ИСТОРИЯ доказала, что власть и бизнес жизнеспособны и успешны, действуя в интересах породившего их общества. О том, как преодолеваются противоречия в поиске точек соприкосновения интересов власти, бизнеса и общества, наш обозреватель беседует с заместителем секретаря Общественной палаты РФ, вице-президентом Торгово-промышленной палаты РФ Сергеем КАТЫРИНЫМ.
- Сергей Николаевич, как частица общества, осмелюсь заметить, что в глазах скептиков Общественная палата действует постфактум, когда уже свершились трагические события, возникли кризисные ситуации. По мнению оптимистов, Общественная палата просто не успела развернуться во всю силу. Кто прав?
- Сколько людей, столько и мнений. Я и соглашусь, и не соглашусь с обеими названными позициями.
Прошли два пленарных заседания Общественной палаты. На первом весной обсуждались борьба с ксенофобией и экстремизмом, социальные аспекты реформирования российской армии. На втором, состоявшемся недавно, - проблемы местного самоуправления, куда мы "зарулили" с административной реформой, и здравоохранение в Российской Федерации. Глобальнее, острее, ближе каждому гражданину, казалось бы, повесток дня не бывает.
Конечно же, все это заслуживало внимания и раньше. Но и Общественной палаты прежде не было. По всем обсужденным вопросам после наших рекомендаций подвижки начались, может быть, не такие пока заметные. И все же "процесс пошел".
Согласен, что надо упреждать события. Мы стараемся так поступать. Проблем в обществе накопилось множество. Не каждая из них будет заслушана на пленарных заседаниях. В перерывах между ними работают комиссии, дающие вполне оперативно и компетентно заключения, например, по важнейшим законопроектам. Ведь практически за каждым членом ОП стоит неправительственная организация, профессиональное сообщество.
Нет смысла повторить на "пленарках" то, что уже неоднократно озвучивалось на различных "круглых столах", конференциях, в СМИ.
- Например?
- Отрицательные по сути отзывы направлены в Госдуму по проектам Водного и Лесного кодексов. При внимательном рассмотрении в данной редакции могут служить интересам не государства, не общества в целом, не предпринимательства, не населения страны, а узким группам лиц или корпораций. Об этом неоднократно говорилось на региональных встречах предпринимателей, экологической общественности, ученых и практиков. Да мне за личным опытом далеко ходить не надо...
- Что-нибудь случилось?
- Ничего особенного. Повез семью в один из районов Подмосковья, на свою малую родину. Хотелось искупаться в водоеме, который помню с детства, посидеть на бережку, который всегда был "оккупирован" местными жителями. Не тут-то было. Все обнесено забором с табличками "Частная собственность". Когда, как удалось это сделать?
Не возводить же в ранг закона хамское пренебрежительное отношение к окружающим. Народ давно перестал быть "быдлом", на глазах или за спиной которого можно вытворять что угодно.
- Все же не удивлюсь, если тихо-тихо эти законопроекты проползут сквозь парламент. Не кажется ли вам, что голос общественности, голос бизнес-сообщества власть, если и слышит, то не прислушивается к нему?
- Думаю, что все не так безнадежно, хотя парламентское большинство во всем старается поддерживать правительство, партия власти должна работать с населением, учитывать общественное мнение.
Соглашусь однако, что зачастую желаемый диалог превращается в монолог с глухим. Сами, наверное, знаете, насколько редко реагирует власть на выступления прессы. Торгово-промышленная палата РФ находится в более предпочтительном положении благодаря высокому авторитету ее президента Евгения Максимовича Примакова. Но и то далеко не всегда и не с первой попытки удается получить ответную реакцию.
- Удается же?
- Недавний пример с концепцией законопроекта по развитию малого и среднего бизнеса. Мы много и непросто взаимодействовали с минэкономразвития, искали точки соприкосновения по узловым вопросам. В чем-то убеждали чиновников, в чем-то они убеждали нас. В итоге получился взвешенный, работоспособный, рассчитанный на перспективу документ. У Общественной палаты не возникло сомнений в его целесообразности.
Продуктивно мы сотрудничаем в законотворческой деятельности с рядом других министерств. Не стану перечислять, чтобы кого-то не обидеть умолчанием.
Но так получается не всегда и не везде. Недавно довелось побывать на съезде довольно крупного предпринимательского объединения. Выступает один министр, другой, депутаты - и все льют елей собравшимся. Не лучше ли было сказать, что конкретно сделано за период между съездами исполнительной и законодательной власти по высказанным замечаниям и предложениям. Либо почему не сделано - отрицательный результат тоже ведь результат. Ноль реакции, ноль эмоций... Подобное равнодушие удручает больше всего.
- Кстати, на 8 декабря назначен съезд Торгово-промышленной палаты РФ. С чем пришла к нему старейшая и крупнейшая предпринимательская организация страны?
- ТПП стала еще крупнее. За истекшие пять лет численность возросла почти в 1,7 раза. Расширилось наше представительство в экспертных комиссиях и рабочих группах парламента, министерств и ведомств.
Укрепилось международное влияние ТПП по продвижению отечественных товаропроизводителей на внешние рынки, особенно это ощутимо на Ближнем Востоке. По-деловому выстроены отношения с коллегами из торгово-промышленных палат других стран СНГ и Балтии.
Ну и своего рода внутренний валовый продукт ТПП увеличился за пятилетие почти в 4 раза. Речь идет об услугах, оказываемых отечественному и зарубежному бизнесу, - консультационных, экспертных, выставочно-ярмарочных и т. п.
- Что не удалось?
- К сожалению, то же, что и многим другим. Наладить в необходимом объеме и формате действенный диалог, результативную эффективную работу с органами исполнительной и законодательной власти.
http://www.oprf.ru/