Я вас сейчас наверняка удивлю. Почему так уверена? Сужу по собственной реакции, ибо удивление мое было безмерно, когда услышала, сколько видов самых разных растений обитает в нашем городе. Не поверила и попросила повторить. В ответ прозвучало то же число: около1600, а если к видам прибавить еще многообразие форм и сортов, сказали мне, получится более трех тысяч. И чтобы окончательно могла убедиться в том, что не ослышалась, положили передо мной тяжеленный фолиант, не так давно вышедший из печати. Называется эта книга "Флора Москвы", в ее подготовке самое деятельное участие приняли ученые Ботанического сада МГУ имени М. В. Ломоносова, где мне и показали это уникальное издание.
Уникальное - потому что впервые была издана полная сводка растений нашего мегаполиса. Труды, посвященные флоре того или иного региона, в том числе Московской области, выходили в разные годы и не раз, а вот Москва в таком ракурсе никогда еще не рассматривалась. Причем речь в этом исследовании идет не только о ботанических садах или парках, но всей территории города, где соседствуют как растения, "прописавшиеся" здесь давным-давно, сроднившиеся с природной средой, так и завезенные извне - случайно или с целью декоративного оформления. В увесистой книге действительно представлены в общей сложности более 3000 видов, форм и сортов растений столицы, да еще с великолепными иллюстрациями. Как же тогда с устойчивым ощущением, что Москва год от года теряет свои зеленые насаждения? Согласитесь, появляющиеся, как грибы после дождя, небоскребы, бесконечно увеличивающийся парк машин и прочие урбанистические приметы нового века, увы, безжалостно теснят деревья и кустарники, зелени на наших улицах и площадях все меньше. Ощущение это не обманчивое, подтвердил заместитель директора Ботанического сада МГУ, кандидат биологических наук Александр Раппопорт:
многообразие растений еще сохраняется, а количество их действительно все меньше, особенно в центре. Но есть и повод для оптимизма: Департамент науки и промышленной политики Москвы заключил с биологическим факультетом МГУ договор, который должен помочь сохранению флоры столицы, цель проекта - разработать ассортимент "древесно-кустарниковых видов и сортов растений для различных функциональных зон города", чтобы он, этот ассортимент, был и богаче, и разнообразнее.
Почему обратились именно в МГУ? А вы приезжайте в университетский Ботанический сад в дни, когда там проводят экскурсии. Даже такой короткой обзорной
прогулки по его территории достаточно, чтобы убедиться в том, какие там богатые коллекции растений. Еще бы, ведь это старейший Ботанический сад в России, два года назад он отметил свое 300-летие. К юбилейной дате вышла монография, которая так и называется - "300 лет Ботаническому саду МГУ". Если удастся ее полистать,
не пожалеете. Это не просто рассказ об одном из самых замечательных отечественных научных учреждений. Это история, страницы которой связаны с жизнью удивительных, беззаветно преданных своему делу людей.
Богатства сада хранили и умножали в разные годы настоящие энтузиасты, неслучайно коллекционный фонд декоративных растений Ботанического сада насчитывает сегодня свыше 150 видов и около 1400 сортов и форм. В его коллекции более 200 сортов яблони, из них 17 - собственной селекции, выведенные под руководством профессора С. И. Исаева, а позднее - доктора биологических наук В. В. Вартапетян. Сорта зимостойкие, урожайные, вкусные! В этом, между прочим, могли убедиться посетители Второго фестиваля науки, проходившего в октябре минувшего года на территории МГУ, сотрудники Ботанического сада с удовольствием угощали их плодами своих деревьев. В последние годы там вывели и декоративные сорта яблони, представляющие немалый интерес и для селекционной работы, и для ландшафтного озеленения.
Этот сад славится еще и редчайшими собраниями флоксов, гладиолусов, травянистых и древовидных пионов, роз, ирисов. Кстати, на его территории уже заложен участок, на базе которого будет ежегодно проходить международный конкурс ирисов. Он позволит собирать в университетском саду самые интересные декоративные сорта - как отечественные, так и зарубежные, они разместятся рядом с великолепными экземплярами собственной селекции, созданными искусством замечательных ботаников И. В. Дрягиной и Г. Е. Казаринова. Таблички с именами сотрудников Ботанического сада МГУ можно увидеть и среди новых сортов гладиолусов и флоксов, которые вывели биологи М. И. Грошикова и М. П. Нагибина, травянистых пионов, выведенных стараниями А. А. Сосновец и В. Ф. Фомичевой. Гордость университета - более 20 сортов древовидных пионов, полученных кандидатом биологических наук М. С. Успенской, есть среди них сорт с самыми крупными цветками, который получил имя в честь Московского университета.
К знаменитым коллекциям Ботанического сада МГУ относят и более 130 лучших отечественных и иностранных сортов сирени, в том числе редчайших. В МГУ, например, можно увидеть одно из богатейших собраний знаменитой колесниковской сирени - свыше 30 сортов. Эта уникальная коллекция начала создаваться в 1970-х, с приходом в Ботанический сад МГУ садовода-энтузиаста, бывшего фронтовика, великолепного знатока сирени Владимира Давыдовича Мироновича. Мне повезло: когда старший научный сотрудник сада Кирилл Голиков показывал роскошный сирингарий на Воробьевых горах, растения были в самом цвету. Потому-то рассказ о том, как создавалась коллекция, производил особое впечатление. Тем более что она уникальна не только по подбору сортов, но и тем, как формируются кусты.
Глядя на это великолепие, можно было не удивляться, что основой для вышедшего недавно в свет большого и красочного альбома "Время сирени", под обложкой которого впервые собрано более 250 сортов, послужила коллекция Ботанического сада МГУ. В предисловии к альбому директор сада профессор Владимир Новиков написал очень важные для москвичей слова. Коллекция сирени, говорит ученый, создавалась не только для декоративного оформления сада, "но и для расширения селекционной работы с этой культурой, отработки агротехнических мероприятий и отбора наиболее устойчивых сортов, пригодных для практики озеленения в условиях московского мегаполиса".
Решение о том, что сирень будет в изобилии высаживаться в различных уголках города, уже принято правительством столицы. Эта программа носит поэтичное название: "Москва - город сирени", а в ее осуществлении участвуют как биологи МГУ, так и ученые Главного Ботанического сада Российской академии наук. Идея в том, чтобы предложить городу наиболее оптимальные, наиболее подходящие для него сорта сирени, которая начнет возвращаться в парки, дворы, на аллеи столицы.
Но сирень - это только один проект. Богатейшие собрания Ботанического сада МГУ, многолетние исследования его сотрудников позволяют рассчитывать, что город получит еще немало и других замечательных растений, способных мириться с непростыми условиями жизни в мегаполисе. Собственно, именно в этом главный смысл договора, заключенного городом с учеными, и они готовы уже к предстоящей осени передать ему не только свои рекомендации, но и более тысячи единиц посадочного материала. Конечно, для Москвы такое количество, можно сказать, капля в море. Но от научного учреждения никто и не ждет промышленных масштабов, задача ученых - предложить образцы растений, которые уже прошли апробацию в Ботаническом саду МГУ и могут быть рекомендованы для
озеленения города, в данном случае важно понять, что и где можно высаживать, чтобы флора столицы стала ярче, богаче, разнообразнее.
А как же упоминавшиеся выше 3000 видов, форм и сортов, и без того растущих
в городе? Да, они действительно есть, говорит Александр Раппопорт, но обилие названий обеспечивается преимущественно за счет травянистых растений на газонах, цветниках, в лесопарках столицы, а эстетический облик города наряду с архитектурными сооружениями формируют прежде всего деревья и кустарники. Что мы чаще всего видим в Москве? Это обычно липа, тополь, клен, ясень, ель, сосна, иногда еще береза и вяз, изредка - осина, крайне редко - дуб... Да и часто эти деревья не радуют глаз, ибо страдают от загазованности воздуха и пыли, засоления и уплотнения почв, вредителей растений. А нередко - и от безграмотного ухода. То один ретивый чиновник велит белить стволы, вопреки мнению дендрологов, то другой начинает нещадную борьбу с одуванчиками, да так, что газоны Москвы минувшим летом полностью оголились, лишились травы, остались с пересушенной землей, добавлявшей городу пыли. Как тут не вспомнить "Алису в Стране чудес", где вместо красных роз высадили белые, а потом решили исправить ошибку, перекрашивая лепестки...
История с газонами, превращенными в пустыню, заставила биологов задуматься об акции "Спасите одуванчики", которую они хотят провести следующей весной. А пока - дадут городу рекомендации, что лучше высаживать во дворах, что - в парках, что - вдоль уличных магистралей. Различный подход, считают ученые, нужен не только к разным территориям, но и к географическим точкам города. Так, в западной его части загазованность меньше, там смогут расти деревья и кустарники, более требовательные к условиям окружающей среды, а вот на востоке столицы эффект тепловой подушки ощущается сильнее, там можно высаживать более теплолюбивые растения. И совсем другое дело - лесопарковая зона города, где царит собственный микроклимат, там можно попробовать, например, высадку даже магнолии кобус, она почти не подмерзает в нашей климатической зоне.
Кстати, как показывают исследовательские наблюдения, Москва в этом отношении гораздо мягче Подмосковья, ее климат больше соответствует северу Украины или югу Липецкой области. Это значит, что в нашем городе можно смело идти на увеличение видового разнообразия растений, приглашая даже те из них, которые здесь раньше не выращивались. Например, некоторые виды шиповника, конских каштанов, берез, ореха, спокойно выдерживающие сухость воздуха и засоленность почв. Если в нашем регионе обычно высаживали орех манджурский, дендрологи МГУ советуют обратить внимание на орех серый: он более засухоустойчивый, а вдоль автострад советуют высадить кусты аморфы, напоминающие желтую акацию. Они хороши не только тем, что цветут во второй половине лета, когда белая акация уже сбросила цветки, но и способностью выносить свинцовое отравление почв. А еще дендрологи Московского университета предлагают, например, обратить внимание на такие декоративные растения, как персидская яблоня и некоторые виды облепихи, актинидии, древовидных лиан, которые по-настоящему украсят город и смогут приспособиться к его трудным условиям...
В том, что вероятность именно такого поведения растений велика, биологов убеждают многолетние наблюдения, проводимые в Ботаническом саду МГУ. Вместе с расширением ассортимента городской флоры ученые советуют взять на вооружение и эстетическую концепцию, воспитывающую уважительное отношение к растениям. Во многих городах Европы, например, рядом с экземплярами редких или экзотических растений помещают таблички с названием вида или сорта. Неплохо было бы последовать этому примеру и в Москве, добавив еще и краткую историю растения, а может быть, и имя селекционера, создавшего сорт. А начать можно было бы с кустов сирени Леонида Алексеевича Колесникова, подарившего миру чудо. Но чудо совершили и сотрудники Ботанического сада МГУ, сохранившие эти уникальные растения. Какая-то их часть стараниями
исследователей уже готова заселить наш город. И это тот случай, когда особенно хотелось бы, чтобы предложения ученых, как это не раз бывало, не оставались лежать бесполезным грузом на полках...
ВИОЛА ЕГИКОВА
"Эврика!" N6 (20.06.2008)
www.msu.ru