Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
20 декабря 2021
746

Будущая структура и модель развития МО

Возьмите Россию, США, Великобританию, Евросоюз. Что у всех нас теперь общего – это отсутствие видения будущего[1]

И. Крастев, болгарский политолог

 

При решении главной стратегической задачи –  долгосрочного прогноза наиболее вероятного сценария (и его конкретного варианта) развития ВПО - принципиально важное значение будет иметь точное представление как о будущей модели (парадигме) развития мира и возможную будущую структуру МО[2], так и роль в этой структуре тех или иных субъектов, акторов и тенденций. Иными словами, максимально точные знания о будущей структуре МО, её состав и отношения между отдельными представителями являются обязательной основой для адекватных и обоснованных представлений о возможных сценариях развития ВПО и их конкретных вариантах и, как следствие, лечь в основу программ военного строительства государства. Но этого-то, как раз и стремятся избежать наши политологи, ограничиваясб, как правило, абстрактными рассуждениями и представлениями о «возможностях-невозможностях».

На практике, к сожалению, чаще всего бывает и так: будущие сценарии развития МО и их конкретные варианты «рисуют», исходя вообще из неизвестных предположений без обоснования и порой даже без аргументации. Просто предлагая читателю свою версию возможного развития МО. Примеров таких «прогнозов» огромное количество. Более того, можно сказать, что других-то в российской политологии и нет. В этом она разительно отличается от своей родоначальницы – американской политики, - гдн, например, У. Бернс прописывал несколько раз вполне реалистические прогнозы для Госдепа.

Так, в известной работе сотрудников ИМЭМО РАН, опубликованной в конце 2017 года (когда уже силовое давление на РФ было в самом разгаре) её руководитель академик А.А. Дынкин пишет: «Для России предстоящие два десятилетия будут периодом упрочения своих позиций в меняющемся мире (подч. авт.), обеспечения стране весомого голоса при решении общезначимых проблем». И далее аргументирует этот прогноз: «Этот поиск будет идти на основе сочетания двух факторов – осознания собственной идентичности и понимания глобальной ответственности»[3]. Другими словами, упрочение позиций России в мире, ожидаемое А.А. Дынкиным в будущем, будет зависеть только от того как Россия (её правящая элита) сможет «понимать свою глобальную ответственность», которая, естественно, должна соответствовать пониманию этой ответственности с точки зрения Запада.

По большому счёту сценарий для России прописан: нужно «соответствовать» требованиям извне. При этом почему-то вообще игнорируется та главная цель, которая преследуется Западом и его военно-политической коалицией по отношению к другим ЛЧЦ и странам, включая Россию – признание прозападной существующей системы и структуры МО и ВПО в мире. Применительно к России эта цель выглядит ещё более негативно, о чем российские политологи стараются не говорить, но что и является стратегической целью западной коалиции, а именно: ликвидация суверенитета, раскол страны и уничтожение её идентичности, которые происходят с 1990 года. И которые системно и методично реализуются: после развала СССР и расширения НАТО, произошло перекраивание постсоветского пространства и его постепенное превращение из части страны в отдельные регионы, которые настроены враждебно по отношению к бывшему союзному центру. Это видно не только на примере регионов Прибалтики и Украины, но даже Средней Азии и Белоруссии[4].

И перспектива (прогноз развития МО) с точки зрения МИДа, не радует: «Стремление к военному превосходству (кто-то стремится в России?) над Европой может привести к возвращению эпохи холодной войны», заявил заместитель министра иностранных дел России Александр Грушко. Таким образом дипломат прокомментировал подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный 45 лет назад[5]. Грушко отметил, что политика Европы, которая в данный момент не опирается на уважение законных интересов всех государств региона ОБСЕ, контрпродуктивна и ведет к подрыву европейской безопасности. Эта политика наращивания военных возможностей в целях силового принуждения России. За неё полную ответственность несёт только Запад. «Военного превосходства они не добьются, но могут добиться ситуации, схожей с временами холодной войны, со всеми издержками для их собственной безопасности», – подчеркнул дипломат.

Ранее глава МИД Сергей Лавров заявил, что потенциал совместного развития России и Европы в настоящее время не реализуется из-за политики ряда западных стран, которые отказались от идей экс-президента Франции Шарля де Голля. По словам С.В. Лаврова, «Европа сейчас переживает кризис доверия, а по-настоящему единое европространство так и не было построено»[6], т. е. структура МО как была враждебной относительно России, так и осталась уже после ликвидации со стороны СССР и ОВД военно-политического противостояния.

Другими словами, в отличие от А.А. Дынкина МИД РФ видит настоящее и будущее структуры и сценарий развития МО в Европе как результат враждебного действия Запада, а не «соответствия» понимания Россией её «глобальной ответственности».

Проблема, таким образом, заключается в том, что любые построения будущих структур развития МО и моделей будут заранее иметь очень умозрительный, слишком общий характер (на самом деле идеологический и политический), в основу формирования которых сложно заложить действительно научные представления. Надо признать, что в настоящее время теория развития МО и ВПО, так и общественная теория, находятся в зачаточном состоянии, а любые претензии нашей научной общественности, воспитанной в своем большинстве на либеральной идеологии, на точность предположений – заранее не обоснованы.

Тем не менее, потребности политического и военного стратегического планирования диктуют обязательность представлений о будущем состоянии и сценариях развития ВПО[7]. Как уже говорилось, планирование национальной обороны должно начинаться с анализа и прогноза развития МО и ВПО. Когда это условие игнорируется (как это происходит в стратегическом планировании России с марта 2008 года, когда внешние условия при создании Концепции социально-экономического развития страны вообще были проигнорированы), то на свет появляется очередная искусственная «стратегия», которая становится через несколько месяцев просто ненужным нормативным документом: именно так происходит с 2008 года по настоящее время. По большому счету эти стратегии 2008–2020 годов (ни одна из которых даже частично так и не была реализована) опирались только на оценки макроэкономической стабильности и «создания макроэкономических условий»[8].

Несколько облегчить задачу анализа и прогноза развития ВПО может вполне обоснованный подход, при котором ВПО анализируется как совокупность неких составных частей и результат их взаимодействия, вытекающих из развития того или иного сценария МО. Это означает, что прежде всего необходимо исследовать основные факторы формирования МО и степень их влияния друг на друга. Такой подход, примененный в серии работ с 2014 по 2020 годы, вполне себя оправдал в качестве наиболее общего подхода прогноза развития МО и, как следствие, ВПО[9].

Для этого необходимо иметь достаточно полную информацию о всех факторах формирования МО, её структуре и основных сценариях развития. В результате можно сформировать общее преставление о будущей модели МО и сценариях её развития. Действительно, чтобы иметь представление о реальных тенденциях в развитии некой системы, которой является такая сложная система как МО, необходимо, как минимум, знать:

Во-первых, состав основных элементов (факторов, тенденций и пр.), участвующих в создании этой системы, их состояние, темпы развития (или дезинтеграции). Выше в работе я сгруппировал их в 4 основные группы факторов, образующих структуру МО:

– субъекты МО – государства, коалиции, союзы;

– акторы МО – негосударственные участники формирования МО (НПО, международные организации, религиозные, общественные и пр. организации;

– основные тенденции мирового развития;

– информационно-когнитивные факторы, формирующие системы ценностей и представления в современном мире.

Во-вторых, взаимоотношения между этими элементами, факторами и тенденциями, которые могут усиливать взаимно друг друга или ослаблять друг друга, а иногда и полностью уничтожать влияние других факторов и тенденций.

Причем оценка таких отношений должна быть максимально лишена политико-идеологических пристрастий и ангажированности, обеспечена полной информацией и научно-теоретическим обоснованием, а не только количественной оценкой соотношения сил[10].

В-третьих, влияние внешних и внутренних факторов на развитие этой структуры как единой системы МО-ВПО. Именно модель будущей МО и, соответственно, ВПО, предопределяет самое общее представление о будущей структуре МО и наиболее вероятных сценариях и вариантах её развития. Таким образом, последовательность анализа и логика рассуждений следующая:

– формирование общей модели развития МО как производной от отношения основных субъектов, прежде всего, ЛЧЦ, центов силы, стержневых государств и их коалиций;

– уточнение структуры МО и значения тех или иных групп факторов и тенденций;

– определение влияния на них внешних и внутренних факторов.

Наконец, вытекающие из этой последовательности выводы о будущих сценариях развития МО и их вариантов, из которых вычленяются производные сценарии и варианты развития ВПО.

Естественно, что, нарушая такую последовательность, либо сознательно избегая некоторых этапов неизбежно сталкиваешься с ошибками в определении конечного результата – конкретного варианта того или иного сценария развития ВПО. Так, ограничивая анализ основных факторов формирования МО, например, только главными субъектами, неизбежно не будешь учитывать другие важные факторы – роль акторов или тех или иных тенденций (глобальных или региональных) в формировании МО, что неизбежно даст ложное представление о структуре и взаимовлиянии отдельных факторов друг на друга. Так, например, в первую чеченскую войну (1994–1996 гг.) не были учтены такие важные факторы и их влияние на формирование МО и ВПО в регионе и в мире, как степень консолидации чеченского общества, подготовка вооруженных сил, качество управления и подготовки личного состава ВС российской армии и ВВ, информационное обеспечение этой операции в России и внешняя поддержка сепаратистов. В результате Россия не только не добилась поставленных политических целей, но и была вынуждена подписать 31 августа 1996 года вредные для страны Хасавюртовские соглашения, которые в конечном счете привели к новой, еще более крупной войне на Северном Кавказе и террористическим последствиям для целого ряда регионов России.

Определенные ошибки в оценке МО сказались и в ходе операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года, которая в целом была успешной с военной точки зрения, но показала подлинное отношение к России «партнеров в Европе».

Если вернуться к последовательности анализа и логике, о которой говорилось выше, то эти ситуации на Кавказе свидетельствуют, на мой взгляд, о том, что:

– была допущена ошибка в общих представлениях о модели МО, как и модели, где существуют «партнерские» отношения России с дружеским западным центром – военно-политической коалицией, – которая в действительности имеет своим главным приоритетом дезинтеграцию России и потеря ею остатков контроля на постсоветском пространстве;

– была допущена ошибка и в определении структуры МО, где главная роль принадлежит западной ЛЧЦ и её коалиции, а не неким международно- правовым нормам;

– как следствие, было недооценено негативное влияние внешних факторов – позиции основных субъектов Запада, – которые заняли в отношении России неожиданно резко негативную позицию даже в отношении международных террористов;

– наконец, как следствие, была сделана принципиальная ошибка в отношении оценки сценария развития МО, которую уже не смогли исправить вплоть до 2014 года, ещё больше усилившего негативно-агрессивный характер этого силового сценария развития МО.

Таким образом, на всех этапах оценки и прогноза развития МО правящими кругами России были совершены ошибки, которые имели самые негативные последствия, и были исправлены в ходе военных операций с помощью военной силы и военных и иных потерь.

Важно понимать изначально, что переоценка значения и роли тех или иных тенденций (как это имело место, например, с глобализацией и рыночными инструментами, а также многими другими атрибутами либерализма) – крайне опасна. Впрочем, не менее опасна и недооценка значения отдельных факторов, как, например, традиционных систем и ценностей, которая имела место на Ближнем и Среднем Востоке последние десятилетия.

Нередко тенденции могут действовать разнонаправлено – иногда усиливая, но иногда и ослабляя друг друга. Поэтому очень важен конкретный исторический подход к их анализу. Так, усиление значения ЛЧЦ и военно-политических коалиций в структуре будущей МО будет иметь огромное значение для определения будущего сценария развития и его конкретного варианта сценария развития ВПО (процесс, набирающий силу в западной военно-политической коалиции), т. е. будет иметь важнейшее значение для целей стратегического планирования.

Вместе с тем, как показывает опыт последних десятилетий, не стоит абсолютизировать монолитность и влияние коалиционной политики на основных субъектов: в НАТО, например, не раз возникали не просто споры, но и прямые конфликты между членами блока, а разногласия, существующие между европейскими членами и США по политике на Ближнем и Среднем Востоке, порой нарушают блоковое единство.

В зависимости от наиболее вероятной структуры МО будет формироваться будущее соотношение сил между ЛЧЦ и другими субъектами и акторами, приобретать международно-политическое значение те или иные мировые тенденции[11]. Так, например, возрастающее значение даже по сравнению с прошлыми веками будут иметь новейшие технологии и научно-технические достижения в военной области, прежде всего, для создания новейших видов и систем ВВСТ, которые в ближайшие годы будут по-прежнему сосредоточены, как и в настоящее время, в странах западной ЛЧЦ и в Китае, т. е. концентрироваться в существующих центрах силы, что в ещё большей степени увеличит их военно-политическое значение. Именно на эту тенденцию в последние десятилетия делается акцент в политике США, где пытаются компенсировать относительное падение американского удельного веса в мировой экономике военно-технологическим превосходством[12].

Очевидно, что для развития ВПО это обстоятельство будет иметь решающее значение: огромные ресурсы, используемые США на НИОКР в военных целях, их доминирование в торговле ВВСТ и по целым направлениям научно-технологического прогресса, безусловно, укрепляет их позиции в мире и содействует консолидации военно-политической коалиции внутри западной ЛЧЦ, а сама эта коалиция и ЛЧЦ сохранят доминирование в мире на среднесрочную и даже долгосрочную перспективу.

Кроме того, для будущей структуры МО важно сколько и какого качества будет центров силы в будущем в мире. Появление и развитие в структуре МО новых центров силы и коалиций неизбежно, но это отнюдь не означает, что их опережающее экономическое (и даже технологическое) развитие будет немедленно трансформировано в военно-политическое влияние. Иначе говоря, тенденция развития новых центров силы во многом будет нейтрализована усилиями лидеров западной ЛЧЦ и коалиции по консолидации этой системы и сохранения за нею военно-технологического лидерства.

 

______________________________________

[1] Крастев И. «Мы больше не мечтаем о будущем» // Россия в глобальной политике, 2018, ноябрь-декабрь, № 6, с. 13.

[2] Структура МО - зд.: основные субъекты, факторы и тенденции, формирующие в результате своих взаимоотношений, то или иное состояние МО.

[3] Мир 2035. Глобальный прогноз /под редак. акад. А. А. Дынкина / ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН. М.: Магистр, 2017, с. 15.

[4] Арест в июле 2020 года 33 российских граждан (граждан Союзного государства) правительством Белоруссии - публичная демонстрация антироссийских настроений и перспектив политики страны.

[5] Калинина Н. В МИД РФ считают, что Европа подталкивает Россию к холодной войне. ТАСС, 02.08.2020.

[6] Калинина Н. В МИД РФ считают, что Европа подталкивает Россию к холодной войне. ТАСС, 02.08.2020.

[7] В частности, при подготовке обоснования по долгосрочное военное строительство и развитие экономики. См. подробнее: Концепция обоснования перспективного облика силовых компонентов военной организации Российской Федерации. М.: Граница, 2018, сс. 20-27.

[8] См. подробнее: Подберезкин А.И. Национальный человеческий капитал. М.: МГИМО-Университет, 2011-2013 гг., ТТ. 1-3.

[9] См. подробнее: работы ЦВПИ и автора на сайте центра ЦВПИ (Eurasian-defence.ru)

[10] См. подробнее: Дегтерев Д.А. Оценка современной расстановки сил на международной арене и формирование многополярного мира: монография. Д.А. Дегтерев. М: РУСАЙНС. 2020, 2024 с.

[11] В частности, тенденции военно-технологического развития. См., например: Подберёзкин А.И. Состояние и долгосрочные военно-политические перспективы развития России в XXI веке. М.: ИД «Международные отношения», 2018, 1596 с.

[12] На это указывает целый ряд официальных документов, например: Summary of 2018 National Defense Strategy of the United States of America. Wash, DOD, 2018, Jan.18.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован