19 августа 2015
3790

Бронский А.И. Роль малых предприятий в развитии рынка консалтинговых услуг как основы экономики, основанной на знаниях

// Экономический анализ: теория и практика. 2006. № 1. С. 39-43. http://elibrary.ru/item.asp?id=9267988

Согласно трактовке «Новой экономической энциклопедии», консалтинг - деятельность по консультированию организаций по широкому кругу вопросов экономической деятельности. Консалтинговые фирмы предоставляют услуги по стратегическому управлению компанией, исследованию и прогнозированию всевозможных рынков товаров и услуг, цен мировых рынков, по оценке торгово-политических условий, экспортно-импортных операций, по проведению прединвестиционных исследований, анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия с учетом внутренней и внешней среды. Востребованность услуг консалтинговых фирм объясняется тем, что для большинства организаций создание таких служб либо экономически нецелесообразно, либо невозможно из-за нехватки квалифицированных специалистов с большим опытом практической работы и высоким уровнем теоретической подготовки (Цитируется по: Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. – М.: ИНФРА-М, 2005. – с.220).

…Работа по овладению новыми знаниями и их популяризации требует не только особого склада ума и наличия предпринимательской способности по распространению этих знаний, но специфической организации данного процесса – отсутствия регламентированности (например, сложно представить талантливого мыслителя в должности министерского работника, ежедневно выполняющего различные поручения), свободы в выборе информации и др. В любой стране мира только небольшая часть населения (по некоторым оценкам, 5% и менее) обладает способностью систематизировать огромные массивы информации и разрабатывать конкретные рекомендации для применения более эффективных технологий управления как на макро, так и на микроуровне. Все это определяет специфику деятельности данного типа малых предприятий, рациональная организация которых может предполагать стимулирование работы на дому для своих сотрудников, что обеспечивает не только экономию на аренде офиса, но и существенную экономию времени, связанную с передвижением сотрудников к месту работы и их вынужденным общением, отвлекающим от выполнения работы. В России такой рациональный стиль работы консалтинговых фирм пока еще внедрен на единичных предприятиях, в то время как за рубежом он получает все большее распространение в связи более высоким соотношением «затраты-результат» по сравнению с ситуацией, когда творческие работники вынуждены ежедневно находиться в многолюдном офисе в соответствии с установленным графиком работы.

В качестве примеров высочайшего эффекта, который обеспечивается за счет привлечения консалтинговой фирмы, имеющей, в частности, авторитетного руководителя, Е.Е.Румянцева приводит из личной практики несколько инвестиционных проектов. Так, вместо года, который был необходим одному известному российскому проектному институту для выполнения технико-экономического расчета целесообразности строительства магистрального газопровода Ковыктинское месторождение РФ – морской порт КНР (расчетная стоимость проекта – 12 млрд.долл.), небольшой консалтинговой фирме потребовался ровно месяц: расчет был выполнен на высоком профессиональном уровне и принят китайской стороной в ходе переговоров как совместный. То есть заказчик получил не только в нужный ему срок работу, но и заказ обошелся дешевле, что подтверждает преимущество привлечения меньшего количества, но более квалифицированных специалистов.

Благодаря расчетам и оптимизации графика реализации 12 различных инвестиционных проектов, входящих в Программу строительства жилья и офисов экстра-класса в г. Москве, специалисты консалтинговой фирмы сэкономили заказчику более 50 млн. долларов. В другой программе, включающей пять инвестиционных проектов, использование современных методов прогнозирования конъюнктуры рынка напротив показало отсутствие перспектив реализации программы, что не только уберегло заказчика от колоссальных потерь, связанных с долговременным снижением цен на продукцию проекта, но помогло ему своевременно переориентировать свой бизнес в более перспективные области вложения капитала (Цитируется по: Румянцева Е.Е. Инвестиции и бизнес-проекты. – Минск: Армита – маркетинг, менеджмент, 2001. – Часть 1. – с.3-4).

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован