10 февраля 2010
1305

Бизнес-школы учатся бизнесу

В условиях падения спроса на образование

сенний набор показал падение спроса на бизнес-образование на 30% в сравнении с 2008 годом. Это среднероссийский показатель, а в отдельных школах дела обстоят гораздо хуже, говорит президент Российской ассоциации бизнес-образования Леонид Евенко. Он считает, что в текущем году падение спроса будет таким же, если не большим, потому что потенциальные слушатели продолжают жить в условиях высокой неопределенности - и карьера под вопросом, и доходы не растут. У бизнес-школ появился шанс научить слушателей на своем примере, как нужно адаптироваться к переменам, отмечают эксперты.

Самый очевидный способ адаптации - корректировка ценовой политики. Но ведущие школы цены не снижали, зафиксировав их на весьма высоком докризисном уровне (до 950 тыс. руб. за программу MBA в Петербурге). "На нашем рынке цена для слушателя является синонимом качества, снижать ее опасно", - объясняет директор Открытой школы бизнеса Сергей Федоров, а Дмитрий Павлов, директор по развитию ИМИСП, добавляет: "Устраивать распродажу - не наш метод". Тем не менее слушатели уверены, что бизнес-образование стало дешевле. Этот парадокс объясняется распространением скидок: за интеллект (тем, кто особенно успешно сдал вступительные тесты), за принадлежность к клубу (людям, рекомендованным выпуск-никами школы), за массовость (компаниям, направившим на открытую программу несколько сотрудников) и так далее.

Длинную программу (в том числе MBA) теперь нередко дробят на части. Это решает сразу несколько задач потребителя: удешевление образования (можно купить только первый модуль из двух или трех), снижение инвестиционных рисков (отучившись, скажем, полгода, человек решает, может ли он вкладывать деньги дальше) и появление выбора: не всем нужен полный курс MBA. В московском МИРБИС, например, часть программ MBA разделили на три ступени. "Если речь идет о финансовом MBA, то первая ступень - это подготовка финансового менеджера, вторая - руководителя финансовой службы, третья - финансового директора", - поясняет Екатерина Лисицына, директор департамента MBA института.

Но основные изменения касаются качества и содержания, темы программ актуализируются. "Сейчас наиболее востребованы программы прикладного характера, то есть на злобу дня, - говорит директор Центра корпоративных программ Высшей школы менеджмента СПбГУ Екатерина Карельская. - Например, для открытых программ популярны темы управления проектами, финансы для нефинансистов, управление продажами. Что касается корпоративных программ, то все чаще рассматриваются темы управления изменениями, эффективности компании".

"Например, одна из наших новых программ посвящена эффективному лидерству в период трансформаций, умению изменяться вовремя и нужным образом, - продолжает г-жа Карельская. - Эта программа - совместный проект с Fuqua School of Business (Университет Дюка, США)". Другую свою программу ВШМ СПбГУ сформировала и ведет в партнерстве с Высшей коммерческой школой Парижа, выпускники получают два диплома. "Если школа не предлагает двойной диплом, то она уже неконкурентоспособна", - считает Екатерина Лисицына из МИРБИС. Таким образом, глобализация программ - очевидный тренд, и он принимает разные формы.

"Наша программа MBA включает сформированный Университетом Bocconi study-тур в Италию, состоящий из стажировки на Lamborghini, знакомства с винным, сырным и бутиковым бизнесом", - отмечает Дмитрий Павлов. Международный банковский институт ведет совместную программу MBA со Стокгольмским университетом, включающую стажировки в Швеции. "При изучении дополнительных дисциплин слу-шатели получают помимо диплома MBA западную академическую степень. Это расширяет их карьерные возможности на Западе", - добавляет Татьяна Лебедева, декан факультета международных и магистерских программ института.

Усиление международной составляющей, возможно, принесет в Россию тенденции, возникшие под воздействием кризиса на западном рынке. "Там изменилась идеологическая платформа бизнес-образования, - констатирует Сергей Федоров. - И наших учредителей (Открытый университет Великобритании), и других представителей западного бизнес-образования все больше волнуют вопросы этической ответственности менеджера, его влияния на людей, общество, экологию. В эту сторону смещаются программы". Действительно, как сказал РБК daily декан школы бизнеса Fuqua Блэр Шеппард, "школы все активнее развивают программы социального предпринимательства и междисциплинарные программы, поскольку грани между бизнесом и социальной политикой, правом, здравоохранением стираются". Как он добавил, "число желающих учиться работе в общественном секторе или социальному предпринимательству в нашей школе возросло двадцатикратно".

Питер Рафферти, партнер и директор по развитию школы бизнеса Vlerick (Бельгия), формулирует новые задачи бизнес-образования как "глубокий анализ причин возникновения кризиса и в связи с этим подготовку менеджеров, способных оценивать последствия принимаемых ими решений для экономики и общества в целом". В связи с возрастающей ответственностью деловых лидеров, возлагаемых на них надежд по улучшению мира Запад ждет к концу кризиса нового бума бизнес-образования. Екатерина Лисицына полагает, что тем же завершится период испытаний для российских бизнес-школ. "Бум MBA не позади, как говорят многие, а впереди, - утверждает она. - Компании, которые выстоят в кризис, не захотят иметь безответственных и малообразованных менеджеров. У них это уже было".

Елена Кром

10.02.2010

spb.rbc.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован