15 августа 2003
1845

Борис Борисов: `Региональный протекционизм доказывает неспособность местных производителей конкурировать`

Точка зрения

В Новосибирской области продолжают обсуждать тему введения льготного климата для водки местных производителей и, соответственно, - ужесточения порядка ввоза крепкого алкоголя из других регионов.

Как известно, весной 2003 года участники алкогольного рынка Новосибирской области - местные производители, оптовые торгово-закупочные компании и представители областной администрации - подписали соглашение, устанавливающее минимальные цены на продажу водки с акцизных складов. Оно ввело запрет на реализацию водки, произведенной в Новосибирске, по цене ниже чем 39,3 руб. за 0,5 л. Бутылку аналогичного объема, выпущенную в другом регионе, соглашение обязывает продавать не менее чем за 45 руб. (минимальная оптовая цена водки, установленная федеральным законодательством, - 30 руб. за 0,5 л). О своем нежелании подписывать договор ранее заявляло "КАОЛВИ", однако затем предприятие решило тоже участвовать в соглашении. Впрочем, сейчас уже можно подводить первые итоги действия этого соглашения - оно не привело к эффекту, которого ждали его участники. Поэтому, как стало известно "КС", местные производители продумывают дальнейшие шаги по изменению ситуации на рынке в свою пользу.


Между тем интересно отношение к этому крупнейших импортеров водки в сибирский регион. Специально для "КС" Дмитрий Виноградов обратился за комментариями к генеральному директору ОАО "Исток" БОРИСУ БОРИСОВУ.

Борис Борисов - вице-президент и генеральный директор ОАО "Исток". Родился 14 декабря 1958 года в городе Гродно. В 1982 году окончил Московский институт электронного машиностроения, а в 1993 году - Московский государственный лингвистический институт. В компанию "Исток" пришел в 2002 году. Ранее последовательно занимал должности гендиректора российского подразделения компании Motorola, управляющего директора подразделения "Транспортные системы" компании General Electric в России.

- Считаете ли вы региональный протекционизм оправданным?

- Нет, мы считаем, что подобного рода решения еще больше доказывают неспособность местных производителей нормальными рыночными методами конкурировать с крупными российскими производителями. К сожалению, вся эта борьба отразится в первую очередь на потребителях, так как для них искусственным способом ограничивается доступ к качественным товарам по доступной цене, к конкурентоспособной продукции.

- Но водка "Истока" действительно заметно дешевле продукции конкурентов, и их желание оградить себя понятно. Кстати, за счет чего достигается такая заметная дешевизна? Существует мнение, что если продукция дешевая, значит, производитель имеет какие-то исключительные льготы в своем регионе, которые позволяют ему демпинговать Или работает в ущерб качеству

- Видимо, тем, кто так говорит, неизвестны другие методы удешевления продукции. Весь производственный комплекс "Исток" - а это ликероводочный завод, завод шампанских вин, спиртовой завод, стекольное производство, цех покраски бутылок и типография - находится в одном месте, в Северной Осетии в городе Беслан, занимая площадь в 33 гектара. Такая концентрация производственных мощностей позволяет минимизировать транспортные издержки. Не менее важен факт близости этого региона к зерновым "житницам" России. Рядом расположены черноморские порты, куда для нашего производства доставляют виноматериалы из южных районов Франции. К тому же сырье - зерно и виноматериалы - закупается большими партиями. Так что все разговоры о налоговых "каникулах", льготах - это, простите, несерьезно. По крайней мере, в отношении ОАО "Исток".

ОАО "Исток" было основано в 1995 году. Создание технологической линии обошлось ему в сумму около $120 млн. По итогам прошлого года Национальная алкогольная ассоциация удостоила ОАО "Исток" звания "Лидер российского алкогольного рынка" сразу в трех номинациях: производитель водки и ликероводочных изделий, производитель шампанских и игристых вин, производитель натуральных виноградных вин. В этом году компания успела завоевать золотые медали на Дегустационном конкурсе международной ярмарки "Прод-Экспо-2003" и международном конкурсе "Интердринк". Всего же за последние годы продукции компании было присуждено более ста золотых и серебряных медалей.

- Как вы относитесь к активно распространяемому мнению, что основной поток "левой" водки завозится именно с Северного Кавказа?

- Это своеобразный миф, который распространился в начале 90-х, в период бесконтрольного состояния алкогольного рынка. В ту пору основным нелегальным производителям, сосредоточенным совсем в других регионах страны, требовалось отвести от себя подозрения как можно дальше. Удобным с этой точки зрения регионом стал Северный Кавказ. А теперь давайте обратимся к официальной статистике. Как показывают официальные данные МНС и МВД РФ, за 2002 год нарушений в области производства и оборота алкогольной продукции в Северной Осетии было в десятки раз меньше, чем во многих других регионах, например, в той же Московской или соседней Ростовской областях. Из 89 субъектов Российской Федерации Северная Осетия стоит в этом рейтинге нарушений - по шкале их нарастания - только на 21-м месте. То есть в остальных 68 регионах этих нарушений больше.

- А застрахован ли сам "Исток" от подделок?

- Мы тщательно следим за тем, что происходит на рынке, и проводим серьезную работу по борьбе с возможной фальсификацией нашей продукции. К тому же наличие собственного стекольного производства и использование только необоротной тары является надежной защитой от подделок. Кстати, в июне 2003 года "Исток" вместе с другими 26 крупнейшими российскими производителями подписал "Этическую Хартию производителей и продавцов алкогольной продукции". Это очень важный документ на пути к формированию цивилизованного рынка алкогольной продукции. Ведь сейчас в России "серыми производителями" действительно производится около 40-50% всей водки. Хорошо бы и новосибирским производителям присоединиться к этой Хартии, начав реально заботиться об ограждении сибирского рынка от поддельной водки и о повышении качества легального продукта.

com.sibpress.ru
15.08.2003
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован