25 декабря 2002
1618

Без систем менеджмента качества на мировой рынок не пробиться

Качество продукции в преддверии вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию для российских производителей приобретает все большее значение. Однако для того, чтобы успешно конкурировать на мировом рынке, выпускать просто высококачественную продукцию мало. Нужно соответствовать требованиям международных стандартов. А для этого необходимо внедрять на предприятиях системы менеджмента качества. О том, что представляют собой эти системы, рассказали на семинаре "Системы менеджмента качества и требования ВТО", который прошел на днях в Министерстве промышленности, внешних связей и торговли РБ. Он был организован специально для предприятий республики. Вообще, эти системы для России не в новинку. По словам заместителя министра промышленности, внешних связей и торговли республики Игоря Афанасьева, еще в 60-годы в Советском Союзе действовали так называемые комплексные системы качества. Однако в эпоху перестройки они были основательно разрушены. Поэтому теперь приходится создавать все заново. Хотя ничего принципиально нового в международных стандартах нет. Системы менеджмента качества предполагают управление качеством на протяжении всего производственного цикла. Главный их смысл - ориентир на выпуск высококачественной продукции. Производитель должен чувствовать ответственность за свой продукт. Кстати, эта норма прописана даже в европейском законе ответственности за продукцию. Согласно этому закону, изначально существует "презумпция виновности" изготовителя. Как отметил заместитель генерального директора Центра качества и сертификации "БаСК" Юрий Заянчковский, внедрение систем менеджмента качества экономически эффективно. Тут все предельно просто. Если контролировать качество постоянно, то можно избежать производственного брака. На устранение недоделок тратятся немалые средства. По словам Юрия Заянчковского, убытки, которые предприятие несет за счет переделок, могут достигать 15-20 процентов годового объема. Эффективное управление качеством позволяет также свести к минимуму запасы - "замороженные средства". Качественная продукция будет "уходить" практически с конвейера. Во главе системы качества на производстве должно быть первое лицо предприятия. Однако зачастую российские руководители некомпетентны в вопросах качества, считает Юрий Заянчковский. На предприятии также должен быть человек, непосредственно курирующий вопросы качества. А назначаться он должен из числа руководства. В виде образца для подражания участники семинара получили практические рекомендации по разработке, внедрению и сертификации менеджмента качества ГОСТ-Р ИСО 9001 версии 2001 года на Уфимском приборостроительном производственном объединении.

Снежана Камская

www.bashvest.ru

25.12.2002
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован