Заполярная "столица мира" уменьшается в размерах словно шагреневая кожа. В планах воркутинских властей сосредоточить жизнедеятельность заполярной кочегарки в трех массивах: в самом городе и двух поселках - Воргашор и Северный. А ведь здесь было около тридцати населенных пунктов. И первый, который закрыли еще в середине 90-х, но не предали забвению, используя его как площадку для испытания оружия, - поселок Хальмер-Ю, расположенный в 70 км от города. Теперь на очереди Юршор и Октябрьский, следующий в списке - Комсомольский, потом Заполярный, возможно, Советский... Как объясняют городские власти, главные причины стремления к компактности - борьба с ветхим жильем и оптимизация расходов. Однако некоторые воркутинцы категорически не хотят покидать свои квартиры...
На переезд не согласны
Раньше почти каждый из воркутинских поселков был самостоятельным в инфраструктурном плане - свои шахты, поликлиники, детские сады, школы... Люди понимали, что когда-то, в отдаленном будущем, они, конечно, заработают много денег и уедут за пределы Севера, поближе к солнцу. Но они любили свои холодные поселки, друзей, соседей и необъяснимый воркутинский дух.
Переезд, переселение - всегда испытание. Старожилы вспоминают: когда закрывали Хальмер-Ю, переселение затянулось на два с лишним года. Кто-то уехал сразу, как только закрылась поселковая шахта. А некоторые, оставшись без работы и получая неплохое пособие, месяцами ждали, пока им дадут новое жилье. Слоняясь от безделья среди полупустого поселка, шарахаясь от зияющих оконных глазниц в соседних двухэтажках, многие просто спивались. Было нелегко оставлять насиженные места и переезжать, пусть даже поближе к цивилизации, в благоустроенные квартиры.
Нынешняя ситуация в эмоциональном плане чем-то напоминает переезд из Хальмер-Ю. Хотя сегодня в силу объективных причин процесс переселения из Воркуты более привычный и ожидаемый.
Жители закрывающихся поселков логично надеются получить жилье за пределами Воркуты. И этот процесс постепенно идет. Но пока воркутинские власти предлагают им равноценное комфортное жилье в городе либо в поселке Воргашор. Большая часть квартир в Воркуте приватизирована, муниципального жилья всего 15 процентов, и очередь на него отнюдь не маленькая. Тем не менее новый глава администрации Валерий Будовский распорядился, чтобы в первую очередь освободившиеся квартиры предоставляли жителям неперспективных поселков. На Воргашоре, например, пустует 1300 муниципальных квартир. Чтобы переселить жителей Комсомольского, нужно около тысячи. Сейчас городские власти ведут переговоры с ОАО "Воркута-уголь", чтобы сделать это совместными усилиями.
По словам руководителя управления городского хозяйства и благоустройства Сергея Григорьева, в поселке Октябрьский осталось всего 19 семей, которые расселены даже не в одном, а в нескольких домах, которые, естественно, отапливаются. Остальные уже уехали. Большинство из тех, кто остался, по разным причинам не работает. Восемь семей категорически отказываются переезжать в город, мотивируя это тем, что боятся лишиться прав на жилье за пределами Воркуты. В поселке Юршор, например, осталось два пятиэтажных дома, в которых живет десять семей. И туда по-прежнему ходят автобусы. Между тем страхи "отказников" не имеют под собой оснований. "Все, кто стоит в очереди на переселение из города, остаются в ней. Никто не имеет права вычеркнуть их из этой очереди", - заверил Сергей Александрович.
И депутаты городского совета, и местные власти много раз объясняли жителям поселков, что опасения беспочвенны. Но люди упорно стоят на своем, оставаясь в окружении заброшенных зданий.
Между тем отопление домов, содержание дорог тяжелым грузом лежат на муниципальном бюджете. Почти во всех неперспективных поселках накоплены огромные долги за теплоснабжение и горячую воду. В целом по городскому ЖКХ - полтора миллиарда рублей долга. Из них большая часть - долги населения за услуги жилищных организаций. Самое печальное, что они продолжают расти, ежемесячно увеличиваясь на огромные суммы. И в этой ситуации, понятно, любые меры, направленные на оптимизацию муниципальных расходов, необходимы в пожарном порядке.
- Если люди не соглашаются переезжать, мы подаем в суд. Но суды, как правило, нам отказывают, принимая сторону жильцов. Поэтому приходится отапливать полпоселка, где нет никакой инфраструктуры, аптек, магазинов, - поведал С.Григорьев.
Возврат в цивилизацию
Глава администрации Валерий Будовский сам выезжал в закрывающиеся населенные пункты, пытаясь объяснить оставшимся там людям, что они ничем не рискуют. Доводы о том, что отапливать, содержать пятиэтажки, где проживают полтора-два десятка семей, стоит невероятных усилий для городского бюджета, малоубедительны. Не говоря уже о том, что администрация Воркуты и правительство Коми едва уговорили местную компанию, обеспечивающую город теплом, подать горячую воду в дома традиционно к Дню шахтера.
Действия нынешних властей поддерживает и бывший мэр Воркуты Игорь Шпектор. За девять лет, в течение которых он руководил городом, с его подачи был закрыт 21(!) населенный пункт. Шпектор помнит их поименно: Монтажный, Заречный, Мульда, Аячьяга, Кирпичный, Рудник, Сейда, Промышленный...
- Была цель ликвидировать барачные, неперспективные поселки, микрорайоны, где условия проживания отвратительны, - рассказал И.Шпектор. - Конечно, люди по тем или иным причинам сопротивлялись, были недовольны. Мы их переселяли с колоссальным трудом. А потом они выражали благодарность. Это принесло городу огромный экономический эффект. За девять лет мы снесли 400 тысяч кв. метров жилья. Это же небольшой город! Если бы я работал дальше, я бы продолжил это начинание. В первую очередь надо срочно ликвидировать поселки Юршор, Октябрьский. Дальше необходимо закрывать Советский, он очень затратный...
Ситуация иногда доходит до курьезов. Зимой 2003 года поселок городского типа Цементнозаводский был включен в состав поселка Северный. И у многих бывших цементнозаводчан по сей день в паспорте указано, что они прописаны именно там. Централизованным обменом документов, если верить местным жителям, никто не занимался. По этой причине они испытывают большие затруднения, обращаясь в какие-либо инстанции, где необходимо показать прописку. Дескать, нет у нас такого поселка, говорят чиновники! А поставить штампик с новым адресом в документ нельзя, потому что с упразднением паспортно-визовых служб все их реквизиты изъяты из обращения. Так что нужно получать новый паспорт...
Сейчас в Воркуте проживает около 120 тысяч человек. По мнению местных властей, оптимальное количество жителей для заполярной кочегарки - около 90 тысяч. В списках на переселение из Воркуты стоит примерно 27 тысяч человек.
России нужно больше угля!
В этом году в средней полосе России (Подмосковье, Владимирской, Ивановской областях) воркутинцы получили более 180 квартир. В следующем году за счет увеличения размера федеральных средств будет выделено около двух тысяч квартир. Напомним, в будущем году из федерального бюджета Республика Коми на переселение получит 1,382 миллиарда рублей, в 2009 - 1,563 млрд. рублей, в 2010 - 1,567 млрд. рублей. Это при том, что в позапрошлом году, например, финансирование на переселение составило 181 миллион, а в этом - 56,6 миллиона. Плюс к этому в республиканском бюджете на будущий год заложено еще около миллиарда рублей.
Судя по сообщениям воркутинской газеты "Заполярье", местные власти намерены использовать и другие программы переселения. Одну из них предлагает главное государственное управление "Соцуголь". По ликвидированным угольным предприятиям (в частности, шахты "Октябрьская", "Промышленная", комбинат "Печоршахтострой") необходимо для переселения работников примерно 600 млн. рублей. И вроде бы "Соцуголь" обещает выделить эту сумму в 2008 году. Помимо того, с будущего года ожидается возрождение пилотного проекта Всемирного банка по переселению, на который тоже рассчитывают многие воркутинцы.
Но добиться выделения денег - еще полдела. Их необходимо вовремя и грамотно освоить, над чем ломает голову местная администрация. Недавно для этих целей увеличили штат городского жилотдела, предоставили ему дополнительные помещения.
В городских СМИ воркутинское руководство, выступая по той или иной теме, непременно подчеркивает: все преобразования в городе проводятся для того, чтобы воркутинцы жили лучше. В одном из интервью заместитель главы администрации Владимир Кондратьев заявил буквально следующее: "Воркута будет жить и процветать. Президент страны недавно сказал, что "угля в разы должно быть больше". Времена реструктуризации угольной отрасли прошли, так что скоро у нас начнут строить шахты. Лично я в этом не сомневаюсь".
Будем надеяться, что в Воркуте скоро появятся новые шахты. Тем временем крупные промышленные организации уже сейчас "заходят" в "столицу мира". Будучи в Воркуте, эту новость я узнала от таксиста, подвозившего меня из аэропорта. Суть ее такова: в заполярной тундре будут прокладывать газопровод.
Уже в городской администрации выяснились подробности. ЗАО "ПСО "Уренгойпромгражданстрой" и ООО "Мостострой-12" (генподрядчик - "Газпром") завезли в Воркуту 200 единиц техники, сейчас переманивают с городских хозяйств квалифицированных рабочих. И люди охотно к ним идут. Как объяснил Сергей Григорьев, с Ямала через Воркуту проляжет нитка газопровода на Европу. Эта программа рассчитана на несколько лет.
Так что сами видите: жизнь продолжается...
Ольга КЕРМАС
gazeta-respublika.ru