23 апреля 2007
2936

Будущее в стиле `нано`

Оборонка идет на помощь гражданке. Монопольный экспортер российского оружия "Рособоронэкспорт", владеющий контрольным пакетом акций "АвтоВАЗа", вчера заявил о создании Союза машиностроителей России. Его планируют сделать посредником между государством и бизнесом, а также еще одним инструментом диверсификации.

"Мы не скрываем, что Совет - лоббистская организация", - заявил вчера гендиректор "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов.

Как лоббировать интересы машиностроителей, участники вчерашних общественных слушаний в московском офисе оружейного экспортера пока не решили, но договорились об одном: нужны серьезные бюджетные вливания. Появились и предложения по их использованию. Самое радикальное озвучил глава "Трансмашхолдинга" Дмитрий Комиссаров. Он предложил закрыть на 5-7 лет внутренний рынок, а иностранцам разрешить вход на него только путем создания совместного предприятия с постепенной передачей лицензии. "Это та технологическая инъекция, которая необходима, чтобы потом пробиваться на глобальные рынки", - заявил Комиссаров. Государство при этом должно сыграть свою роль как в консолидации промышленных активов, так и в продвижении российской продукции на мировой рынок. "Без серьезного владения своим рынком нельзя завоевать глобальный", - поддержал госхолдингизацию академик Евгений Велихов. По его словам, главная проблема российского машиностроения - в отсутствии моделирования будущего и банальном неумении считать. "Если бы это было на "Уралвагонзаводе", проблемы с вагонами не было бы", - попенял он главе "Трансмашхолдинга". В конце февраля этого года более 10 тысяч полувагонов производства "УВЗ", которым владеет "ТМХ", были отозваны из эксплуатации из-за выявленных дефектов боковых рам тележек. "Из 100% отказа техники в 85% случаев причина лежит в комплектации", - свалил вину на монопольных подрядчиков Комиссаров. Чтобы ликвидировать зависимость производителей конечной продукции от поставщиков, "необходимо развивать на аутсорсинге как можно больше предприятий", - уточнил главный тезис российской промышленной политики Чемезов.

Понятно, что без высокотехнологичной составляющей о конкурентоспособности отечественного машиностроения можно только мечтать. По словам Евгения Велихова, в ближайшие годы необходимо осуществить "переход на интеллектуальную экономику", за счет в первую очередь нанотехнологий. Президент группы "АвтоВАЗ" Владимир Артяков предложил за счет бюджета в разы увеличить отчисления на НИОКР. В прошлом году на них весь машкомплекс потратил лишь 0,25% от общей выручки, при 5-7% доле НИОКР в развитых странах. Но все усилия государства могут пойти насмарку, "если в школах отменят выпускной экзамен по математике", - предупредил вице-президент Курчатовского института Владимир Бетелин.

Как показывает практика, ошибки в расчетах могут дорого обойтись даже российской оборонке, чуть ли не единственной (наряду с атомной отраслью) гордости российской промышленности. Как заявила вчера Счетная палата, при подготовке к приватизации ФГУП "РСК "МиГ" (после преобразования в ОАО его активы вольются в уставный капитал Объединенной авиастроительной корпорации) допущены серьезные нарушения. В ходе инвентаризации имущества "МиГа" оценщики забыли посчитать результаты его научно-технической деятельности, что может привести к утрате Россией прав на результаты этой интеллектуальной собственности, отмечается в заявлении Счетной палаты.


Евгений Беляков

23.04.2007

www.gzt.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован