В последние годы российские компании заключили многомиллиардные контракты в Ливии. Особенно это было заметно в энергетической и оборонной сферах.
Напомню, что существенный рост активности российских компаний в Ливии начался после визита в страну в апреле 2008 года Президента России Владимира Путина.
Однако сейчас новое переходное правительство Ливии пересмотрело многие военно-технические заказы, которые Ливия сделала российским компаниям. Это произошло 26 февраля 2011 года, т.е. фактически сразу же, после того, как РФ проголосовала в Совбезе ООН за введение санкций против Ливии.
Российские компании до начала конфликта в Ливии выполняли ряд выгодных контрактов. Самый большой из них был у РЖД, которой было предложено построить скоростную линию между городами Сирт и Бенгази протяженностью 550 километров. Также в Джамахирии на весьма выгодныхъ условиях работали нефтяные компании "Газпром нефть" и "Татнефть". Кроме того "Газпром" и итальянская Eni подписали соглашение, подтверждающее приобретение "Газпромом" доли в ливийском проекте Elephant. Также "Газпром" и "СеверЭнергия", одним из акционеров которой является Eni, подписали договор о покупке "Газпромом" газа этого совместного предприятия.
Вложения российских энергетических компаний в ливийские проекты оцениваются в миллиард долларов, а контракты на поставку вооружения "Рособоронэкспорта" - в 2,5 млрд. долларов.
Однако премьер-министр Ливии Абдельрахим аль-Киб, выступая в Вашингтоне высказался относительно российско-ливийских контрактов весьма недвусмысленно: "Сможем ли мы продлить российские контракты? Теоретически да, но только после их изучения и в случае, если они соответствуют законодательству и не имеют коррупционной составляющей".
Вместе с тем он отметил, что власти новой Ливии приветствуют инвесторов, желающих работать в стране и будут стараться выполнять все заключенные ранее контракты. Однако, в отношении России нынешнее правительство крайне недовольно позицией РФ, занятой в период беспорядков в стране.
"Говоря о России, мы хотели бы, чтобы и Россия прочувствовала то, что происходило во время революции. Видели ли они, что происходило, я не знаю, мне кажется, что нет. Это нормально, если они наблюдали за происходящим, но не обеспокоились этим? Я бы даже не сказал, что фраза "не обеспокоились" была бы корректным определением", - отметил аль-Киб.
"Если у них была политическая программа по реализации собственных целей... Что ж, я могу сказать, что у них было такое право. Довольны ли мы тем, как повела себя Россия в той ситуации? При всем уважении - нет", - категорично заметил премьер.
Это означает лишь одно - в лице Ливии Россия потеряла еще одного своего союзника, кто следующий....?
Профессор Александр Гусев в интервью газете "Moscow Times" www.themoscowtimes.com/
viperson.ru