18 августа 2008
11191

Борис Грызлов: `Инновационный путь: от элементов к системе`

Main 75188o
Председатель Высшего совета партии "Единая Россия", Председатель Государственной Думы Борис Грызлов

Собирая и объединяя ресурсы, концентрируя их на важнейших направлениях, Россия в последние годы многое сделала для того, чтобы сформировать необходимые стране элементы инновационной системы.

Прежде всего, увеличено финансирование науки. В период с 2000 по 2007 г.г. суммарные бюджетные расходы на соответствующие цели возросли практически впятеро. В 6 раз увеличены ассигнования Академии наук. Уже сегодня есть исследовательские институты, которые, работая в рамках ФЦП, получают финансирование, измеряемое миллиардами рублей.

Эти тенденции будут продолжены. Согласно имеющимся на данный момент планам, в 2010 году бюджет направит на науку порядка 400 млрд. рублей (при этом Академия наук получит 60 млрд. рублей). Таким образом, можно констатировать, что Россия входит в число стран - лидеров по объемам государственной поддержки науки.

Растет внимание к развитию человеческого потенциала ВУЗов и исследовательских организаций - основе инновационной системы. В частности, разработана Федеральная целевая программа подготовки научных и научно-технических кадров. Бюджетные ассигнования в ее рамках составят более 80 млрд. рублей. Заметно растут и зарплаты ученых - хотя здесь, конечно, еще есть куда двигаться.

Важнейшим шагом стало формирование в России институтов развития. Поддержка инновационной деятельности и развитие наукоемких технологий - прямая задача большинства из них.

Так, активно работает Банк развития. Размеры его кредитного портфеля уже достигли 200 млрд. рублей, а в среднесрочной перспективе ожидается рост данного показателя в 4-5 раз.

Пока медленно, но все же разворачивается работа по развитию венчурного финансирования. Число проектов, получивших соответствующую поддержку, в нынешнем году должно вырасти в несколько раз.

Активно ведутся работы по созданию бизнес-инкубаторов и технопарков. По оценкам специалистов, это позволяет радикально - с 15% до 85% - увеличить шансы на выживание малых предприятий.

Создана и начала работу государственная корпорация "Роснанотех".

Помимо институтов развития, значимую роль в инновационных процессах (особенно сейчас, на стартовом этапе) предстоит играть крупным технологическим компаниям, создаваемым преимущественно на базе государственных активов. Кроме собственно выпуска сложной и наукоемкой продукции, их функция заключается также в том, чтобы создать спрос на комплектующие и инжиниринговые услуги, способствуя тем самым развитию широкого круга предприятий, и особенно - инновационного малого и среднего бизнеса.

Появление Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) сформировало предпосылки для подъема авиационной промышленности. В прошлом году объем проданной продукции увеличился здесь до 230 млрд. рублей. В перспективе же эта компания должна войти в число мировых лидеров.

Значительные перспективы связаны с созданием Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Объемы выпуска продукции в этой отрасли составили в прошлом году лишь 132 млрд. рублей. Благодаря ее реструктуризации, а также реализации других мер государственной поддержки к 2020 году производство должно как минимум утроиться.

Это - лишь некоторые примеры. Корпорация "Росатом", "Ростехнологии" и другие холдинги - все они решают одну важнейшую задачу: создают механизмы коммерциализации наработанных в прежние годы и вновь создаваемых высоких технологий, превращения их в конкретный, востребованный рынком и приносящий прибыль продукт.

Инновационная экономика - это экономика знаний. Чтобы обеспечить их тиражирование, необходима соответствующая потребностям практики система образования.

В этой сфере работа также идет очень активно. С одной стороны, растут расходы консолидированного бюджета на образование. В 2007 году они составили порядка 1,3 трлн. рублей, увеличившись сразу на 24%.

С другой стороны, благодаря росту ассигнований в рамках национального проекта "Образование" началась реальная работа по модернизации отрасли. Ее цель - приблизить профессиональное образование к потребностям практики, повысить качество знаний и востребованность выпускников. А значит, создать условия для роста производительности труда, внедрения инноваций и разработки новых технологий.

Все это важные элементы инновационной системы; они, безусловно, необходимы. Но саму такую систему лишь предстоит создать. И нагляднее всего об этом говорят цифры. Так, в 2004-2006 г.г. инновационная продукция составляла в общем объеме отечественного производства немногим более 5%.

Уже из этого показателя видно, что основная задача сегодня - привлечь к инновационной деятельности как можно более широкий круг участников, вовлечь в нее частные предприятия, малый бизнес, самих ученых и изобретателей. Бюджетные средства и государственные решения нужны, но они должны не заменять, а лишь дополнять их инициативу и инвестиции.

Чтобы сформировать такую, принципиально новую для России ситуацию, предстоит, во-первых, ликвидировать избыточные административные и иные барьеры, препятствующие инновационной деятельности. И, во-вторых, создать систему стимулов, поощряющих проведение исследований и внедрение новых технологий.

Очень важный аспект - защита интеллектуальной собственности. Тот, кто вкладывает силы и средства в создание "ноу-хау", должен быть твердо уверен, что его права (а значит, и доходы от их использования) будут надежно защищены. Сегодня это сделать совсем непросто: например, из-за слабости соответствующей инфраструктуры получение патента часто обходится очень дорого. Государство, в свою очередь, должно создать все условия, чтобы имеющиеся в его распоряжении технологии (кроме тех, чей оборот на данный момент исключен по соображениям обороны и безопасности) передавались отечественным предприятиям для коммерческого применения.

Требуется и дальнейшая адаптация налоговой системы. Она должна в большей степени ориентироваться на создание благоприятных условий тем предприятиям, которые производят продукцию с высокой добавленной стоимостью, ведут собственные разработки или осуществляют модернизацию производства. Здесь предусмотрен самый широкий спектр мер. Это и ускоренная амортизация технологического оборудования; и освобождение от налогов средств, направляемых на образование сотрудников; и даже дифференцированная система акцизов, стимулирующая выпуск более качественной продукции (прежде всего, моторного топлива), а значит и внедрение новых технологий производства.

Наконец, государство должно продолжать и даже расширять прямую поддержку научных исследований. Здесь, при наличии инициативы со стороны предприятий, возможны самые серьезные шаги - например, софинансирование бюджетом НИКОР на приоритетных направлениях (таких, как разработка современных гражданских судов).

Эти и другие меры, направленные, по существу, на решение одной важнейшей задачи - рост нематериальных активов отечественной экономики и их капитализацию - требуют законодательного оформления. Речь идет о законопроектах "О передаче технологий" и "О патентных поверенных", об изменениях в налоговое законодательство, и многих других решениях, которые только предстоит выработать: вплоть, возможно, до специального закона об инновационной деятельности.

Индикатор успешности этой работы - рост не только государственных, но и частных расходов на науку и прикладные исследования. К 2020 году суммарные расходы на эти цели должны вырасти до 3% ВВП (сейчас они примерно втрое ниже).

Это одна из самых сложных задач, стоящих перед современной Россией. Но мы способны ее решить.

журнал "Профиль",
18 августа 2008 года
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован