздо выше, чем реальность. И, с этой точки зрения, конечно, сейчас, когда возможности государства выросли и многократно выросли ожидания по сравнению с тем, что было 10 лет назад, надо проявлять, конечно, более филигранное искусство управления.
В: Я задам вам в заключение вопрос, может быть не совсем удобный для ответа. Какой из заданных людьми вопросов президенту был красивее всего президентом не отвечен?
ВЯЧЕСЛАВ НИКОНОВ (президент фонда "Политика"): Ну, пожалуй, это вопрос о том, почему же мы все-таки продаем нефть, а не бензин. Вопрос, который прозвучал, за которым, правда, последовало несколько других вопросов, и президент начал отвечать с конца и так и не дошел до начала. Хотя, я считаю, это один из важнейших вопросов, и президент, в общем-то, дал на него ответ, когда говорил о диверсификации российской экономики и когда назвал эту диверсификацию, необходимость ухода от сырьевой модели главной стратегической сверхзадачей страны на ближайшие десятилетия.
В: Опять-таки на десятилетия, о чем вы говорили. Спасибо.
ВЯЧЕСЛАВ НИКОНОВ (президент фонда "Политика"): Да.
В: Вячеслав Никонов со своим мнением о главном событии дня - о прямой линии общения страны и президента.
http://www.oprf.ru/