13 апреля 2006
3690

Борис Демидов: А - это только первая буква алфавита. Для наших чиновников, судя по всему, единственная

Борис Витальевич, первый вице-премьер Дмитрий Медведев считает, что первоочередной задачей, является борьба с коррупцией и присоединение РФ к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, послужит блокировкой этой проблемы. А как Вы считаете, присоединение к международным конвенциям решит задачу борьбы с коррупцией? Какие методы предложили бы Вы для решения этой проблемы?

Много событий, имеющих отношение к противодействию коррупции, случилось в начале этого года. Какие-то из них своей направленностью могут только радовать, какие-то заставлять задуматься - не к встрече ли "Большой восьмерки" этим летом, а заодно и к грядущим президентским выборам готовятся их инициаторы?

В феврале дружными усилиями парламента и президента Россия присоединилась к Конвенции ООН против коррупции (КООНПК), подписанной РФ еще в декабре 2003 г. Она предполагает многое: согласно КООНПК, Россия накладывает на себя строгое обязательство выдавать иностранному правосудию любого, кто подозревается в коррупционных преступлениях.

При этом Конвенция требует неукоснительно наказывать виновных в подкупе российских и зарубежных должностных лиц. Кроме того, она относит к уголовно наказуемым деяниям неправомерное или нецелевое использование должностным лицом служебного имущества. По всей строгости, согласно документу, должно караться и злоупотребление служебным положением, и вмешательство в работу правосудия. Конвенция говорит о самых разнообразных антикоррупционных инструментах и механизмах: кодексе поведения госслужащих, внедрении деклараций о доходах чиновников, создании специального органа по борьбе с коррупцией, конфискации имущества, нажитого незаконным путем, и многом другом.

Продолжается работа и в рамках административной реформы. Внедрение стандартов государственных услуг, предусмотренных админреформой, начнется с Федеральной миграционной службы. Комиссия правительства по проведению административной реформы одобрила проект регламента обслуживания граждан при выдаче и замене паспортов. Чего здесь только не предполагается: регламентируется не только срок оформления паспорта (10 дней), но и время ожидания в очереди: на подачу документов гражданин должен тратить не более 30 минут, на получение паспорта - 20. Оговорено и время ожидания ответа на телефонный звонок - не позднее пятого гудка.[1]

Вслед за первым регламентом будут приняты еще 39: о регистрации недвижимости, о кадастровой оценке земель, о работе иностранцев и т. д. Разумеется, на успешную реализацию этого проекта понадобится много времени и еще больше денег.

Кроме того, идет работа над проектом закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о правосудии и правоохранительной деятельности", подготовленного полпредом президента в ЮФО Дмитрием Козаком, автором судебной реформы 2000 г. Под эгидой борьбы с коррупцией данный законопроект ужесточает контроль за судьями и упрощает процедуру привлечения их к ответственности. Эксперты, правда, сомневаются в том, что его примут.

В конце февраля стало известно, что правительство наконец реформировало систему контроля за госзакупками - одну из главных коррупционных "дыр" бюджета РФ. Теперь эту задачу вместо МЭРТ будет выполнять Федеральная антимонопольная служба. По мнению главы ФАС Игоря Артемьева, ежегодная экономия России в этой области может составлять около $5 млрд. Надо понимать, что именно это - цена коррупции в этом секторе.

Минэкономразвития же сообщило в середине февраля устами директора департамента госрегулирования в экономике Андрея Шарова, что в 2006 году подготовит методику измерения коррупционности органов госвласти.

Все вроде бы идет по правильному пути. Однако одновременно с этим другие (или те же?) чиновники выступают практически с противоположными идеями.

Депутаты Госдумы РФ, возможно, в скором времени смогут возглавлять крупнейшие коммерческие структуры страны. Разработать соответствующий законопроект на февральском заседании думской фракции "Единой России" было поручено первому вице-спикеру Любови Слиске и вице-спикеру Артуру Чилингарову. Данный проект касается отмены пункта "г" части 2 статьи 6 Закона "О статусе депутата ГД и члена Совета Федерации". В настоящее время в этом законе говорится: "Запрещено состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации". Т.е. только что приняли КООНПК и сразу же начали организовывать собственную жизнь...

Однако, по мнению г-жи Слиски, это не станет "кормушкой", т.к. предполагается отбирать депутатов, которые не станут коррупционерами, и не будут извлекать выгоду из своего положения. Боюсь, не хватит в Госдуме таких праведников на все коммерческие структуры с участием государства...

Подобный "обратный" процесс захватил как федеральный, так и региональный уровень. В частности, столичный избирком выступил с новым законопроектом, согласно которому в корне изменяются положения, касающиеся предоставления кандидатам в депутаты документов. Пункт пятый проекта так и озаглавлен: "Отмена требований о предоставлении кандидатами сведений об имуществе и доходах". На взгляд московских чиновников, требования эти давно стали анахронизмом потому главным образом, что "информация о предметах антиквариата, ювелирных изделиях или породистых лошадях, имеющихся у кандидата, не представляется, хотя эти предметы могут стоить дороже недвижимого имущества всех остальных кандидатов".

Получается, что депутаты последовательно, во-первых, разрешают себе коммерческую деятельность (хотя предполагается, что без официального вознаграждения), во-вторых, скрывать свое имущество и доходы от общественности.

Зачем им, спрашивается, Конвенция ООН или любая другая? Если целью власть имущих не является использование данных международных конвенций в качестве кнута против строптивых олигархов, заигравшихся в большую политику политических беженцев и не смирившейся внутренней оппозиции, а также против тех или иных неугодных губернаторов, мэров и прочих участников российской политэлиты (с целью устранения конкурентов и предвыборной демагогии), то другого смысла в принятии данных конвенций я не вижу. Конечно, приятно выглядеть солидно на фоне Англии, Германии, США и прочих государств, так и не определившихся с принятием Конвенции ООН, но если не ограничивать свой кругозор ОРТ и РТР, то понять, "кто есть ху" в борьбе с коррупцией проблемы не составляет. Государства-члены ОЭСР, члены и кандидаты в члены Евросоюза достаточно последовательно искореняют это зло, а Россия - только симулирует этот процесс. А от симулянта ждать ничего и не приходится, кроме слов.

Такое впечатление, что наши чиновники продали свою азбуку, как Буратино, так и не усвоив алфавита, и полагают, что после "А" больше ничего и нет. Даже хуже - они думают, что все остальные тоже не в курсе, и вместо школы ходили в цирк...

А теперь Дмитрий Медведев говорит о приоритете борьбы с коррупцией. Кто такой Дмитрий Медведев? Бывший руководитель Администрации президента, отправленный на "укрепление" правительства и руководство национальными проектами, многими экспертами оцениваемый как один из главных "на сегодняшний день" кандидатов на пост следующего президента РФ. Его деятельность (слова и поступки) - работа с избирателями. Иначе, как рекламой (для внутреннего и внешнего употребления), его заявление назвать нельзя. Да и не первый он о коррупции заговорил. Президент, объявив о начале реализации нацпроектов, потребовал от министров и губернаторов, чтобы ни одна копейка не пропала. Приняла Россия Конвенцию ООН, не приняла - как "пилили" бюджет, так и будут. Кстати, последний опрос Центра Левады подтверждает это: подавляющее большинство опрошенных полагают, что средства, выделенные на нацпроекты, будут либо потрачены впустую, либо просто расхищены.

Интересно, знают ли наши власти, что по условиям КООНПК, через год после ее вступления в силу России предстоит отчитываться о ее реализации на конференции государств - участников Конвенции? Другими словами, будет проведен аудит соответствия национального законодательства Конвенции, а также того, как она проводится в жизнь, причем свое мнение могут высказать и НКО, действующие в стране. Интересно, кто будет там представлять Россию?

Кстати, не только члены ООН, но и организация по противодействию отмывания "грязных" денег при Организации экономического сотрудничества и развития (FATF) готовится к проверке российского законодательства. Возможно, уже в апреле 2007 г. инспекторы FATF посетят Россию. В ходе этой инспекции они намерены потребовать ужесточения нашего законодательства. В частности, одна из их рекомендаций требует "установить законодательный контроль над открытием счетов и операциями с ними "политически важных персон" - например чиновников, министров, депутатов". Тем более что на данный момент никакого такого контроля за чиновниками по линии "грязных" денег в России не существует. Если результаты проверки окажутся неудовлетворительными, то это может иметь самые неприятные последствия для страны, вплоть до включения страны обратно в "черный список" FATF. Контроль над доходами чиновников и членов их семей - один из существенных антикоррупционных элементов Конвенции ООН. Может, не стоило бы принимать Конвенцию ООН?

Тем не менее, на подходе в Госдуму документы для ратификации еще одного документа - Конвенции Совета Европы "Об уголовной ответственности за коррупцию". Есть еще и другая Конвенция - "О гражданско-правовой ответственности за коррупцию". Надо полагать, что ее тоже будут принимать?

Возникает вопрос - неужели это все политические игры и ничего настоящего за этим не стоит, кроме обмана и пиара? Хотелось бы верить, что это не так, но столько уже было подобных инициатив - громких и многообещающих, вроде Комиссии по борьбе с коррупцией при президенте, благополучно сгинувших и забытых...

Не прозрачность и открытость - инструменты нынешней власти, а взяточничество и злоупотребление служебным положением. Такая система может только имитировать любую реформу. У этой власти и без международных конвенций есть все необходимые средства для борьбы с мздоимством на всех уровнях власти, но ими не пользуются. Чтобы не говорил Медведев и другие, включая Путина, инстинкт самосохранения не позволит чиновникам и политикам даже замахнуться всерьез на существующую коррупционную пирамиду, тем более разрушить ее. Свободные СМИ, подлинно свободные выборы, независимый суд, активное и свободное гражданское общество - вот главные враги коррупции. Они же - и враги нынешней власти, которая способна лишь на временные антикоррупционные кампании. От таких разовых кровопусканий ничего не меняется; с Конвенцией или без нее - коррупция в России будет только развиваться, как вирус, способный активно мутировать. Наша власть и есть результат такой мутации. Победить этот вирус можно только полным уничтожением условий, его породивших.

11 апреля 2006
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=60382
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован