1. Взаимоотношения руководства Калининградской области с федеральным центром, с полномочным представителем президента РФ в Северо-западном федеральном округе В. Черкесовым
На протяжении почти всего последнего десятилетия российские власти уделяли крайне мало внимания проблемам своего западного анклава - Калининградской области. После того, как страну возглавил В. Путин, судьба региона оказалась в числе центральных тем, обсуждаемых политиками федерального уровня. Стало очевидно: центр пытается усилить свое влияние в регионе, прежде всего - установить контроль за его финансовыми потоками.
Одновременно В. Егоров - новый губернатор области, избранный при поддержке Москвы, начал активно налаживать связи с российскими регионами, особенно - со столицей Северо-западного округа, Санкт-Петербургом. С его главой В. Яковлевым они недавно подписали протокол о сотрудничестве, договорились об объединении усилий в деле поддержки российских судостроительных предприятий.
По словам полпреда президента в Северо-западном федеральном округе В. Черкесова, Федеральная целевая программа развития Калининградской области (которую считают своего рода обязательством России перед Европейским Союзом) разрабатывалась администрацией области во взаимодействии с аппаратом полномочного представителя.
Однако внимание Центра не всегда радует калининградских руководителей. Они вынуждены подчиняться каждому решению Москвы (не всегда коррелирующему с калининградской действительностью), не обладая при этом сколько-нибудь серьезными лоббирующими инструментами. У областной элиты нет в Москве хорошо организованного лобби. В настоящее время предпринимаются попытки создать в области координационный совет по работе с федеральным центром: в него войдут представители областной администрации, думы, а также - крупного бизнеса.
Возможно, эти попытки приведут к росту влиятельности собственно калининградской элиты. Пока же ситуация выглядит следующим образом: руководством области не раз пренебрегали за последние месяцы, без него обсуждая в ходе многочисленных поездок на Запад судьбу российского анклава в Европе. Некоторые факты в регионе оцениваются как вызывающие: когда канцлер ФРГ Шредер приезжал в Санкт-Петербург, в ходе его визита в городе собрались сотни политиков и бизнесменов, но калининградских руководителей там не было. А во время визита Путина в Польшу вице-губернатору Пирогову было предложено "остаться на хозяйстве". Пирогов - один из представителей той части команды Егорова, к которой Центр испытывает явную неприязнь.
Недавно недовольство Центра командой губернатора стало абсолютно очевидным благодаря крайне резким заявлениям полпреда президента в Северо-западном федеральном округе. Черкесов сказал буквально следующее: "властный ресурс, возможности и практика администрации Калининградской области вызывают сомнения у инвесторов". Он обвинил областную администрацию в том, что отсутствие экономической прозрачности в ее работе сдерживает инвесторов, охарактеризовал ее как "тормоз на инвестиционном поле янтарного края".
Он же напомнил о том, что претензии к администрации области были сформулированы на заседании Совета безопасности еще летом прошлого года. Заместитель Черкесова, А. Степанов (считающийся возможным кандидатом в губернаторы Калининградской области на следующих выборах) заявил, что "бизнес уходит из области в город", поскольку именно мэрия, а не областная администрация, создают условия для его развития.
Все эти факты указывают на то, что регион не имеет собственного яркого влиятельного политика, способного реально воздействовать на принимаемые федеральным Центром решения о судьбе западного анклава России.
2. Калининградская область и страны Балтии: проблемы в связи с вступлением Польши и Литвы в Европейский Союз
Вступление Литвы и Польши в Европейский Союз может серьезным образом осложнить обеспечение жизнедеятельности на территории Калининградской области, не говоря уже о политических осложнениях. Нормы ЕС требуют, чтобы калининградцы получали шенгенские визы для въезда в соседние Польшу и Литву. Осложнится не только визовый, но и транзитный режим для жителей и предприятий Калининградской области. Европа опасается того, что смягчение Шенгенских процедур для области приведет к росту преступности, наркотрафика, нелегальной миграции из Калининграда.
При этом энергетическая безопасность региона, получающего электроэнергию от РАО ЕЭС через Белоруссию и страны Балтии, может быть подорвана.
Какие последствия от вхождения в ЕС своих ближайших соседей калининградцы почувствуют сразу же?
В Польшу и Литву двинется поток центрально- и западноевропейских товаров, Калининградскую область ожидает наплыв товаров из Польши и Литвы, что может подавить реальный сектор экономики, который и без того малоразвит. Исчезновение приграничного "челночного" бизнеса приведет к значительному росту безработицы.
Запад не может быть равнодушен к существованию постоянного очага возможной дестабилизации в Европе. В конце концов, проблема Калининградской области - не столько уникальный случай, сколько пример проблемы, возникающей в связи с процессом глобализации.
Расширение ЕС, вступление в него Польши и Литвы приводит к тому, что область оказывается внутри единого европейского пространства (с передовыми стандартами и правилами хозяйственной жизни), при этом фактически находясь вне зоны действия этих стандартов.
Даже в случае решения "визово-транспортных" проблем, разрыв в экономическом развитии Калининградской области и соседей-членов ЕС будет увеличиваться.
Чтобы этого не произошло, регион должен сам стать участником здоровой экономической конкуренции, иначе он останется иждивенцем, висящем сразу на двух шеях - Москвы и Европы. Совместные действия ЕС и России в области должны быть направлены на снижение торговых барьеров, на создание в государствах-соседях однородной среды для предпринимательства.
По словам премьер-министра России М. Касьянова, европейские партнеры стали лучше понимать эту проблему, и он надеется на принятие взаимоприемлемого решения уже к концу текущего года - к следующему саммиту ЕС - Россия. На июньской встрече глав правительств стран - участниц совета государств Балтийского моря Касьянов говорил о том, что в ближайшее время надо развивать сотрудничество в сфере современных информационных технологий, поскольку для адаптации Калининградской области в изменяющихся условиях потребуются новые технологии.
Необходимо подключение Калининградской области к формирующейся в регионе Балтийского моря сети основных трансъевропейских транспортных коридоров. Планируется создать международный многофункциональный транспортный узел - например, открыть скоростную грузо-пассажирскую морскую линию: Санкт-Петербург - Калининград - Германия)
Практические цели, которые стоят перед российскими властями в связи с расширением ЕС:
Добиться того, чтобы было сделано исключение из Шенгенских правил ЕС и был сохранен безвизовый въезд калининградцев в Польшу и Литву как сопредельные государства.
Обеспечить беспрепятственную перевозку грузов и пассажиров между областью и остальной территории России.
Сделать доступным участие области в программах ЕС, направленных на развитие трансграничного сотрудничества, здравоохранения, охраны окружающей среды и т.п.
Судя по нынешнему развитию событий, решение этих вопросов вполне реально, хотя требует многочисленных переговоров, работы международных экспертных групп.
3. Экономика региона: проблемы и перспективы развития
В структуре промышленности Калининградской области ведущее положение занимают нефтедобывающая и пищевая (рыбная). При этом в рыбной промышленности отмечается большой износ производственных фондов, отсутствие средств на приобретение нового флота, отсутствие системы получения судов в лизинг. В нефтедобывающей промышленности в ближайшее время произойдет плановый спад: согласно программе "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефти", подъем планируется на 2004 г., когда начнется добыча нефти на Кравцовском месторождении.
Аграрная промышленность и машиностроение находятся в кризисе.
После принятия федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области" произошла структурная трансформация экономики, она стала более открытой.
Образовались автомобильная и мебельная отрасли (сборочное производство), на базе ввозимых комплектующих и технологического оборудования.
Рост инвестиций происходит в основном за счет собственных капвложений предприятий и организаций различных форм собственности, хотя в последние годы повысился интерес российских деловых кругов. Стратегические инвестиции в экономику региона осуществляют ЛУКОЙЛ, РАО ЕЭС, Газпром.
Развитие экономики области затрудняется неповоротливостью правовой машины, результатом чего становится несоответствие ряда законов и положений реальной ситуации в западном анклаве России.
Первоочередными объектами инфраструктуры региона являются энергетические и транспортные - необходимо сооружение новой ТЭЦ-2, реконструкция действующего газопровода.
Транспортные магистрали, оборудование границы не соответствуют европейским стандартам - в финансировании последнего будет участвовать ЕС.
Несмотря на выгодное географическое положение области, состояние ее экономики близко к критическому: велики размеры теневого бизнеса, имеется дефицит внешнеторгового баланса (в результате беспошлинного ввоза), неразвитость реального сектора, большая официальная задолженность(43% к величине валового регионального продукта). И главная проблема: устарели основные производственные фонды области.
Тем не менее, постепенное решение этих проблем возможно, в том числе - за счет внесения изменений в закон об особой экономической зоне (а они уже готовятся).
Использование географического положения региона (в том числе - с точки зрения развития курортного хозяйства), партнерские отношения с соседними государствами, действие на территории Калининградской области адекватного реальности законодательства, привлечение инвестиций необходимы для того, чтобы западная территории России не являлась для Европы "пугалом", источником постоянной напряженности.
01.03.2007