Десять лет назад, в начале первой чеченской войны я говорил: `Что мне Чечня и что я Чечне? Ужели так уж друг без друга не проживем? Да пусть они идут на все четыре стороны!` Сегодня моя позиция не изменилась - но изменилась ситуация. Десять лет назад отделение Чечни решало все (или почти все) проблемы, сегодня - не решает ни одной. Тогда мы получали на наших границах независимое и в общем нейтральное государство, сегодня - лютого врага. И не просто врага, а врага агрессивного, нацеленного на новые захваты и саморасширение. Впрочем, десять лет назад ни в каких радикальных геополитических действиях и необходимости не было. Всего-то и надо было оказать Дудаеву уважение, дать ему пару генеральских звезд да расширить несколько автономию республики. Так нет же: начальству втемяшилось одним десантным полком, в двадцать четыре часа...
Чтобы цивилизованно разойтись, нам придется цивилизованно пожить рядом, хотя бы на протяжении пары поколений. Сейчас цивилизованный развод никак не получится. Значит, надо попытаться притерпеться друг к другу. Это процесс длительный, мучительный, многоэтапный, сплошное шаг вперед, два шага назад. Но без этого многолетнего вынужденного `вальса-бостона` у нас не получится ничего путного.
На мой взгляд, Путин делает в Чечне все, на что способен российский политик здесь и сейчас. Я не вижу других подходов, мне нечего ему посоветовать. Есть, разумеется, сторонники того, чтобы забросать Чечню атомными бомбами или, наоборот, вывести оттуда войска и предоставить чеченцев самим себе. Но такие `экстремисты` пребывают в меньшинстве. Остальные же - и я в том числе - полагают, что действовать надобно поэтапно, завоевывая сторонников и уничтожая особенно яростных противников.
Пока же очевидно, что первой жертвой полувоенного положения, в котором сегодня рискует оказаться страна, безусловно, станут СМИ: до них ближе и проще дотянуться, чем до террористов. Безусловно, достанется и `лицам кавказской национальности` - им будет объявлена борьба, особенно решительная и беспощадная. Вообще, оно создаст благоприятнейшую среду существования для чиновников-силовиков, силовиков-взяточников, любых коррупционеров. Полувоенное положение - это обязательно новые запреты, а новые запреты - это прежде всего новые поборы. По-моему, это понимают все без исключения. Только одни потирают руки в предвкушении, а другие - беспомощно разводят руки, потому что не являются профессионалами и не знают, что на самом деле надо предпринять.
Борис Стругацкий, писатель-фантаст
1998-2004 ИД `МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ`
http://nvolgatrade.ru/