40 лет назад он пришел в театр на Таганке. Играл ведущие роли, писал музыку к спектаклям. После вынужденной эмиграции руководителя театра Юрия Любимова в 1982 году Хмельницкий ушел из Таганки. `Знают все оленьи тропы, точно линии руки! В прошлом - слуги и холопы, ныне - вольные стрелки` - эти строки из баллады Владимира Высоцкого к фильму `Стрелы Робин Гуда` стали пророческими для нашего отечественного Робина. Расставшись с театром, актер не ушел ни со сцены, ни из кино, не спился и не заплыл жирком, а выбрал `свою колею`. В профессии и в жизни.
- Вы не жалеете о своем уходе из Таганки? Легко ли актеру жить `на свободе`?
- Свобода для артиста - испытание. Многие спиваются, теряют себя. Меня два года после ухода из театра никто никуда не приглашал! Спасали концерты - от общества `Знание`, Общества книголюбов и т. д. Надо и через такое пройти. А потом пошло-поехало.
- Вы считаетесь пенсионером?
- Если формально, то да, считаюсь. Но что такое `на пенсии`? Пенсия - это характер человека и состояние духа! Идем мы как-то с дочкой по парку. Она мне говорит: `Папа, ну как ты ходишь?! Сутуло как-то, вяло!` И вот эта фраза на меня подействовала! Сам замечаю, некоторые люди в возрасте еще немного `играют` в это. Им нравится показывать, что они `умудрены` опытом во всех смыслах.
- Вы не из их числа?
- Нет, конечно! Наоборот, нельзя расслабляться! Могу привести в пример наших замечательных артистов - Владимира Зельдина, Людмилу Касаткину, Клару Лучко! Роскошно выглядят! Я восхищаюсь ими. А бывает, люди в 20-30 уже смотрятся на пятьдесят. Важен настрой человека на жизнь.
- У вас настрой боевой?
- Абсолютно! Снимаюсь, выступаю, устраиваю концерты, вечера разные. Не так давно у меня вышел диск с песнями. А сейчас с Янкловичем (бывшим главным администратором Таганки. - Ред.) сделали несколько вечеров памяти Володи Высоцкого. Я там выступил как автор и режиссер.
- А не тянет вернуться на Таганку?
- У меня хорошие отношения и с Любимовым, и с Губенко - мой портрет до сих пор висит в театре. Но наступил момент, когда я понял, что хочу лично отвечать за все, что делаю на сцене и в кино. Хочу сам отбирать то, что хочу сказать, прочесть, спеть. Однажды мы сидели с Володей Высоцким в гримерке перед спектаклем `Гамлет`. Он говорит: `Слушай, никак не могу понять. Вот смотрю американское кино - они не лучше наших играют, но у них есть одна `феня`, которой у нас нет`. Говорю, чего у нас нет? Володя - мне: `У них актер свободен. Вот он в кадре - это уже ОН играет, а я выхожу в Гамлете и все равно подсознательно смотрю на Любимова или проверяю себя - верно ли? Вот это наше рабское!`
- Любимов - режиссер-диктатор?
- Они все маленькие диктаторы! Я сказал это им прямо в лицо - вы власть. Человек, который стоит у власти, - будь он директором завода или руководителем театра - должен обладать высочайшей духовной культурой и уважением к своим подчиненным. Неважно, кто ты, актер или рабочий сцены. Меня лучше похвалить. Похвала рождает ответственность. Помните, как в `Золушке`: `Как вредно не получать похвалы, когда ты этого заслуживаешь! Так ведь и заболеть можно`.
- В кинематографе у вас сложился образ `романтического героя`. А в жизни?
- У каждого актера есть один-два фильма, по которым его помнят. У меня это `Стрелы Робин Гуда`, для которого Высоцкий написал баллады. Удивительная штука: я относился к этой картине спокойно. Понимал, что хорошее кино, но не понимал, насколько! Тут на днях смотрю `Робин Гуда` с Кевином Костнером. Ничего общего с нашим! `Стрелы` были точным попаданием в жанр романтического кино! Это очень трудно сделать. Никогда нельзя смешивать одно с другим. Играешь сегодня в мыльной опере, значит, надо играть по законам мыльной оперы! У нас были красивые герои, красивая история, борьба добра и зла. И злодеи не такие уж плохие. В хорошем кино вообще плохих злодеев нет. Баба-яга, например, разве плохая? Обаятельная! А `Однажды в Америке`, `Крестный отец` - разве это бандиты? Это образы, созданные гениальными актерами.
- Не боитесь, что зло может стать притягательным?
- Вот в этом-то и весь фокус! Ты сыграй и сними злодея так, чтобы дети в этого злодея играть не хотели! А у нас в фильмах пытаются все изображать `по-настоящему`, как в жизни. Только в жизни жестче. И дети теперь играют не в дочки-матери, а в бандитов, проституток и разноцветных! Им такую рекламу сделали!
- Кино должно убегать от реальности?
- У американцев в 30-е годы тоже грабили и убивали на улицах. Но они быстро сообразили и стали снимать фильмы с хеппи-эндом - музыкальные, добрые, веселые. Микки-Маусы всякие, `Серенада Солнечной долины`... И только когда нация `остановилась`, появились все эти `бандитские` ленты. Уже в 60-70-е годы! Наша нация пока к этому не готова, мы заигрываемся в эту игру.
- Вопрос `мужской` - про бороду. Вы носите ее смолоду, хотя обычно актерам это не дозволяется. Как так?..
- Отпустил для съемок в фильме-опере `Князь Игорь`. После отпуска прихожу в театр, а Любимов меня увидел и говорит: `Значит, так, классная борода. Сбреешь - уволю из театра!` Я думал - шутит. Ведь он даже сильного грима не признавал! А он: `Я знаю, что в идеале актер должен быть лысым. Но Чарли Чаплин-то с усиками! А как играл! Ты так сыграй, чтобы я не думал, с бородой ты или нет!` А я играл Маяковского и других узнаваемых людей. Он сказал - ты сумей суть характера передать! В нашем спектакле `Послушайте!` вместе со мной было пять Маяковских. И все разные - Золотухин, Володя Насонов, Веня Смехов, Высоцкий.
- Кстати, вам не мешало ваше сходство с Высоцким - хриплый голос, например?
- Не мешало. Тем более Володя не первоисточник в смысле хрипоты. У нас были там с хриплыми голосами такими, что... Борис Буткеев, например. Основателями Таганки были мы, щукинцы, участники спектакля `Добрый человек из Сезуана`. А потом пришли Высоцкий, Коля Губенко, Филатов, Любшин, Бортник, Шаповалов, Золотухин. Вы говорите, голоса похожи! У нас, у актеров, как? Что-то понравилось, запоминаешь: хорошо, верный ход. Обмен опытом.
- Ваша дочь Дарья - тоже актриса?
- Она окончила Щукинское училище. Потом снялась в двух фильмах, которые никак не выйдут. Сейчас заканчивает архитектурный институт по классу дизайна. Актерская профессия ненадежна. Сегодня играешь, завтра - нет. Прекрасные актеры находятся в забвении, не снимаются десятилетиями! Я тут узнал, что Юрий Яковлев почти ничего не играет в театре. Преступление!
- После развода с Марианной Вертинской дочь осталась с вами. Было сложно?
- Воспитывать? Да никаких сложностей. Сложность одна - какой человек в результате получится. А само воспитание - встать пораньше, накормить, проводить в школу, научить чему-нибудь - разве это сложно?
- Очень редко дети остаются с отцом...
- Почему-то у нас считается, что ребенок должен оставаться с матерью! Это беззаконие! (Смеется.) Тут никакой давиловки быть не должно. Пусть остается с тем, кто больше любит. Если не получилось у двоих быть мужем и женой, надо договориться во имя любви к ребенку. Важно, чтобы после развода ребенок не чувствовал себя обездоленным.
- Даша не в обиде на маму?
- Нет-нет. Это жизнь. У нее прекрасные отношения с матерью. Даша очень уважает свою тетку - Анастасию Вертинскую. Она для нее авторитет. Больше никто. Даже не я. Настя! У них контакт. А у меня еще есть сын, вот перед ним я виноват - мало внимания уделял.
- Домашнюю работу делаете?
- У нас нет разделения - `мужское` и `женское`. Надо будет - приготовлю обед, уберу квартиру. Разве для мужчины зазорно помыть посуду? Мужчина - он тогда мужчина, когда может и посуду помыть, и коня на скаку остановить. Если любит! И чашку чаю принести, и белье сдать. Почему-то считается, что это `немужская работа`! Ай-ай-ай!
- Вы женаты сейчас?
- Бросили! Мужик вроде хороший. Взяли и бросили! Чем не понравился? Непонятно! (Смеется.)
- А сколько раз влюблялись?
- Знаете, есть однолюбы - полюбил одну женщину и на всю жизнь. А я каждый период жизни влюблялся. С детского сада. Мне было 5 лет, как же ее звали-то... Свистунова!!! Она старше меня была лет на десять. Но я ревновал. Мы в одном доме жили... Да, были сильные чувства, хорошие.
- К Свистуновой?
- Да нет, это детское. Были несколько раз периоды мук, страданий, переживаний... Я всем своим женщинам благодарен.
- Был ли у вас в жизни поступок, которым вы гордитесь?
- Знаете, жизнь вообще должна состоять из поступков. Я люблю выражение `благодеяние`. У меня есть тяга к `благодеяниям`. Но никогда нельзя о них говорить. Сделал - и сделал. Дай Бог, чтобы эта тяга меня не покинула. Я человек верующий. При этом нормальный, современный человек, и ничто земное мне не чуждо. Кроме одного - сделать подлость, через кого-то перешагнуть.
- А если случайно так вышло?
- Тогда имей мужество извиниться. Это никак не унизит твоего достоинства.
- Но при случае за себя постоять можете?
- Вообще - да. Я мальчик спортивный. Были истории. Первая в детстве. Я был суперзаика с четырех лет. Логопедов всех прошел, и в театральный-то потом поступил, чтобы доказать себе! Так вот в 4-м классе меня направили в Киев к знаменитому профессору Деражне лечиться от заикания. У него был метод, как у Демосфена.
- Камешки за щеку?
- Да, камешки - и на берег моря. Море шумит, а когда заика не слышит своего голоса, ему легче говорить. И вот я приехал в Киев. Меня поселили в одной семье, определили в местную школу. Захожу в первый раз в свой класс, меня представляют, спрашивают: кто, чего, откуда. Я отвечаю и начинаю заикаться. А впереди сидел мальчик, здоровый такой, самый сильный в классе, как потом выяснилось. Он поворачивается: `А-а, заика!!` Не успел он закончить фразу, как я схватил чернильницу и стал его лупить.
- Больше не дразнили?
- Нет, но хотели выгнать из школы. Я пришел к Деражне, а он говорит: `Молодец! Так и надо! Хотя лучше, конечно, после уроков`. Больше меня никто не дразнил.
- То есть все решают кулаки?
- Если тебя оскорбили, ответь. Но незаслуженно ударить человека? Нет, никогда! Вот за женщину могу вступиться, бывало такое. И дело не в кулаках. Надо не дать себя атаковать, надо морально победить. Сила духа важна, характер.
- А как вы приобщились к вере?
- Лет 7-8 назад возникла идея снять фильм о святых Борисе и Глебе в Киеве. И у одной моей знакомой духовником был схиархимандрит, настоятель монастыря отец Феофил, старец. Она показала ему мою фотографию. Он сказал - пусть Борис приедет ко мне. Я тогда был не то что неверующий, но никогда об этом не думал и в храм не ходил. В результате решил поехать, получить благословение. Увидел отца Феофила и сразу понял - `божий человек`. Красивый, светлый. Он оставил меня пожить недельку с монахами в пещерах при монастыре, и там я как-то естественно понял, что мы многое про этот мир не знаем.
- В монастыре происходило что-то чудесное?
- Я видел, как изгоняют разные недуги, бесов, и даже снял документальный фильм об этом. Батюшка благословил. В конце сюжета я задал вопрос: `А что дальше? Когда апокалипсис?` Батюшка ответил, что в мире накопилось столько зла, что если человечество не одумается, Господь может не выдержать. Я так понял, что речь идет о каком-то вполне обозримом времени. Так что обстановка серьезная.
- А как он относился к вашей профессии?
- Я как-то спросил: `Что же мне делать, артисту? Ведь не положено в шкуру чужого человека влезать!` На это он улыбнулся и сказал: `Тебе - можно. Важно, с какими мыслями и чувствами ты выходишь на сцену. И во имя чего`.
Справка `НИ`
Борис ХМЕЛЬНИЦКИЙ родился 27 июня 1940 года в городе Уссурийске Приморского края. В 1961 году он окончил Львовское музыкальное училище, в 1966 году - Театральное училище имени Щукина. В 1964-1988 годах работал в Московском театре драмы и комедии на Таганке. В кино дебютировал в 1966 году. Его первая роль - поэт-солдат в фильме Леонида Осыки `Кто вернется - долюбит`. С тех пор снялся более чем в сорока картинах, в том числе в фильмах `Красная палатка` (1969), `Стрелы Робин Гуда` (1975), `Дикая охота короля Стаха` (1979), `Баллада о доблестном рыцаре Айвенго` (1983). Автор музыки к спектаклям театра на Таганке и к художественным фильмам `Первая любовь` (1966) и `На короткой волне` (1977).
ВАСИЛИСА ПЬЯВКО
`Новые Известия`.
http://nvolgatrade.ru/