Эксклюзив
Мельников Алексей
07 августа 2015
5892

Болеть не той историей

Историческое мошенничество, в коем крайне преуспела наша страна, не только не уменьшилось после падения социализма - напротив, обрело, кажется уже, и второе дыхание. Виданное ли дело - ни один уважающий себя историк не работает нынче в академическом институте российской истории. «Отмена» краеугольных дат, «перекройка» границ, «ревизия» исторических пактов вплоть до Рюриковичей с попыткой идеологического оправдания текущих политических инициатив – таков удел «официальной» исторической науки в России.    

- Наша нация поражена исторической неврастенией, - считает шеф-редактор журнала «Отечественные записки» Никита Соколов. - Она впадает в тяжелую душевную болезнь. Когда народ болен не той историей. Один из самых ужасных примеров такой болезни - Третий рейх. Откуда появляются такие заболевания? Из стереотипа тотальной целеустремленности истории. Ее фатальной закономерности. Но историю невозможно описать, как закономерный процесс. Исключив из нее реальных людей. У нас же история была и остается процессом закономерным, происходящим независимо от человека. Но это большой предрассудок - считать, что история - процесс, на который человек не может повлиять.

Как остроумно заметил французский историк Антуан Курно, общий ход истории правильнее уподоблять шахматной партии, где каждый новый ход - результат свободного выбора игрока. Мы можем постараться понять его мотивы (собственно, в этом и состоит главная задача истории), но не можем сформулировать общий закон развития партии и предсказать ее результат. Игрок свободен в тех пределах, которые диктует ему позиция, также являющаяся результатом предшествующего свободного выбора, а не какой-либо закономерности. Более того, у каждого человека свое понимание этих пределов. Урок истории - это урок свободы. Урок, усвоенный еще в глубокой древности. "К свободе призваны вы, братия!", - писал апостол Павел. И нет в истории никакой общей закономерности. Нет никаких цепочек, напоминающих причинные связи, скажем, в той же физике. Или - химии. В естественных науках они есть, в исторической - нет. И преодолеть тут искушение общей закономерностью мы никак не можем. Вот в чем вся беда...

...Всегда мучил вопрос: почему первое упоминание о Калуге встретилось в грамоте именно литовского князя? В данном случае - Ольгерда. Не Святослава Смоленского, не Юрия Тарусского, не Михаила Черниговского, не, в конце концов, Дмитрия Московского - а именно "не нашего" Ольгерда. Ответ, как выяснилось, прост: Ольгерд и сын его Ягайло на ту пору просто еще не успели сделаться "не нашими". Его таковым изваяла потом наша история. В смысле - "историческая" мифология, изъяв, кстати, за одно и Калугу из списка приграничных городов будущей демократической Европы. Калуга родилась, как сказали бы сейчас, "за границей". Как раз во времена прохождения страной принципиальной исторической развилки: к Западу склониться ей или к Востоку?

"Тетрадка ветха, - читаем мы проект русско-литовского договора, составленный в 1382 году (Опись архива Посольского приказа 1626 г. М.) и вполне способный, кстати,  задать России совсем другой вектор развития, - а в ней писан список з грамоты докончальные Ягайлова с великим князем Дмитрием Ивановичем... о женитьбе великого князя Ягайло Ольгердовича, женитися ему у великого князя Дмитрея Ивановича на дочери, а великому князю Дмитрею Ивановичю дочь свою за него дати, а ему, великому князю Ягайло, быти в их воле и креститися в православную веру и крестьянство свое объявити во все люди".

- К чему мог бы привести такой вариант объединения Северо-Восточной "Московской" Руси с "Литовской" Юго-Западной? - задается вопросом Никита Соколов. - Скорее всего, он подтолкнул бы консолидацию Руси и на полстолетия раньше привел бы к освобождению от ордынской зависимости. Но возможно - и к усилению сословного представительства, сохранению региональных особенностей, получению выхода к Балтике задолго до Петра I, более активному включению в повседневный обиход и культуру западноевропейских элементов... Могло быть - но не стало...

Равно, как, по предположению Никиты Соколова, могла качнуться Русь в сторону цивилизованной Европы и еще раньше - во времена Александра Невского и начала монголо-татарского ига. Не вмешайся в историю... этот самый Александр Ярославич, ставший не беду России Невским. В смысле - "спасшим" Северную Русь от поглощения католической Европой. И тем самым - сберегшим русское православие - основу национальной самобытности. Таков общепринятый на сегодня миф о "благоверном" князе. Творить его начали чуть ли не с XIII века: мол, на Неве была не заурядная пограничная стычка с ватагой шведских искателей приключений, а чуть ли не столкновение цивилизаций. Зачем все это сочинялось?

По словам Никиты Соколова, по ряду причин. Имя одной из них - православная церковь. Моноголо-татары ей сулили большие льготы. А католическая Европа этих льгот не обещала. Только "церковные люди" не подлежали в Орде переписи и не несли никаких повинностей. Потому православная церковь всячески стремилась упрочить взаимоотношения с Ордой, увенчавшиеся открытием в 1263 году митрополитом Кириллом в столице Золотой Орды Сарае новой православной епархии.

Отсюда становится понятна и та живая заинтересованность, с которой книжное окружение Митрополита Кирилла взялось за написание знаменитого "Жития" - основного "документа", донесшего до нас тезис о спасении Александром Невским Руси от "немецко-шведских захватчиков". Правда, ценой отдачи в двухсотлетнее рабство Орде. Руками того же Александра Ярославича, настырно пытавшегося распространить свою власть на строптивые вечевые города - Псков и Новгород. Первые и последние очаги русской демократии. Расправиться с ними хотя бы ценой сдачи страны на поругание монголам - была, похоже, одна из реальных, а не "мифологических" задач "Солнца земли русской".

Таких принципиальных развилок в российской истории не одна. В книге «Выбирая свою историю» в соавторстве с другими учеными Никита Соколов насчитал их 24. Начиная с того же призвания Рюрика в  862 году. Для наведения в "бестолковой" Руси порядка или же все-таки для защиты первых ростков европейской демократии? 1418 год - самоубийство средневековой демократии. Кончина вечевого Новгорода. Или 1763 год - распутье Екатерины, затеявшей широкомасштабные реформы на Руси, и тут же убоявшейся их самых главных составляющих. Или 1860 год - отступничество русского Галилиенянина - Александра II. Начавшего по новой реальную демократию на Руси, но почему-то отстранившего от коренных преобразований само российское общество. В итоге варварски был устранен и сам царь-преобразователь.

Или взять развилку 1825 года, когда под пули на Сенатскую площадь вышли провозвестники нынешнего раскола российских демократов - неподелившие ровно 180 лет назад демократическую идею декабристы. Подозрительно смахивающий на нынешнюю демтусовку спор между Северным и Южным обществами опроверг ту прописную истину, когда в спорах рождается истина. В спорах 1818-1825 годов она как раз-то умерла, похоронив за одно под собой и самих зачинщиков спора. Хотя...

Хотя, как утверждает Никита Соколов, все могло быть совсем иначе, объединись вовремя Северное и Южное общества. Восстание Черниговского полка заканчивается победой восставших. К ним присоединяется весь 3-ий корпус армии и другие части. К 7 января взят Киев. Провозглашается конституция. Крестьяне освобождаются с землей. Объединенные силы берут Москву. Николай бежит. Власть в стране берет Директория (от тайных обществ - Пестель и Орлов, от Сената и Госсовета - Сперанский и Мордвинов). Объявляется республика. И страну уже не повернуть вспять. Восстановить крепостное право и отменить конституцию невозможно. Могло быть, говорит Никита Соколов, но не произошло. Россия двинулась по другой дороге….

   

Алексей Мельников, Калуга.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован