28 октября 2004
1428

Борьба с терроризмом: социально-экономический аспект

Трагические события, происшедшие в России в конце августа - начале сентября, остро поставили вопрос о выработке новых, более эффективных методов и механизмов противодействия терроризму. Эта задача сегодня является важнейшей для всех органов государственной власти нашей страны, для всего нашего общества. Терроризм объявил России войну. Правда, это случилось не сегодня, а много раньше. Но теперь, когда наша страна встала перед выбором, итогом которого будет дальнейшее ее существование, нужна мобилизация абсолютно всех ресурсов и сил. Причем бороться с терроризмом можно (и нужно) не только на "линии огня". Огромное значение имеет искоренение самих корней террора, или, так сказать, превентивные меры в борьбе с ним. А они неразрывно связаны с необходимостью изменить сложившуюся ситуацию в социально-экономической сфере, и прежде всего на Северном Кавказе, где сегодня еще немало нерешенных проблем. Об этом наглядно свидетельствует тот факт, что многие статистические показатели Южного федерального округа значительно ниже как среднероссийских, так и показателей развития других федеральных округов. Так, валовой региональный продукт на душу населения отстает от среднероссийского в 1, 9 раза, а от других федеральных округов - в 1, 4-3, 3 раза; среднедушевая стоимость основных фондов ниже среднего по России в 1, 6 раза и в 1, 4-3, 7 раза ниже, чем в других округах; значительно отстают от среднестатистических и темпы роста инвестиций в основной капитал.

При этом в ЮФО практически самый высокий удельный вес полностью изношенных основных фондов (на 12, 8 процента выше среднего по России), особенно в таких отраслях, как сельское хозяйство, строительство и транспорт. Подтверждением "нездоровья" экономики округа может служить и то, что средние доходы на душу населения в округе на 34, 5 процента ниже, чем в целом в РОССИИ, а среднемесячная заработная плата отстает от российской в 1, 45 раза и в 1, 4-2 раза ниже, чем в других федеральных округах. Уровень безработицы в ЮФО в 2-5 раз выше, чем в других округах. В конечном итоге все это отрицательно сказывается на жизненном уровне населения, дестабилизирует обстановку, создает предпосылки социального недовольства, что, в свою очередь, может сказаться на снижении эффективности антитеррористических мероприятий.

Сколько денег необходимо для ликвидации так называемой экономической составляющей терроризма? Откуда брать эти средства? Должно ли государство в одиночку решать финансовые вопросы или привлекать к решению этой проблемы частные отечественные структуры? Что нужно сделать, чтобы частный бизнес решился инвестировать в регионы с повышенной террористической угрозой? По всему спектру этих проблем "Парламентская газета" намерена организовать ряд "круглых столов", в которых примут участие парламентарии, представители Правительства и бизнеса, известные экономисты и политологи. Сегодня - первая дискуссия.

"Юг России": определимся с задачами Дальнейшая стабилизация общественно-политической обстановки в Чеченской Республике, а следовательно, и победа в борьбе с терроризмом, немыслима без повышения качества жизни ее населения, скорейшего восстановления и дальнейшего развития собственного экономического потенциала, обеспечения занятости населения и достойного уровня жизни народа. Чтобы заручиться пошатнувшейся поддержкой населения Чечни, террористы спекулируют не только на религиозных и национальных чувствах, но и тяжелом социальном положении людей. Безработица и безденежье, отсутствие ясных жизненных перспектив у чеченской молодежи являются той питательной средой, на которую делают ставку басаевы и масхадовы, считает заместитель Председателя Госдумы, фракция "Единая Россия", Владимир ПЕХТИН. Власть ждет от российского бизнеса прежде всего инвестирования средств в восстановление экономики и социальной сферы...

В этом его поддерживают многие коллеги по парламенту. При этом член Комитета по бюджету и налогам Михаил ЗАДОРНОВ убежден, что борьбой с терроризмом должны прежде всего заниматься властные структуры и правоохранительные органы. "Противостоять террору должно все общество. А вот бизнес стоит в решении этих проблем только на третьем месте. Да и то о его влиянии на решение этой серьезнейшей проблемы можно говорить опосредованно".

"Недоработки, существующие в решении проблем социально-экономического развития регионов Северного Кавказа, используются идеологами международного терроризма в их преступных планах, - говорит председатель Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Виктор ГРИШИН. - Уверен, успешное решение этих проблем невозможно без выработки государственной политики и создания нормативно-правовой базы в сфере государственного регулирования регионального развития.

К сожалению, государственное регулирование регионального развития не является целостным и специально выделенным предметом федерального законодательства.

Как следствие, мы получаем, что ни в прогнозных, ни в бюджетных документах не выделены конкретные социально-экономические меры по Северному Кавказу.

Федеральная целевая программа "Юг России" не соответствует предъявляемым к целевым программам требованиям, имеет нечеткие цели и задачи, носит описательный характер, страдает отсутствием бизнес-плана и рядом других недостатков. Результаты деятельности по ее реализации в конечном счете не достигают поставленной цели - улучшения социально-экономического положения населения Юга России..." Нельзя подливать масла в огонь В свою очередь, член Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Сергей ИВАНОВ считает, что для противодействия терроризму прежде всего необходимо создать законодательную базу, которая позволит эффективно бороться с этим злом и уже после этого говорить о других мерах, в том числе и об участии бизнеса в искоренении причин появления террора.

"На мой взгляд, в любом случае главную роль в этой борьбе должно играть государство. Во всяком случае еще нигде не нашли более эффективной системы борьбы с террором, нежели целенаправленная, методичная работа по его искоренению, - говорит Сергей Иванов. - Вообще, говоря о терроризме, мы должны отдавать себе отчет в том, что сама по себе проблема очень острая. У нас иногда представляют дело таким образом, что терроризм имеет исключительно социальные корни. Но ведь это только одна из причин. Террор сам по себе вырастает из целого комплекса факторов, и социальный момент - лишь один из многих.

Кроме него можно назвать религиозную нетерпимость, национальную рознь, расовую неприязнь, да и, в конце концов, культурные различия между этносами и народностями. Дело в том, что терроризм как явление чрезвычайно трудно искореним. К тому же с тем технологическим прорывом, который произошел в течение последних двух столетий, возможность совершения террористических актов возросла в разы. А с развалом СССР в руки террористов попало огромное количество оружия и боеприпасов, контролировать которое практически невозможно.

И здесь, без сомнения, большой бизнес может выступить в качестве помощника государства в искоренении причин терроризма. Безусловно, любые инициативы полезны, но лишь с оговорками. С очень серьезными оговорками. С другой стороны, экономика Северного Кавказа сегодня находится в плачевном состоянии.

Безработица в некоторых республиках - пятьдесят и более процентов. Разрушена инфраструктура, не работают предприятия. Практически полностью развалено сельское хозяйство. Не будет большим преувеличением сказать, что Кавказ сегодня скатился в феодализм, где процветает натуральное хозяйство, где нет никакой возможности самостоятельно совершить прорыв и заставить экономику региона работать. Молодежь обречена на прозябание, у нее нет будущего, а настоящее - беспросветно. Именно эти люди сегодня являются подручным материалом для террористов... Потому к идее развития и подъема этих территорий я отношусь положительно, но мне кажется, что государству нельзя пускать эту работу на самотек. Здесь возможен единственный вариант помощи крупного бизнеса в противодействии терроризму: это финансовое участие в государственных программах, которые необходимо разработать для проблемных регионов".

С мнением Сергея Иванова о необходимости решать проблемы борьбы с терроризмом сообща в принципе согласны и другие сенаторы, в частности первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации Александр КАЛИТА.

"У нас есть государство, уполномоченные госорганы, и именно они должны непосредственно заниматься ситуацией на Северном Кавказе и должны отвечать за то, что там происходит. А бизнес, если он действительно хочет помочь, может обеспечить наши правоохранительные органы всем необходимым для борьбы с терроризмом. И это действительно важно, чтобы милиционеры были вооружены лучше боевиков, - заметил он. - Другое направление, в котором бизнес мог проявить себя, - это создание инфраструктуры и восстановление жилого фонда в регионах, пострадавших от террористов. Но опять же хочу оговориться, что к такой работе можно допускать только те компании, которые зарекомендовали себя как добропорядочные, никаким образом не связанные с теневыми капиталами.

В этом вопросе главное не навредить... Южный регион сегодня раскален до предела, любой искры здесь достаточно, чтобы Кавказ вновь запылал. Поэтому все действия и власти, и бизнеса необходимо сегодня четко координировать и ни в коем случае не пускать дело на самотек".

Однако большинство участников говорили о необходимости сотрудничества власти и бизнеса в социально-экономическом развитии Северо-Кавказского региона. Кстати, как раз относительно такого партнерства шел разговор и на одном из октябрьских заседаний кабинета министров, когда Правительство обсуждало методы привлечения частного капитала к финансированию крупных инфраструктурных проектов. Пока - в сфере транспорта. Идея сформулирована как государственно-частное партнерство во взаимоотношениях власти и бизнеса.

Государственно-частное партнерство На этом же совещании Правительства премьер Михаил Фрадков заметил: "У нас еще не было опыта публичного совмещения государства и бизнеса, непубличный был, но плохо закончился..." Однако сегодня без эффективного сотрудничества власти и бизнеса уже не обойтись. Тем более что подобное партнерство успешно реализовано уже во многих странах.

"Государственно-частное партнерство имеет серьезные традиции в странах рыночной экономики и осуществляется именно по методу партнерства, а не госзаказа, как это понимается порой у нас, - подчеркнул вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь ЮРГЕНС. - Это социальный заказ, когда бизнес помогает государству в развитии той или другой отрасли экономики, или какого-то инфраструктурного проекта. Партнерство означает, что нужны здравые, юридически проверенные экономические формы, обеспечивающие эффективность реализации проекта. Ярким примером такого рода является строительство многоцелевого перехода (а на самом деле - огромного моста) по морю между Швецией и Данией стоимостью 3 миллиарда долларов. В итоге создалась концессия, куда 50 на 50 вошли государства и частные компании, и осуществившие проект, который окупается в течение 10-15 лет. Есть аналогичные партнерские проекты и в других странах...

У нас, безусловно, подобное тоже нужно внедрять в практику. Начиная от трубопроводов, являющихся очень узким местом для развития отечественной нефтяной и газовой промышленности, и заканчивая железными и автомобильными дорогами, водными путями, портами. И все это - огромные затраты, которые возможны только таким методом..." При этом Игорь Юргенс уверен, что такое партнерство "только и возможно" в решении социально-экономических проблем Северо-Кавказского региона - "иначе произойдет или разворовывание, или разрушение". "Только объединенными усилиями на Северном Кавказе целый ряд инфраструктурных проектов было и логично, и выгодно - и государству, и частнику - осуществлять, - резюмирует он. - Тем более в связи с высоко рисковой зоной на государстве лежит и дополнительная обязанность обеспечить безопасность осуществления этих проектов".

Фактически о развитии государственно-частного партнерства шла речь и на недавнем Международном экономическом форуме в Сочи. В частности, министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил, что в ближайшее время в Госдуму будет внесен законопроект о концессиях. "Мы не готовы приватизировать монополии, но мы можем передать их в концессии, причем спектр сфер будет разнообразным - от транспортной инфраструктуры до социальных объектов", - подчеркнул министр. Для развития отношений власти и бизнеса это очень важный шаг. Ведь так называемое концессионное соглашение и есть инструмент частного и государственного партнерства, когда государство привлекает к различным проектам частных инвесторов. В данном случае Правительство намерено "уйти" из традиционно опекаемых государством сфер. Прежде всего, как отметил Герман Греф, законодательство затронет объекты ЖКХ, убыточное муниципальное хозяйство, а также транспорт и некоторые другие сферы. В том числе и развитие Северо-Кавказского региона.

Нужна комплексная программа "Сегодня ни в коем случае нельзя заболтать тему Юга России, как ранее заболтали тему Дальнего Востока и Севера. Но мы за поддержку Юга, а как сидел там без работы дагестанец или аварец, так пока и сидит. Но Юг - это не однообразная территория. Краснодар, Ростов, Ставрополь - одна ситуация, и совсем другая - в республиках. Если мы будем действовать "по средней температуре в больнице", то опять допустим серьезную ошибку. Вся наша работа должна быть направленной и дифференцированной с учетом этих особенностей, - полагает председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Геннадий КУЛИК. - На сегодняшний день выход из сложившейся ситуации, думаю, в том, чтобы повысить уровень занятости населения в этих районах, особенно в республиках, за счет восстановления более высокими темпами сельского хозяйства.

Мы уничтожили там, например, животноводство, а значит, ликвидировали рабочие места и традиционный образ жизни многих людей, которые всю жизнь занимались именно животноводством. И сегодня эти люди в растерянности. Они не имеют соответствующей подготовки, чтобы заняться какой-то другой профессиональной деятельностью. Поэтому уверен, что на ближайшую перспективу - год, два, три - задача восстановления сельского хозяйства в регионе - это задача номер 1.

Необходимо сегодня урегулировать и вопрос со ставками и тарифами на электроэнергию по многим республикам Северного Кавказа. Это препятствие, например, для инвестиций, потому что инвестор не пойдет в этот регион с деньгами, если там электроэнергия дороже, скажем, чем в соседнем регионе. Думаю, что надо разработать и принять также целевую программу по водообеспечению и развитию мелиорации. Во многих регионах без этого невозможно сельскохозяйственное производство. И, наконец, самое последнее - необходимо приостановить процесс банкротства сельскохозяйственных организаций в этом регионе".

Впрочем, проблема не только в социально-экономическом развитии (вернее, неразвитости) Северо-Кавказского региона. По мнению депутата от Республики Северная Осетия - Алания, заместителя председателя Комитета Госдумы по физической культуре и спорту Арсена ФАДЗАЕВА, "при разработке превентивных мер противодействия терроризму на Северном Кавказе необходимо определить основные меры, которые следует реализовать комплексно". Таких направлений депутат выделяет несколько.

"Во-первых, это укрепление государственной границы - особенно на юге страны. Во-вторых, необходимо нанести бескомпромиссный удар по коррупции, особенно на уровне органов субъектов Федерации. Требуется также ужесточить санкции за терроризм и пособничество террористам. И наконец, надо перекрыть все каналы финансирования террористических организаций, которые, я полагаю, давно известны. Очевидным является и то, что обеспечение безопасности во многом зависит от эффективности законодательной базы, основным условием которой является единство нормативно-правового пространства России. Однако катастрофически низкий уровень жизни и безработица - крайне благоприятная среда для зарождения и проявления терроризма. И одним из важнейших условий противодействия терроризму на Северном Кавказе является тесное взаимодействие власти и бизнеса, основной задачей которого является прежде всего создание необходимых условий для социально-экономического развития регионов".

Аналогичные проблемы беспокоят и первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике Валерия КАДОХОВА.

"Здесь - низкий уровень должностной ответственности чиновников, нескоординированность силовых ведомств и сопутствующее отсутствие дисциплины со стороны властных структур, - отмечает он. - Чего греха таить, то есть Миннац в структуре Правительства, то его нет. А экономика, выстроенная на основе ультралиберальных ценностей, отбросила Кавказ на обочину исторического процесса. Дальнейшее непонимание государством необходимости интенсивного социально-экономического развития регионов Кавказа в сложившейся ситуации становится просто непростительным упущением. Проблема социально-экономического развития субъектов Федерации Северного Кавказа делает Кавказ очень уязвимым местом перед лицом надвинувшейся уже на Россию террористической угрозы. России без Кавказа не быть, но и Кавказ без России - это еще более опасная ситуация. Поэтому, считаю, недооценка социально-экономических проблем столь важного для России геополитического региона как раз и есть первопричина нынешнего положения".

Кавказ - геополитически неотделим О том, что Россия не может существовать без Кавказа, как и Кавказ не может существовать без России, говорили все участники дискуссии. Причем от этого тезиса - как основного - отталкивались для того, чтобы обозначить все проблемы, связанные и с развитием этих регионов, и непосредственно с борьбой с терроризмом.

"По моему глубокому убеждению, Кавказ геополитически неделим. И представляет собой единое целое, - отмечает председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Евгений ТРОФИМОВ. - Исходя из этого должна выстраиваться как внутренняя, так и внешняя политика нашего государства. Сейчас на Северном Кавказе - 13 национально-государственных и административно-территориальных образований. По территории, кажется, регион небольшой, но в нем проживают свыше 20 миллионов человек. И самые сложные узлы, самая питательная база для терроризма существуют именно в этом регионе. И, как сказал Президент России, на этом стратегическом направлении не все у нас сейчас благополучно.

На первое место я бы вынес проблему, связанную с созданием рабочих мест.

Мне могут возразить: не закончены военные действия, а вы говорите о создании рабочих мест. Да, я говорю об этом, потому что есть целые регионы, города, районы, села, куда бандитов не пускают. Где население несет ответственность за порядок в этих населенных пунктах. Считаю, что в сложившейся ситуации Правительство должно переориентировать свою политику и в первую очередь направить ее на создание рабочих мест. На восстановление и создание рабочих мест можно и нужно задействовать бизнес-элиту. Думаю, что если Правительство и бизнес-элита коренных национальностей открыто пойдут в республику, то туда пойдут инвесторы, в том числе и зарубежные".

О том, что среди основных социально-экономических проблем Северного Кавказа главное место занимает безработица, говорили едва ли не все. Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валентина ПЕТРЕНКО видит в решении вопросов занятости необходимое условие профилактики терроризма.

"Всегда лучше предупредить преступление, чем потом разбирать завалы и хоронить тела, - утверждает она. - А вопрос о занятости населения в южных регионах России - чрезвычайно больная тема. И в ее решении как раз и мог бы помочь крупный бизнес. У него есть для этого все необходимое. Возрождение производства в проблемных территориях сможет изменить отношение людей к власти. Когда у человека есть работа, дом, семья, он уже не пойдет так просто, обернувшись поясом с взрывчаткой, убивать своих же соотечественников.

Создание рабочих мест чрезвычайно важно. Это позволит снять напряженность в регионе. Проведение мониторинга проблемных регионов на предмет возможности создания мест занятости сегодня открыло бы новые возможности как для бизнеса, так и для людей, которые попали в тяжелое положение из-за ликвидации устойчивых экономических связей. Есть и другая проблема, где мог бы помочь крупный бизнес, - это жилищный вопрос. На территории ряда республик велись полномасштабные боевые действия. Очень много домов были разрушены в межэтнических конфликтах, поэтому сегодня эта проблема, проблема восстановления утраченного жилого фонда, стоит как никогда остро... Еще одна сфера применения сил крупного бизнеса - проблема наркомании. Конечно, она не так просто решаема, но ею необходимо заниматься".

От слабой экономики все беды Ослабленная экономика Северного Кавказа - это "питательная среда для терроризма", убежден и депутат от Чеченской Республики, член Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Ахмар ЗАВГАЕВ.

"В последнее время нам пришлось работать с последствиями террористических актов. А ведь восстановление социально-экономической сферы на Северном Кавказе является одним из основных способов противодействия терроризму, - отмечает он. - Если родители не могут ни одеть, ни обуть, ни накормить своего ребенка, то они теряют моральное право от него что-то требовать, воспитывать его. И что в дальнейшем получится из такого ребенка?! А вот если в регионе появятся рабочие места и люди сумеют удовлетворять свои жизненные потребности, то вряд ли они станут террористами или их пособниками".

"По производству валового регионального продукта на душу населения особенно сильное отставание наблюдается в Ингушетии, Адыгее и Дагестане - в 8, 3 раза ниже среднероссийского. Подсчитано - чтобы выйти на средний уровень по России, большинству регионов Северного Кавказа потребуется от 8 до 20 лет при темпах годового роста в среднем на уровне 110 процентов!" - поддерживает коллегу заместитель председателя Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Заурби НАХУШЕВ Депутат также отметил и тот факт, что в проекте федерального бюджета на 2005 год "целевых средств на Северный Кавказ на сегодняшний день не выделено ни одного рубля". Однако председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий ВАСИЛЬЕВ при этом отмечает рост бюджетных ассигнований по другим направлениям, напрямую связанным с борьбой с терроризмом.

"Бюджетные расходы по разделу "национальная оборона" по сравнению с 2004 годом увеличены на 27, 9 процента. Суровые реальности нашей жизни постоянно заставляют страну модернизировать оружие защиты против своих врагов. Значительно, на 26 процентов, возросло финансирование на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Выделены средства и на финансирование федеральной целевой программы "Антитеррор", свыше двух миллиардов рублей.

Скорее всего эта сумма будет увеличена в процессе обсуждения законопроекта о бюджете. При этом особое внимание будет уделяться решению социально-экономических проблем регионов, где непосредственно проводятся спецоперации по борьбе с терроризмом. Необходимо ликвидировать и уничтожать физически не только банды террористов, но и экономические основы зарождения терроризма - бедность, безработицу, отсутствие жилья. Развивать малый и средний бизнес, давать людям возможности найти себя в мирной жизни, получить достойную работу по душе, выращивать хлеб, создавать семью и растить детей. Человек созидающий - уже не будет разрушителем, и ружье перестанет стрелять".

Кстати, относительно бюджетного финансирования недавно высказался и министр финансов Алексей КУДРИН.

"В бюджете этого года у нас выделен один миллион долларов США, и в бюджете следующего года предусмотрен также миллион долларов. В случае необходимости мы можем увеличить данную сумму", - заявил он, говоря о финансировании работы секретариата Евроазиатской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

В свою очередь руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу Виктор ЗУБКОВ сообщил, что по поручению Президента страны заканчивается работа над национальной концепцией по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма, которая будет представлена главе государства в конце ноября. Документ будет содержать в себе предложения об изменении законодательства.

Для инвестиций требуются условия Поднятие экономики, наращивание производственных мощностей, создание в регионе Кавказа дополнительных рабочих мест - задача действительно очень важная, считает и заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Игорь РУДЕНСКИЙ. По его мнению, это можно осуществить и с помощью крупного бизнеса.

"Например, у предпринимателей есть свои программы развития, которые реализуются в тех или иных регионах страны. Основа для таких проектов - хорошее взаимодействие с региональными властями, недорогое сырье и развитая инфраструктура - все для получения дополнительных доходов и освоения новых рынков, - отмечает депутат, - Однако при этом бизнесмены, как правило, рассматривают вопросы обеспечения безопасности человеческих и материальных ресурсов очень тщательно - даже в Москве руководство компаний всегда при охране. А Северный Кавказ предприниматели пока обходят стороной. Опять-таки из-за вопросов обеспечения безопасности. Круг замкнулся. Ни иностранные, ни российские инвесторы не хотят подвергать риску свои проекты в нестабильных регионах. Конечно, пока еще в этом Северо-Кавказском регионе катастрофически не хватает материальных и финансовых ресурсов. Но созданное новое Министерство регионального развития РФ уже приступило к работе. И министр Владимир Яковлев на первой своей пресс-конференции сказал, что вопросы Северного Кавказа для него будут первоочередными. А не поддержать ли и бизнесменам своим личным участием или выделением корпоративных грантов разработку таких программ по Северо-Кавказскому региону в этом министерстве?.." Тезис о том, что поднятие экономики Северного Кавказа - это и есть один из важнейших элементов противодействия терроризму, поддерживается всеми.

Причем у парламентариев есть конкретные предложения.

"Экономическим развитием региона определяется и уровень жизни людей.

Экономика Чечни за время военных действий была сильно разрушена. И теперь жителям этой республики надо дать возможность работать, чтобы они не искали заработок в незаконной деятельности. А для этого нужно создавать рабочие места, привлекать в Северо-Кавказский регион предпринимателей, заинтересованных в рабочей силе. Бизнес же пойдет в эти субъекты Федерации, если государство создаст для этого условия, простимулирует предпринимателей, привлечет компании. Ушли в прошлое те времена, когда в нашей стране строили только государственные фабрики и заводы. Сейчас надежда в основном на предприятия частного бизнеса, - отмечает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Михаил ГРИШАНКОВ. - А потому мы уже обратились к Правительству с просьбой оказать эффективную помощь в финансовом оздоровлении экономики субъектов Южного федерального округа. В частности, для предприятий, которые работают на территории Северного Кавказа, надо снизить налоговое бремя по налогу на прибыль, чтобы полученные доходы могли идти на техническое перевооружение и модернизацию производства, разработку и освоение новой продукции, подготовку и обучение кадров, Также эти предприятия следует освободить от таможенных пошлин на импортные материалы и запасные части оборудования. Для того чтобы бизнес пришел в Северо-Кавказский регион, одних деклараций мало. Это все прекрасно понимают. Поэтому надо срочно действовать. И хотя частные предприниматели, естественно, опасаются террора, однако если со стороны государства будут сделаны такие серьезные протекционистские шаги, то, соразмерив выгоду и риски, бизнесмены пойдут на Северный Кавказ".

"Само государство должно создать благоприятные условия для привлечения капиталов на Северный Кавказ, - считает в свою очередь заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Алексей МИТРОФАНОВ. - Если в этом напряженном регионе будут восстанавливать электростанции, прокладывать дороги, заниматься строительством, то появятся и вложения бизнес-структур. Так что само государство должно восстанавливать экономику Северного Кавказа, и бизнесмены туда устремятся автоматически.

Однако от бизнеса в условиях борьбы с террором следует потребовать выполнения новых требований, которые надо четко сформулировать. Например, это касается отмывания денег, выбора партнеров для заключения сделок, а также сообщения в соответствующие органы о подозрительных сделках. А если это будет выгодно - они сами туда пойдут".

*** Одним словом, проблема социально-экономического развития Северного Кавказа, согласились в итоге все участники дискуссии, организованной "ПГ", - одна из основных в списке приоритетных задач, которые должна решать сегодня власть в борьбе с терроризмом. Ведь только искореняя в зародыше причины возникновения этой чумы XXI века, можно добиться успехов и не допустить ее распространения по всей России, "Наверное, можно говорить о том, что в стране объявлена чрезвычайная ситуация: все политические решения направлены на укрепление государственности и мобилизацию нации перед лицом общей опасности. Предприниматели России не могли остаться в стороне от той огромной волны солидарности с пострадавшими во время недавних терактов, которая охватила весь мир. В заявлении, сделанном по горячим следам Беслана, известные российские бизнесмены особо подчеркнули, что намерены активно содействовать государству в преодолении последствий случившегося. Элита отечественного бизнеса пообещала предоставлять для борьбы с терроризмом финансовые и организационные ресурсы своих компаний.

И уже есть немало конкретных примеров осуществления заявленных намерений, - констатирует заместитель Председателя Госдумы, председатель Комиссии Госдумы по проблемам Северного Кавказа Владимир КАТРЕНКО. - Поэтому высоко оцениваю заявление руководства Российского союза промышленников и предпринимателей о готовности бизнес-сообщества принять участие в разработке программы экономического развития этого региона. Пока Северный Кавказ остается в числе беднейших в России, с высоким уровнем безработицы, он будет представлять заманчивое поле деятельности для вербовщиков террористических банд. Для того чтобы решительно покончить с этим, нужны не одни только оперативные меры. Следует создавать все необходимые, в том числе и экономические, условия, призванные ликвидировать сами основы терроризма. И здесь помощь предпринимателей, бизнесменов может оказаться поистине бесценной. Существует, правда, у некоторых представителей власти соблазн принятия "простых решений".

Например, есть идея обложить предпринимательское сословие своего рода "налогом на борьбу с терроризмом". Уверен, что это было бы самой настоящей профанацией "всенародного сплочения". Ибо для бизнеса лучший способ консолидироваться с обществом и властью - более быстрое развитие экономики, создание новых рабочих мест. Для этого капитал надо инвестировать, а не раздавать на латание дыр. В этом вижу важнейшее условие участия бизнеса в нашей борьбе с общей опасностью".


Парламентская газета.

28.10.2004 г.


Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован