25 февраля 2009
1505

Без икры, но не без масла

Февраль медленно, но верно подходит к концу, а последний раз мы писали о перспективах рекламного рынка (ключевого для медиарынка вообще) еще в прошлом году. Сейчас самый момент для того, чтобы - нет, еще не подводить итоги, но взглянуть на промежуточные. Что происходит с рекламой в России на фоне падения производства, потребительского спроса, курса рубля и много чего еще?

Ассоциация коммункационных агентств России (АКАР) опубликовала традиционную годовую оценку объемов рынка рекламы в средствах ее распространения. Данных по январю - февралю 2009 года тут, разумеется, нет, но и общие цифры по прошлому году о многом говорят. Свои оценки обнародовали также Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ) и некоторые другие аналитические службы. Самые плохие новости поставляет рынок радиорекламы, сократившийся, по оценке АКАР, с 14,9 до 14 млрд рублей (6%). По Москве, согласно НАТ, падение доходов от радиорекламы составило 27% (в регионах меньше, 17%). Рынок наружной рекламы тоже порадовать глаз не может - во всех смыслах. За 2008 год рост составил всего 13% (данные АКАР). Доходы в январе упали, по некоторым данным, на 40%, и это видно безо всяких аналитических служб: достаточно пройтись по городу, чтобы увидеть непривычно большое количество пустых щитов. Власти Москвы на этом фоне снижают ставку аренды рекламных площадей на 30%, что, по словам управляющего директора News Outdoor Group Максима Ткачева, обеспечит компаниям минимальную рентабельность (он же говорит, что для рентабельности в 5% ставки надо снизить вдвое). Пустых щитов точно больше не станет, потому что в следующем году 700 щитов уберут от Кремля, Новодевичьего монастыря и усадьбы Коломенское, а некоторые крупнейшие шоссе разгрузят на 20%.

Аналитический центр "Видео Интернешнл" (АЦВИ) прогнозирует падение доходов российской прессы в январе - марте на 25-30%. Директор по рекламе ИД "Комсомольская правда" Владислав Гемст говорит, что это еще оптимистическая оценка, потому что она учитывает только количество полос под рекламу и не учитывает скидки, предоставляемые рекламодателям (эти цифры традиционно не обнародуются). Проблема, разумеется, в том, что в прессе больше всего рекламируются товары из категории luxury, недвижимость, электроника и автомобили, а также финансовые организации. Надо, правда, признать, что с уменьшением полосности и тиражей все не так просто: независимая консалтинговая и аналитическая компания Oxford Analytica вообще прогнозирует закрытие каждого десятого издания в мире, - не в последнюю очередь потому, что во многих странах пресса перемещается из офлайна в сеть (в России так тоже бывает - см., например, историю с B&FM). Вообще, падение, по крайней мере сперва, затронет, как и предполагалось ранее, глянец: читатели будут скорее экономить на развлечениях, чем, скажем, на достоверной экономической информации. Детальной информации по сегментам рынка печатной прессы, правда, пока нет.

Телевидение поставляет новостей чуть меньше, и они чуть менее печальные. В январе, тем не менее, общий объем рекламы на ТВ снизился на 3%. Кроме того, как утверждают представители рекламных агентств, рекламодателям были предоставлены скидки 20-25%. Максимальное падение - все цифры приведены для стандартного 30-секундного ролика в целевой аудитории "Все россияне старше 18 лет" - продемонстрировали каналы НТВ (объемы упали на 28%), СТС и ТНТ (10%) и "Первый канал" (5%). Одновременно увеличились объемы рекламы на "России" (5%), РЕН-ТВ (30%) и ТВ-3 (61%). При этом из рекламодателей, входящих в топ-20, снизили объемы рекламы только четыре: Procter & Gamble, Unilever, Colgate-Palmolive и "МегаФон". Эксперты предрекают возвращение на ТВ компаний FMCG-сектора: это становится возможным за счет падения цен, скидки позволяют сохранять объемы, не увеличивая рекламных бюджетов.

Что происходит в сети, понять не так легко. Агентство MindShare Interaction утверждает: за 2008 год расходы на рекламу в российском сегменте сети выросли на 55%, до 14,7 млрд рублей Контекстная реклама выросла на 61%, до 8,9 млрд рублей, а медийная (баннеры, всплывающие окна etc.) - на 45%, до 5,8 млрд рублей Представители рынка не ждут роста контекстной рекламы в долларовом выражении, особенно учитывая, что большую часть рекламодателей здесь составляют строительство (15%), автомобильный сектор (13%), промышленное оборудование (11%) и финансовые учреждения (11%). Несмотря на это, общий рост рынка в текущем году прогнозируется в 5%. Максимальный рост агентство AdWatch прочит нестандартным коммуникациям (интернет-PR/BTL, маркетинг в социальных сетях etc.). Также неплохие перспективы, кажется, у видеорекламы в сети, она оказалась в семь раз кликабельнее баннерной.

Отдельные категории рекламодателей, сокращая свое присутствие в некоторых видах медиа, вообще говоря, чувствуют себя не так уж плохо: оказалось, в частности, что объем банковской рекламы в IV квартале 2008 года вырос по сравнению со II кварталом в два раза. Даже те банки, которые в целом за год сократили свое присутствие на рекламном рынке ("Альфа-банк", "КИТ финанс", "Русский стандарт" и ВТБ), в четвертом квартале расходы увеличили. Крупные игроки рынка пытаются воспользоваться кризисом для укрепления своих позиций, средние - привлекают ликвидность (вклады под высокие депозиты). Предположительно, это играет на руку в основном телевидению и части печатных изданий (экономической периодике, ориентированной на пользователя финансовых услуг).

Общая картина вырисовывается не очень радостная, но и катастрофы пока, видимо, не происходит. В интернет-рекламе, в неэфирном ТВ, а также секторах BTL, нестандартного маркетинга и indoor, куда мигрируют стремящиеся сэкономить рекламодатели, вообще все не так уж плохо. Телевидение в качестве рекламного медиа в России незаменимо, и это понимают все - и рекламные службы каналов, и, как видим, рекламодатели. Судьба радио и части печатных изданий представляется незавидной, но ничего. В крайнем случае будем слушать деловые радиостанции и читать экономические издания. Это бизнесу нужны каналы распространения информации, а любовь в состоянии править миром и без глянца.

25.02.2009
www.openspace.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован