06 февраля 2001
2770

БУДУЧИ ГЕННАДИЕМ ХАЗАНОВЫМ...

Геннадий Викторович Хазанов - художественный руководитель Театра эстрады и востребованный актер. Из-за этого он практически недоступен журналистам. Иногда они его все-таки излавливают. Вот и журнал "КТО!" поймал. Но, попав в наши крепкие сети, он не стал жалобно бить хвостом, а продолжал заниматься тем, чем занимался. И нам не осталось ничего другого, кроме как наблюдать за происходящим. К этому моменту я уже успела сфотографировать Геннадия Викторовича на репетиции нового спектакля, на двух идущих спектаклях, в кабинете одного и с бесконечными посетителями.

- А поговорить?.. - жалобно тянула я во время кратких, практически секундных перерывов между "ходоками". Хазанов разводил руками и виновато улыбался - спрос на него как на художественного руководителя Театра эстрады необычайно велик. Кто-то из посетителей задерживался, и я хищно метнулась к его столу с диктофоном.

- Знаете, меня спросили уже обо всем на свете, - сказал он. - Может быть, у вас, конечно, какие-то оригинальные вопросы... Ну так о чем вы хотели меня спросить?

Дойдя за несколько секунд до полного мысленного изнеможения, потому что стало понятно - все заготовленное банально, на всякий случай интересуюсь:

- Вы довольны тем, как складывается ваша жизнь?

- Прежде всего я доволен тем, что живу, что судьба мне ту самую жизнь подарила.

Я, собственно, так и думала.
Можно, конечно, Геннадия Викторовича удивить и спросить про то, когда была образована республика Мозамбик, например. Этого точно никто не опрашивал. Но с Мозамбиком Казакова ничего не связывает. Смотрю на него и понимаю, что я уже, в общем-то, обо всем его спросила и он уже на все ответил.

- Знаете, рекомендую вам отправиться к моей помощнице Наталии Львовне - у нее есть псе, что обо мне писали и снимали за последние годы. Вы все это проанализируйте - может, у вас появятся нестандартные вопросы. Ведь неинтересно, когда одно и то же пишут.
Действительно, неинтересно. В одном из своих бесчисленных интервью Геннадий Викторович сказал, что в людях ему больше всего нравится способность ставить себя на место другого человека. И хотя он совсем не это имел в виду, я делаю над собой усилие, зажмуриваюсь и ступаю на то место, где он только что стоял...

- Итак, мне 55 лет, у меня прелестная дочь, всепонимающая жена и любимая работа. Многие в моем возрасте жалуются на простату, но меня заботит другое. Вчера мы опять играли "Птиц" - сложный, вызывающий противоречивые мнения спектакль. Когда его ругают мне обидно за него как за собственного ребенка. Работать в нем и легко, и трудно одновременно. Легко потому, что вместе с человечеством я выстрадал все, что происходит на сцене. Трудно потому, что происходящее не закутано в одеяла житейского сюжета, в котором так удобно прятаться актеру и зрителю.

В "Птицах" идея обнажает и доведена до абсурда. Идея того, что человека можно распять бесконечное количество раз, но его душа бессмертна; что все люди братья просто потому, что похожи своими страхами, привязанностями и страстями; что всеобщего счастья и покоя не будет, пока каждый не найдет эти счастье и покой в себе. Иногда, когда играем, мне кажется, мы что-то упускаем, теряем в диалогах, движениях. Но вчера спектакль был такой... такой точный. Жалко, что не до всех доходит смысл сказанного со сцены. Ладно, подумаю об этом позже. Сейчас придет Максим Галкин - очень талантливый мальчик. Предложу ему роль в новом спектакле. Надеюсь, легко сойдемся.

Что еще?.. Вот журналистка только что спросила, доволен ли я своей жизнью. А что, собственно говоря, есть жизнь? Что ее наполняет, заставляя меня думать, чувствовать и двигаться?.. Жена... Мы вместе уже 30 лет. В последнее время редко видимся но это не значит, что мы остыли друг к другу. Просто у нее свои дела, у меня свои, мы проверены временем, ясны и понятны друг другу, но от этой ясности не скучно. Эта ясность наполняет нас теплым спокойствием и дополнительной уверенностью в себе. Это так прекрасно, когда не надо ничего открывать, потому что тебя устраивает все то, что ты уже открыл!

Дочь... Я привязан к ней больше, чем она думает. Стараюсь не мешать ей жить. Сама выбирала профессию балерины. Сама выходила замуж, сама разводилась... Пусть у нее будет свой путь, со своими ошибками. А насилие и давление ненавижу. Хватит того, что я этого натерпелся. И от государства, и от мамы.

Мама... Как же ей тяжело было жить! И мне рядом с ней. Интересно, было бы все по-другому, если бы не расстреляли отца? Мама, бедная моя мама... Хорошо все-таки, что Алиса уже взрослая.

Дом... У меня их два. Один под Москвой, другой под Тель-Авивом. Первый люблю за то, что он окружен стыдливой русской природой. Второй появился в моей жизни после получения израильского гражданства - пусть будет.

Какой дурацкий все-таки вопрос: доволен ли я жизнью? Это все равно что спросить, доволен ли я, что у меня две руки, две ноги... Как можно быть недовольным тем, что тебе дал Бог? Другое дело, если ты не умеешь этим распорядиться.

Многие считают меня одиноким человеком... Да, я одинок, но это не тоскливое одиночество. Это одиночество души, которая познала себя и несет за это ответственность. Не выношу глупости. Она причиняет мне физическую боль, жалит как ядовитая змея. За то я жалю глупость. Возможно, поэтому меня считают неприятным типом. Пусть считают. Хотя иногда это мешает работать.

Работа... "Зачем вам эта головная боль?" - спросил меня как-то журналист после того, как стал художественным руководителем театра. А зачем сыновья заботятся о матерях, которые их вырастили? За четыре года, что я на этой должности, устал объяснять, зачем. Затем, что жизнь давно изменилась.

И мы должны измениться вместе с ней. И мы меняемся. И зритель нам за это благодарен. Смотрите, как он ходит к нам! На "Калифорнийскую сюиту" с Алисой Фрейндлих не прорваться! На "Ужине с дураком" зал битком! А что эстрада? У нас выступают и Петросян, и Галина Беседина, и "О.С.П.-студия". Это что, не эстрада?

Так... Я, кажется, опять распалился. Каждый раз, когда надо про театр объяснять... Все, хватит. Лучше подумаю про новый спектакль. Нам с Филиппенко еще нужно притереться, прииграться, а до премьеры осталось всего ничего. Надо еще раз продумать движения, когда он предлагает мне украсть свои драгоценности... И все-таки поискать что-то дополнительное, что обострит конфликт, сделает его интереснее...

Простите, что вы спросили? Доволен ли я жизнью? Я вообще прежде всего доволен тем, что живу, что судьба мне эту самую жизнь подарила...

Я, собственно, так и думала.

Текст и фото Наталии СЧАСТЛИВОЙ

Критики относятся к "Птицам" по-разному, но цветы на этом спектакле Хазанов лучает всегда.

Сцены из спектакля "Птицы". Геннадий Хазанов и Вячеслав Войнаровский - потерянные дети забытых богов.
КТО!


06.02.2001
www.hazanov.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован