01 марта 2007
4678

Борис Павлович Гуселетов: `ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ`

Тема моего выступления - анализ административной реформы в контексте преобразований политической системы, а также социальной сферы, но, учитывая пожелание ведущего, и особенно то, что Павел Михайлович Кудюкин привел в своем выступлении большинство аргументов, касающихся этой взаимосвязи и я с ними полностью согласен, перейду непосредственно к анализу административной реформы. Но, тем не менее, в конце своего выступления хотел бы все-таки несколько слов сказать о том, какова, на мой взгляд, связь между административной реформой, политической реформой и реформой социальной сферы, еще раз подчеркнув важность этой проблемы.
Для начала добавлю к тому, что говорил Павел Михайлович, следующий важный момент, с которым, надеюсь, большинство из присутствующих согласится: административная политическая реформа в нашей стране идет достаточно интенсивно не только последние полгода-год, но, по крайней мере, 3-4 года. И как раз в политической и социальной сфере, по мнению большинства экспертов и специалистов, результаты этой реформы, мягко говоря, не очень значительны. И об этом я думаю, не стоит забывать.
Что же касается непосредственно анализа административной реформы, то я думаю, что объективно глядя на ситуацию, следует отметить, что, конечно эта реформа, в отличие от многих предыдущих попыток, предпринимаемых как в недавнем, так и в далеком прошлом нашей страны, в общем-то была основана на системном подходе. Это подтверждает и то, что при ее подготовке использовался опыт ряда зарубежных стран, например, в случае реформы функций и структуры Правительства. А самое главное происходит системный переходе от одного этапа к другому: после реформы Правительства, уже заявлено о необходимости пересмотра бюджетной политики и перехода от сметного финансирования к предметно-целевому. Затем предполагается пересмотреть ряд законов, регулирующих государственную службу, что в целом является совершенно правильным.
Вместе с тем, думаю, что имеет смысл остановиться на рассмотрении тех возможных упущений и сложностей, которые стоят на пути реализации административную реформу. Их конечно очень много, и я постараюсь в своем выступлении выделить основные.
Первое, это, то о чем говорил г-н Шаров в своем выступлении, что сама административно-государственная система в отдаленном или может быть даже ближайшем будущем попытается пересмотреть те изменение ее функций, которые закреплены в последних нормативных документах. Думаю, что ждать этого придется даже не 5-7 месяцев, а гораздо меньше. Уже из последних сообщениям ряда информационных агентств видно, что уже сегодня ряд агентств и служб, как говорится, начинают тянуть одеяло на себя и явно выходить за пределы тех полномочий, которые им были предопределены. Это очень опасный симптом, особенно, с учетом того, о чем говорил Павел Михайлович в своем докладе, а именно: в условиях отсутствия эффективного политического и демократического контроля за исполнительной властью, эта проблема становится одной из самых важных и над ее решением предстоит много и серьезно подумать.
Вторая проблема, о которой здесь было сказано вскользь, это необходимость продолжения административной реформы на нижние этажи исполнительной власти, т.е. на региональный и местный уровень. И думаю, что эта проблема, на самом деле очень серьезна, потому что, если посмотреть на ситуацию, с точки зрения взаимоотношения власти с обществом, включая бизнес и рядовых граждан, то в большинстве своем им приходится сталкиваться не с федеральными чиновниками, а с региональными и местными. И здесь, я думаю, что тот оптимизм, который был высказан по поводу того, что региональная элита активно поддерживает реформу, кажется мне пока что чрезмерным. Думаю, что здесь явно имеет место использование старого бюрократического принципа: если не можешь предотвратить какой-то процесс, постарайся его возглавить. Если вы внимательно проанализируете даже те редкие выступления ряда региональных лидеров, которые были посвящены этой проблеме, то в них можно было отметить их достаточно критический по сути, хотя и восторженный по форме тон, вот в отношении продвижения административной реформы на региональный и местный уровни.
И опять-таки не могу не коснуться проблемы, которая будет на этих уровнях проявиться гораздо более жестко, чем на федеральном уровне - отсутствие как на региональном, так и на местном уровне политического и общественного контроля за проведением реформ,
Третья серьезная проблема - это то, что называют управлением человеческими ресурсами. Внимание к этой важнейшей составляющей административной реформы тоже, вроде бы, имеет место в виде предложений по изменению законодательства, касающегося вопросов государственной службы, но вместе необходимо отметить, что пока что так и не реализован на практике принцип конкурсного набора на госслужбу (имеется в виду не формальные конкуры, а реальный отбор, основанный на объективной оценке деловых качеств кандидатов и объективный выбор кандидата на тот или иной пост). И хочу отметить, что мне представляется сомнительным, продолжение о формирование так называемых кадрового резерва госслужащих, которое широко применялось в советское время. Думаю, что в этом вопросе правильнее было бы идти по пути внедрения системы конкурсного отбора кадров, чтобы на самом деле, наиболее эффективные и грамотные специалисты могли претендовать на занятие тех или иных позиций.
Второй момент - это проблема продвижения по службе, связанная с объективной оценкой деятельности чиновника, а также регулярным повышением его квалификации,, которая должна учитываться при его продвижении по карьерной лестнице. В этом вопросе тоже пока что гораздо больше говорится, чем делается.
Еще одна проблема, которую я хотел бы отметить, это отсутствие финансового и судебного контроля. Не могу согласиться с прозвучавшей в одном из выступлений высокой оценкой деятельности нашей судебной системы, хотя, конечно же, нужно признать, что определенные позитивные изменения в этом деле есть. Но, если говорить об административной реформе, то кажется весьма странным, что в последнее время вопрос формирования в России административных судов, который еще недавно так активно обсуждался, сегодня как-то отошел на задний план. Представляется, что в рамках административной реформы формирование административных судов, по примеру Франции, где они занимаются в первую очередь рассмотрением жалоб и исков, связанных с взаимоотношением граждан и юридических лиц с теми или иными органами власти являются для нашей страны первостепенными.
С этой же проблемой развития и совершенствования системы контроля за властью связан и вопрос создания более эффективного финансового контроля на различных этажах власти, который был бы независим от исполнительной ветви власти.
И последняя проблема, о которой хотелось бы сказать - это реформа так называемых силовых ведомств. Наличие этой проблемы сегодня уже открыто обсуждается и признается смой властью, но все мы прекрасно понимаем, что к деятельности МВД и тех министерств, которые занимаются вопросами внутренней безопасности, сегодня очень много претензий и вопросов, и для их решения необходимо, чтобы руководства страны более четко и ясно обозначило свою позицию, а самое главное, эти проблемы должны совершенно открыто и обстоятельно обсуждались в обществе, прежде чем эти реформы будут реализованы на практике.
И в заключении вернусь к тому, с чего начинал. Считаю, что административная реформа, проводимая самой исполнительной властью, даже с привлечением гражданского общества, представителей различных общественных и политических организаций, имеет некий предел, связанный с тем, что без серьезной реформы политической системы нашей страны, серьезных успехов в этой области добиться не удастся. И в этой связи думаю, что первоочередной сегодня является проблема изменения формы правления, с учетом опыта таких стран, как Польша и друг стран Центральной и Восточной Европы, недавно переживших период политической трансформации. И, не углубляясь больше в эту тему, отмечу лишь одно - основная задача реформы политической системы выравнивание реальных политических полномочий исполнительной и представительной ветвей власти и действительное повышение роли судебной ветви власти.
И в заключении, ряд которых соображений, касающихся проблемы становления в нашей стране социального государства. Один из важнейших критериев эффективности проводимой административно-политической реформы - реальное продвижение нашего общества в сторону действительно социального государства, которое не отнюдь не должно заключаться в том, что те или иные ведомства, министерства, отвечающие за социальную политику должны усилить свой контроль за этими сферами. В первую очередь наше государство должно более активно способствовать самоорганизации граждан, формированию третьего сектора, и в конечном счете, способствовать тому, чтобы уровень человеческого капитала, который в нашей стране остается сегодня достаточно низким, существенно увеличился, ибо без этого не достичь той основной цели, которую неоднократно провозглашал в последнее время Президент Путин: "Обеспечение конкурентоспособности нашей страны".
Спасибо.

01.03.2007
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован