16 марта 2004
4543

Борис Эбзеев: Что выше - право нации или право личности?

Конституционный суд ответил на этот вопрос

Сегодня "Российская газета" публикует постановление Конституционного суда Российской Федерации. Оно принято по делу, которое полностью называется так: "о проверке конституционности части третьей статьи 5 Федерального закона "О национально-культурной автономии" в связи с жалобой граждан А.Х.Дитца и О.А. Шумахер". На самом деле за таким ничего не говорящим простым обывателям названием скрыты очень серьезные вопросы, которые были поставлены перед Конституционным судом. О важности постановления говорит и то, что в заседании, на котором принималось это решение, принимали участие представитель Государственной Думы, представитель Совета Федерации и полномочный представитель Президента в Конституционном суде.

Прокомментировать принятое постановление редакция попросила судью-докладчика на этом заседании, доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Бориса Сафаровича Эбзеева:

- В Конституционный суд обратились Александр Христианович Дитц и Ольга Александровна Шумахер, живущие в Алтайском крае. Они поставили под сомнение конституционность части 3 статьи 5 Федерального закона "О национально-культурной автономии". По этой статье местные национально-культурные автономии, создаваемые в муниципальных образованиях, могут образовывать региональную национально-культурную автономию. Заявители оспорили эту норму в том смысле, какой ей придается правоприменительной практикой, а именно - исключается создание в субъекте Российской Федерации больше одной региональной национально-культурной автономии. Именно такое толкование давали заявителям разные судебные инстанции, в том числе и Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации.

В современном мире нельзя найти государство, которое не было бы многонациональным. Однако даже на этом фоне Россия, где живет 170 народов, уникальная страна. И также уникальны быт, язык, культура этих народов, которые требуют к себе бережного отношения. Считаю, что именно осознание своей ответственности за настоящее и будущее всех народов России подвигло участников Конституционного совещания в 1993 году особенно тщательно прописать в действующей Конституции гарантии национальных прав и обязанности государства, органов публичной власти перед народами. В особой заботе нуждаются национальные меньшинства, в том числе те, которые не имеют национально-территориальных образований. Уверен, что в этом отношении мы вправе гордиться нашей Конституцией.

Конституционный суд, рассматривая это дело, не мог не учитывать и международные обязательства нашей страны, в том числе и принцип равноправия и самоопределения народов, а кроме этого многие международно-правовые акты, в том числе Международные акты о правах человека, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств и другие.

Суд, разрешая этот конституционный спор, который фактически является спором между гражданами и государством в лице федерального парламента, принявшего Закон "О национально-культурной автономии", исходил вот из чего. По действующему в настоящее время правовому регулированию, национально-культурная автономия представляет собой, с одной стороны, институт самоопределения народов в Российской Федерации, а с другой стороны - один из видов объединения граждан в форме общественной организации. Обращаю на это особое внимание, потому что перед судом стояла задача - защитить права этнической общности, оказавшейся на территории Алтайского края в ситуации национального меньшинства (речь, как понимаете, идет о гражданах немецкой национальности). Причем сделать это надо было таким образом, чтобы защита этнической общности в целом не привела к ограничению конституционного права граждан на объединение. Права нации не могут быть выше прав личности, как и защита прав личности не может вести к дискриминации национальных прав.

Насколько Конституционному суду удалось решить эту задачу? Прежде всего суд констатировал, что основное предназначение национально-культурной автономии заключается не в национально-территориальном, а в национально-культурном самоопределении, то есть в обеспечении жизнеспособности и самостоятельности людей, живущих в ситуации национального меньшинства на определенной территории. Речь идет о том, чтобы не плодить бесчисленное множество национально-территориальных образований. Но не только это важно - надо реально гарантировать сохранение этноса и создать необходимые условия для того, чтобы этот этнос, взаимодействуя с государством и органами публичной власти, мог бы самостоятельно выбирать пути и формы своего национально-культурного развития и решать вопросы сохранения своей самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Следовательно, национально-культурные автономии, как подчеркнул суд, это такая форма самоорганизации, через которую идет поддержка национальных меньшинств. Особо обращаю внимание на то, что при этом органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе, но обязаны оказывать национально-культурным автономиям поддержку, как это записано в Законе "О национально-культурной автономии". Иначе говоря, правам национально-культурной автономии, а именно эти права позволяют говорить об особом публично-правовом статусе автономии, отличающем их от многих других общественных организаций, корреспондируют обязанности государства, органов госвласти и органов местного самоуправления.

Признавая не противоречащим Конституции оспариваемое гражданами положение федерального закона, суд учитывал, что право на национально-культурную автономию осуществляется гражданами совместно, а положение о создании на территории субъекта Российской Федерации местными национально-культурными автономиями не больше одной региональной национально-культурной автономии, направлено не на ограничение, а на защиту национальных меньшинств.

Суд, однако, обратил внимание и на то, что поднятая Александром Христиановичем и Ольгой Александровной проблема имеет и важный индивидуальный аспект, напрямую связанный с конституционным правом граждан на объединение. Вот почему из постановления суда вытекает, что создание региональной национально-культурной автономии не ведет к ликвидации местных национально-культурных автономий, в том числе учредивших эту автономию. Не препятствует это и созданию других объединений граждан, относящих себя к этой этнической общности, которые тоже содействуют сохранению самобытности, развитию культуры и образования, но при этом не обладают статусом культурной автономии, установленным законом. Иначе говоря, национально-культурная автономия не означает монополии на осуществление национальных прав и не препятствует существованию и деятельности других форм самоорганизации граждан.

Вот почему я считаю, что наши заявители - А.Х.Дитц и О.А. Шумахер подняли очень важную проблему и не должны чувствовать себя потерпевшими поражение. Их обращение, продиктованное, на мой взгляд, высоким гражданским чувством, помогло выявить некоторые недостатки существующего правового регулирования в этой сфере, точнее расставить конституционные акценты в гарантировании прав как национальных меньшинств, так и основных прав граждан, включая право на объединение.


http://www.rg.ru/2004/03/16/ks.html

Наталья Козлова

"Российская газета" - Федеральный выпуск No3429 от 16 марта 2004 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован