Стало больше времени и денег
- Не хочется на политику много слов тратить, Борис Ефимович. О прошлом все уже вроде бы сказано, о будущем гадать непродуктивно...- Давайте о настоящем. Тем более что у меня перемены: с некоторых пор и времени свободного стало больше, и денег.
- Какое из этих большинств вам милее?
- Оба. Оказывается, зарабатывание денег - увлекательное занятие! Правда, в сорок четыре года осваивать азы этого ремесла достаточно сложно. Впрочем, с кругом обязанностей председателя совета директоров концерна `Нефтяной` успел разобраться, хотя в должности сравнительно недавно. Кстати, у концерна лишь название такое, к нефти мы отношения не имеем.
- Очень по-русски: сапожник без сапог...
- Когда-то, в 90-е годы, были и `сапоги`, а теперь все нефтяные активы, включая последний - бензоколонки на Украине, проданы. Переключились на строительство. На мне в концерне лежит внешняя функция.
- То есть?
- Взаимодействую с властями.
- Понятно: узнаваемое лицо, связи, все такое прочее... Вам это интересно?
- Общение с отечественной бюрократией, безусловно, утомляет... Чтобы утвердить любой проект, нужно получить несколько десятков подписей и разрешений. Ужас! Все-таки раньше я находился внутри системы, а теперь смотрю на нее со стороны. Убедился в том, что раньше знал понаслышке: работа в бизнесе честнее. Чиновники обладают реальной властью, но официально получают немного, поэтому постоянно возникает соблазн...
- ...употребить эту власть с пользой для себя?
- Ну да. Любой начальник - будь то губернатор, мэр или премьер правительства - рано или поздно оказывается перед выбором: быть у воды и не напиться?
- Что-то не встречал изнывающих от жажды чинуш.
- Не поверите, но я пошел в бизнес ровно по той причине, что не брал взяток.
- А вам давали?
- Дурное дело не хитрое... Однажды предложили миллион долларов. За помощь в приватизации крупного завода.
- Не так уж и много.
- Вам виднее. Для меня цифра и тогда была астрономической, и сейчас остается... От взятки отказался, новость моментально обошла коррупционный рынок. Этот мирок мало публичен, но весьма информирован. Там хорошо знают, кому и сколько надо дать, чтобы нужное решение состоялось. Бизнес-сообщество услышало известие: Немцов не берет...
- Может, все дело в сумме?
- Не хочу рисоваться: мол, я один такой кристально чистый и правильный. Расчет был прагматичный. Понимал: о взятке все равно узнают. Поскольку я человек, часто проявлявший нелояльность по отношению к власти, меня посадят, и на этом карьера закончится. Зачем собственными руками накидывать себе удавку на шею? Наиболее дальновидные чиновники обязаны думать о репутации. По сути, это твоя личная капитализация. Честное имя всегда можно конвертировать в достойный пост, а следовательно, в деньги. Замаранных в настоящий бизнес не берут. Хапнувшему хотя бы раз уже никогда не будет веры. Но ведь не все идут во власть корысти ради. Есть и такие, кто видит в этом способ самореализации.
- Например?
- Саша Жуков. Герман Греф. В администрации президента можно найти совершенно нормальных, честных людей.
- Дальновидные особенно бросаются в глаза на фоне страдающих врожденной близорукостью.
- Что делать? Общество развивается, идет вперед, а чиновный люд стоит на месте, не хочет меняться. Ему и так хорошо. Сейчас поднялся шум вокруг предполагаемой отмены льгот. Запланированный правительством шаг так или иначе коснется 33 миллионов россиян. Люди недовольны, а в Кремле и в Белом доме делают вид, будто не понимают причину. Мол, вместо `бумажных` льгот нуждающиеся получат реальные деньги. Чего бузят? Но народ не дурак, он прекрасно знает: чиновники, недавно многократно увеличившие себе зарплату, сохранили за собой и все льготы. Служебные машины, дачи, ЦКБ, путевки в сочинские санатории... Это только увеличило пропасть недоверия, которая и прежде была велика. Если бы вожди всех уровней - от Путина и Фрадкова до сельского старосты - подали пример, начав монетизацию с себя, любимых, глядишь, и люди иначе реагировали бы на происходящее.
Горжусь, что ни разу не помог брату
- Наивный вы, Борис Ефимович!
- Нет, я все вижу и понимаю. Конечно, кое-кому хотелось бы создать впечатление, будто в стране сейчас наводят порядок, ловят оборотней в погонах и без оных, но это же имитация бурной трудовой деятельности правоохранительных органов! В жизни происходит ровно обратное. У нас, по сути, нет государства, оно растлено, развращено коррупцией. Скажем, все знают: милиция ни один вопрос не решит без мзды. Ни один! Конкретный пример. Мой родной брат является совладельцем Савеловского рынка. Сейчас там разгорелся скандал, в который вовлечена московская милиция. Она за деньги захватывает чужие помещения, поплевывая на судебные решения.
- Брат рынок получил с вашей помощью?
- Нет! Горжусь, что ни разу не помог Юре.
- Сомнительный повод для гордости, по правде говоря.
- Я в том смысле, что не использовал служебное положение в личных целях. Однажды брат попросил выбить разрешение на строительство подземных гаражей на Мичуринском проспекте. Я в ту пору работал первым вице-премьером в Белом доме, но сказал, что хлопотать не стану, и предложил брату самостоятельно решить проблему. Юра два месяца бегал по чиновникам, в итоге заявился ко мне злой как собака со словами, что дал взяток на тридцать тысяч долларов, конца поборам нет, поэтому проект закрыт. Спасибо, мол, Боря, за помощь и поддержку...
Конечно, деньги нужны всем. С другой стороны, очень богатые люди несчастны. Особенно в России, где многие живут за чертой бедности и по определению не могут любить богачей, мечтая дождаться, когда же их, подлых, раскулачат. У власти свои основания для ненависти. Впрочем, отнять все могут и без всякого повода, за примерами далеко ходить не надо... Словом, не жизнь, а постоянная борьба. По-моему, по-настоящему счастлив бывает только средний класс. Вот и я не стремлюсь к супербогатству, мне это ни к чему.
- А что, по-вашему, супер?
- Личные самолеты, виллы за границей, счета в Швейцарии... Жуткий геморрой, делающий тебя зависимым, уязвимым! Я же слишком люблю свободу.
Прежнюю квартиру оставил жене, новую - купил в кредит
- Но новую московскую квартиру купили в кредит.
- Нормальная практика, принятая во всем цивилизованном мире. Да и иных вариантов у меня не было. Наверное, имеете представление о ценах на недвижимость в столице? В одиночку сделку не потянул бы - жилье действительно получилось дорогое. Прежнюю квартиру оставил жене, сам последние два года снимаю, плачу за аренду по полторы тысячи долларов в месяц.
- Не даром!
- А как вы думали? Но не ждите аттракциона бедности, исполненного специально для вас. Я и сейчас прилично зарабатываю, и во время депутатства хорошо получал.
- Это каким же образом?
- Законным, легальным! За соответствующий гонорар читал лекции в Гарварде и Колумбийском университете. Все по-честному: с полученных сумм платил в казну налоги. Только за прошлый год отдал родному государству около двухсот тысяч рублей.
- Это тринадцать процентов?
- Посчитать хотите, сколько заработал? Умножьте на семь... В этом году будет больше.
- Торговались из-за зарплаты в `Нефтяном`?
- Мне предложили условия, которые даже и не снились, когда работал в правительстве. Так что определенно не продешевил. Особенно на фоне коллег, которые проиграли думские выборы, как и СПС. Не скажу, будто они благоденствуют... Впрочем, уверен, что Россия движется по закону маятника, где чередуются взлеты и падения.
- Полагаете, качели снова вынесут наверх отодвинутых сегодня на обочину?
- Я же не о конкретных персоналиях, а что демократическое движение в стране непременно возродится!
Нужно понять, хочу ли я снова в губернаторы
- Видимо, сомневаетесь, что восстание из пепла случится в обозримом будущем, иначе откуда взялись бы разговоры о вашем возвращении в кресло нижегородского губернатора?
- Когда столько лет занимаешься публичной политикой, трудно отказаться от всего в одночасье, уговорив себя, что теперь твой удел - бизнес, зарабатывание на жизнь. Но с Нижним пока ничего не решил, хотя много народу хочет, чтобы я вернулся. При мне область входила в десятку ведущих регионов страны, а сейчас откатилась на сороковое место. Наверное, смог бы восстановить утраченные позиции, это достаточно честолюбивый и амбициозный план, однако мне уже не 31 год, как в момент первого избрания губернатором... Понимаю, история повторяется дважды, но почему-то не тянет участвовать ни в трагедии, ни в фарсе. В начале 90-х передо мной был чистый лист, а сейчас отчетливо чувствую груз проблем, с которыми неизбежно придется столкнуться. У региональных лидеров теперь существенно меньше полномочий, возможностей, денег. Влияние Москвы возросло без меры, слишком многое от нее зависит.
- Как в вашу сторону Кремль дышит?
- Не слишком глубоко знаю тему, но есть относящиеся ко мне нормально, однако хватает и тех, у кого вызываю изжогу. Но не думаю, будто позиция Кремля будет иметь определяющее значение при принятии мною решения, идти или нет на выборы.
- А с Сергеем Кириенко на эту тему общались? Как-никак президентский полпред.
- Нет, о Нижнем не говорили. Повторяю, сперва нужно самому понять. Это все-таки мой вопрос, личный. Полагаю, к осени все прояснится. Выборы будущим летом, а в избирательной кампании ничего экзотического мне делать не придется, известность у электората и так процентов девяносто девять... Что касается разговоров о возвращении блудного сына, рассуждений, с щитом я или на щите - все это глупости. Я человек достаточно мобильный, жить могу и в Москве, и в Сочи, и в Нижнем, и в Петербурге. Главное, чтобы в России. Где мне по-настоящему тяжело, так это за границей. Не хватает друзей, родной речи - всего, к чему привык. Через три недели выть от тоски начинаю.
- Кстати, ваши комментарии к скандалу, в который оказался втянут Кириенко...
- Вы об опубликованном у нас письме американских конгрессменов, якобы требующих разобраться, почему ставленник Путина покупал недвижимость в Штатах, просил там вид на жительство? Фальшивка! Сергей - неглупый парень, он бы так не вляпался. Видимо, кому-то нужен шум вокруг его имени, ничего оригинального не придумали, вот и стряхнули пыль с темы пропажи четырехмиллиардного кредита МВФ накануне дефолта 98-го года, когда Кириенко был премьером правительства. Вопрос муссируется много лет. Счетная палата им занималась, Генпрокуратура... Уверен, те деньги не попали в карман к Сергею, их истратили на поддержку нереального курса рубля. ЦБ выбрасывал по полмиллиарда долларов в день на валютных торгах...
В отличие от Киркорова, публичных срывов себе не позволял
- А о других шумных историях последнего времени что думаете? В частности, о разборках между Киркоровым и ростовской журналисткой.
- На месте Фили извинился бы и не давал повода недругам раздуть огонь. Да, все мы люди и имеем право на слабости и срывы, но публичный человек обязан держать себя в руках. Назовите, когда я отпускал тормоза? История с Жириновским и взаимным поливанием соком все же не в счет, там не я первый начал, нельзя было оставлять хамство безнаказанным. Состоялся мужской разговор. В иных ситуациях не позволял эмоциям вырваться наружу, несмотря на то, что желание послать всех подальше возникало. Среди журналистов ведь разные типы встречаются, с некоторыми, что называется, на одном поле не сяду, но и прилюдных сцен не допущу, хотя, повторяю, терпеть порой невыносимо трудно. Вспомните, как рылась в моем белье пресса, считая жен и детей. Чтобы пресечь разговоры, дал интервью, где расставил все точки, после чего тема автоматически закрылась. Не судился со СМИ, даже когда писали, что я гомосексуалист, негодяй, подонок и агент израильских спецслужб. Поймите, я человек, не обремененный комплексами. Мне про себя все давно известно, не вижу смысла отвечать на огульные и бездоказательные обвинения в трусости или в чем-то еще неблаговидном. Меня провоцируют, а я не должен поддаваться.
- Говорите о последних публикациях, где опять припомнили ситуацию с `Норд-Остом`, когда вы вроде бы пошли к заложникам, а потом остановились на полпути?
- Нигде я не останавливался! Убежден, что поступил тогда верно. Процессом управлял Путин, именно он решил, что мне не нужно ходить в захваченное здание, и сообщил об этом.
- Так и сказал?
- Да. Вот его слова: `Тебе - не надо`.
- Типа пусть Хакамада, Кобзон и Явлинский идут, их не так жалко?
- Повторяю, обстановка была настолько накалена, что исключала самодеятельность, демонстрацию личного мужества. Все определял глава государства, я не стал встревать с инициативой и подчинился его воле. Точка! О чем тут еще говорить?
Признаться, у меня на разговор вообще больше нет времени. Слышали ведь: Жанна, дочка, только что на мобильный звонила, боится, из-за интервью опоздаю на самолет. Мы летим в Сочи. Сорвете поездку, Жанна с вас спросит!
Неужели в России нет денег на классного тренера?
- Сейчас отпущу, Борис Ефимович, нельзя же на полуслове прерываться! Раз об отдыхе заговорили, ответьте, болели ли в Португалии за наших?
- Нет, такие соревнования лучше смотреть по телевизору, гарантированно больше увидишь. Наверное, и на Олимпиаду в Афины не поеду, хотя окончательно не решил. Ажиотажа много, суеты и толкотни... Что же до Евро-2004, на меня тягостное впечатление произвела и игра сборной России, и риторика Ярцева. Испытал чувство унижения от увиденного и услышанного. Отвратительно! Самое противное: выводов никто не сделал. Наоборот! Мы теперь на коне, единственные, сумевшие побить нового чемпиона Европы! Тьфу! Что поразительно: англичане, родоначальники футбола, не стесняются пригласить тренером шведа, а мы руками и ногами цепляемся за своих специалистов, которые топчутся на месте, оглядываясь на Колоскова, чье место давно на пенсии. Неужели в России нет денег, чтобы купить классного тренера? Уверен, если бросить клич, болельщики сами скинутся и соберут нужную сумму. У нас любят рассуждать о государственном подходе, о подъеме детского футбола. Уверяю вас, в Греции сейчас столько пацанов рванет играть, что никакие дополнительные призывы и спецпрограммы развития спорта не понадобятся. Победа любимой команды - вот главный стимул для народа, а не красивые слова околофутбольных функционеров...
Я в самом деле могу пролететь с рейсом. Видимо, этого и добиваетесь?
- Это ваш `Порше` у подъезда стоит?
- Издеваетесь, да? Рассказываю, что взял кредит на покупку квартиры, а вы спрашиваете о дорогущих иномарках! На микроавтобусе поеду. Без мигалок и охраны.
- Жалеете о потере?
- Нет, упреждаю возможный вопрос. Все эти атрибуты власти мне по фигу, слово даю. Без `вертушек` и госдач чувствую себя гораздо свободнее и спокойнее. В конце концов, я городской житель, мне тут комфортнее. Правда, в бытность губернатором жил на даче, которую Сталин построил для Чкалова. Именно там, кстати, Михалков снимал `Утомленных солнцем`. Помните? Сейчас замечательно обхожусь без дачи. Может, на старости лет и решусь чем-нибудь обзавестись, но не в ближайшем будущем, точно...
А чтобы вовремя везде поспевать, нужно выезжать на пятнадцать минут раньше - способ куда более эффективный, нежели проблесковые маячки. Что до охраны, то всегда ее ненавидел, хотя в ФСО очень симпатичные ребята, со многими успел даже сдружиться. Поймите, мне не в кайф, когда кто-то дышит в спину и контролирует каждый шаг. Охрана у меня была всего раз. Мы восстанавливали нефтепровод через Чечню, а Басаев предъявил ультиматум, требуя больше ему платить. Я принял решение тянуть ветку в обход республики. После этого мне и пригрозили покушением. Ходил с очень серьезной охраной, до зубов вооруженной. Нефтепровод в итоге мы построили, он и сейчас работает... А я - полетел.
- В смысле? С должности в правительстве?
- На самолете полетел! В Сочи! Если по вашей милости не опоздаю на посадку...
Автор: Ванденко Андрей
2004 ИД Собеседник
http://nvolgatrade.ru/