В Министерстве внутренних дел Кабардино-Балкарской Республики прошел круглый стол, посвященный проблемам противостояния терроризму и религиозному экстремизму.
Заместитель начальника Управления по борьбе с организованной преступностью Альберт Сижажев рассказал, что событиям 13 октября предшествовала большая подготовка кабардино-балкарского бандподполья. МВД в этот период в ходе профилактических и контртеррористических операций было уничтожено 16 боевиков, в том числе лидер джамаата "Ярмук", выявлена террористическая бандгруппа выходцев из КЧР, арестовано 18 человек, из них 7 активных членов Кабардино-Балкарского джамаата, причастных к нападению на управление Госнаркоконтроля, семеро нападавших на УФСНК были объявлены в розыск. До 13 октября было изъято 55 автоматов, 2 пулемета, 26 пистолетов, 7 гранатометов. Несколько задержанных боевиков давали сведения о готовящемся нападении. Был задержан курьер с крупной суммой денег, направлявшийся в Москву для закупки обмундирования. Все это свидетельствовало о подготовке бандподполья.
Подполковник Сижажев отметил, что на 13 октября МВД намечало проведение 82 адресных проверок на территории республики: "По оперативной информации, нападение намечалось на 4 ноября, но в связи с наступательными мерами МВД проведение операции было перенесено на 13 октября. В связи с этим мы не успели провести свои мероприятия. Как позже выяснилось, из 82 человек, которых мы в тот день должны были проверить, более 40 человек стали участниками нападения на Нальчик".
Говоря об итогах следственно-оперативных мероприятий после 13 октября, Альберт Сижажев сообщил, что уничтожено 95 боевиков, изъято более 200 единиц оружия (57 из них похищено в УФСКН, а 27 - в Ингушетии). Арестовано 70 человек, в федеральном и оперативном розыске находится 21 человек.
По словам подполковника Сижажева, события этого года показывают, что боевики не оставляют намерений по осуществлению дальнейших акций: "В январе-феврале проведено две спецоперации, уничтожено трое боевиков, изъято 6 схронов. Работа с родственниками привела к добровольной сдаче двух участников нападения на столицу республики. Эта работа продолжается, и в течение недели, надеемся, с повинной явятся и другие". Было отмечено, что среди убитых в с. Анзорей 6 января этого года - один житель республики, житель Чечни и гражданин Турции адыгского происхождения.
Альберт Сижажев представил социально психологический портрет участников нападения, отметив, что при его составлении рассматривались данные 166 человек - 84 из них были убиты, 50 арестованы, 32 находились на тот момент в розыске. 87% участников НВФ в возрасте 20-30 лет, 13% - старше 30 лет. 20% имеет высшее, 15% - средне-специальное, 65% - среднее и 1,2% - неоконченное среднее образование. Более половины из них состояли в браке. 56 боевиков проходили в качестве подозреваемых по различным уголовным делам (7 - в связи с наркотиками, 8 - с незаконным оборотом оружия).
Подполковник Сижажев сообщил, что Муса Мукожев не значится среди организаторов нападения на Нальчик.
Начальника отдела Министерства культуры и информационных коммуникаций Джамбулат Гергоков отметил, что в КБР сегодня нет межконфессиональных конфликтов и противоречий: "В то же время сохраняется ряд проблем внутри мусульманской уммы. Разные подходы к проблемам реформирования исламской богослужебной практики в середине 90-х годов привели к напряженным отношениям между представителями старшего и молодого поколения верующих. Стали проявляться тенденции борьбы за авторитет, лидерство и религиозную власть. Образовалась оппозиция официальному духовенству, молодые мусульмане создали свои джамааты. Именно в их среде большей частью сформировались сторонники радикальных идей".
Джамбулат Гергоков подчеркнул, что некоторые из этих молодых людей доводят отдельные положения ислама до абсурда и призывают к исламской революции. Было отмечено, что на формировании радикальных взглядов объективно сказываются социально-экономические трудности: массовая безработица, факты социальной несправедливости, неконтролируемая миграция, вызывающая протест в мусульманской среде "в силу специфических особенностей ислама".
Начальник управления Министерства по делам молодежи и спорту Зубер Тхаголегов сообщил, что ведомством разработана республиканская программа по молодежной политике на 2006-2010 годы, которая будет иметь общественную направленность. Было отмечено значительное стремление различных международных неправительственных организаций, имеющих американские корни, к проникновению и закреплению в Кабардино-Балкарии.
Начальник отдела Управления Федеральной регистрационной службы Карина Геляхова отметила, что подоплека экстремизма не религия, а политика: "Существуют общественные организации, ни для кого это не секрет, которые финансируются из-за рубежа". Она рассказала, что в республике зарегистрировано 155 религиозных организаций: 109 - мусульманских, 19 - православных. Остальные представляют другие конфессии. В 2005 году было проверено 117 из них, около 80% организаций вынесены предупреждения за различные нарушения.
Заместитель председателя Духовного управления мусульман Хазретали Дзасежев отметил необходимость религиозного просвещения, повышения ответственности должностных лиц, ужесточения наказания за преступления экстремистского характера, усиления контроля въезда в страну и перекрытия финансовых потоков, сообщает "Газета Юга".
"Мы оказались идеологически и методологически нищими, - заявила советник председателя ДУМ Любовь Алиева. - За происходящим стоит богатая и влиятельная третья сила, а наши методы и наша идеология не срабатывают. Это не религиозный экстремизм, это международная сеть".
Благочинный православных церквей КБР Валентин Бобылев сказал, что экстремисты преследовали политические цели - изменение конституционного строя и насильственный захват власти: "Поэтому это не имеет отношения к религии. Это политический экстремизм".
17.02.2006
www.regions.ru