Вчера в полдень демократы от СПС и `Яблока` провели первое заседание созданного несколько дней назад Объединенного демократического совета (по шесть представителей от каждой партии). Какие перспективы этой `дюжины`, есть ли вообще будущее у демдвижения, что будут делать проигравшие, рассказывает один из лидеров `Союза правых сил` Борис НЕМЦОВ в интервью `Известиям`.
- Почему вы отказались баллотироваться в президенты?
- Я несу ответственность за поражение СПС на выборах, подал заявление об отставке, в этой ситуации нелепо претендовать на пост главы государства. Считаю, ни один из лидеров проигравших не может быть кандидатом.
- А вы не боитесь своим неучастием `закопать` и себя как политика, и партию?
- Наоборот - согласие привело бы к катастрофе. Очевидно, что исход выборов ясен. А в олимпийском движении `главное не победа, а участие` - я участвовать не намерен. Второе. Люди не хотят мельтешения лидеров, особенно после поражения. Люди хотят признания ошибок и глубокой работы по созданию серьезной демократической партии. Демократической оппозиции, если хотите. Для этого нужно время, а дергаться то на одних выборах, то на других мне представляется несерьезным.
- То есть и лидер `Яблока` Григорий Явлинский правильно поступил, отказавшись от участия в гонке?
- Да.
- Вы останетесь в СПС?
- Останусь, но считаю, одна из причин поражения - отсутствие новых лиц. Думаю, мой уход из руководства партии даст возможность реализовать себя новым людям.
- То есть свой уход с поста одного из лидеров СПС вы считаете уже вопросом решенным?
- Это решит съезд, который состоится в январе. Но для себя я уже все решил: останусь членом партии. Я своих позиций не меняю.
- Зачем нужен был демсовет? Неужто вы верите в то, что на нем можно будет что-то решить?
- На мой взгляд, на демократическом фланге нужна глубокая реформа. Все здоровые силы должны понять: в одиночку они не смогут реализовать ни один из своих фундаментальных проектов, будь то профессиональная армия, поддержка малого и среднего бизнеса, защита свободной печати или независимое правосудие. Объединенный демократический совет - это попытка создать коалиционные механизмы. На первом этапе, хотя бы на региональном уровне. Необходимо договориться, что впредь СПС, `Яблоко`, другие демократические партии не будут друг без друга участвовать в региональных выборах, которых только в 2004 году будет 37. Кроме того, не забывайте, планка для прохождения в Законодательное собрание партии или блока во многих регионах уже поднята с 5 до 7%, а в некоторых, как, скажем, на Алтае, - вообще до 10%.
- Вы уверены в договороспособности `Яблока`?
- Я уверен в том, что `Яблоко` не хочет кончить жизнь политическим самоубийством. Есть инстинкт политического самосохранения, и он, думаю, гораздо сильнее наших разногласий. Кроме того, есть базовые ценности, которые нас объединяют: приоритет личности над государством; свободная экономика, а не госрегулирование; опора на средний класс, а не на олигархов или бюрократию. И защита этих ценностей является сегодня главной задачей. Потому что президент Путин строит бюрократическое государство, и мы не согласны с этим курсом.
- Как вы собираетесь защищать то, о чем вы сказали, если не представлены ни в одном властном институте?
- Для нас это не новая форма политического существования. Хотя и предстоит преодолеть массу сложностей. Например, нужно искать источники финансирования, причем, я считаю, искать деньги мы должны не у олигархов, а среди представителей среднего бизнеса. Во-первых, чтобы меньше зависеть от власти, во-вторых, чтобы не лицемерить: а то говорим, что мы партия среднего класса, а деньги берем у олигархов. Надо будет энергичнее пропагандировать наши идеи. Ведь никакого политического ресурса, кроме общественной поддержки, не будет.
- Вы уверены, что средний бизнес не побоится вас финансировать?
- Думаю, в среднем бизнесе есть немало людей, которых не радует перспектива жить в государстве, где бизнес бесконечно проверяют, угрожают отобрать, а тебя самого посадить. В государстве, где в судах невозможно добиться справедливости. За последнее десятилетие в России появилось много людей, для которых быть свободным - одна из базовых ценностей. И за ее сохранение они готовы платить.
- Однако президент много раз подчеркивал: он понимает эти проблемы - и бесконечные проверки бизнеса, и забюрократизированность. И будет с этим бороться.
- Президент действительно понимает и пропагандирует ясные цели: развитие малого и среднего бизнеса, снижение налогов, проведение административной, пенсионной, коммунальной реформ. Однако у меня есть сомнения в том, что это будет реализовано. Считаю, президент сделал выбор: его опорой будет бюрократия. Силовая (прокуратура, МВД) и гражданская (полпредства, налоговые органы).
- Но сразу после думских выборов начались разговоры: либо из `Единой России` в целом, либо из ее значительной части будет создаваться правое крыло.
- Не думаю. Президент и его администрация создают однопартийную систему. Да, в ней может быть видимость правизны, левизны и т.д. Но решения будут приниматься консолидированно и в одном стиле. Такие политические модели известны: латиноамериканская, японская, южнокорейская. Это - модель корпоративного государства, которое экономически опирается на корпорации и генерирует бедность и богатство одновременно.
- Постойте. Президент пять дней назад во время `Прямой линии` сам сказал о двухпартийной системе!
- И одновременно позволил создать в Госдуме фракцию, численность которой больше 300 человек! То есть получилась фракция, готовая к изменению Конституции. Более того, она готова к конституционному перевороту. Ближе к концу второго срока это думское большинство поменяет Конституцию так, как скажет президент.
- Да президент сам неоднократно говорил о том, что он не намерен менять Конституцию, а правым минимум дважды пообещал, что их кадровый и идейный потенциал будет задействован!
- Слова президента правильные, взвешенные и очень либеральные. Но поступки - другие. Просто это особенность византийской системы: говорим одно, делаем другое, думаем третье.
- Тогда каков ваш прогноз развития страны?
- У России был шанс осуществить крупномасштабный социально-экономический прорыв, и связан он был именно с президентом Путиным. Для этого нужно было реформировать судебную систему, проводить административную реформу, опираться на малые и средние предприятия, а не на корпорации, сохранить конкурентность в политике. Избранный же путь приведет к тому, что Россия станет отсталой третьеразрядной страной, которая живет исключительно за счет цен на нефть.
- Просто первые четыре года Путин стабилизировал и совершенствовал разболтанные институты государства и общества. Теперь они собраны в единый кулак, который и позволит в следующий президентский срок осуществить прорыв.
- Я так не считаю.
`Известия` 25.12.2003