14 ноября 2006
4609

Бюджет сокращает финансирование местного самоуправления

Закон "Об организации местного самоуправления в Петербурге" вступил в силу с 1 января 2006 г. одновременно с новой редакцией федерального закона о местном самоуправлении (МСУ). Установил территории, права и полномочия 111 муниципальных образований (МО). Треть петербургских МО являются дотационными и получают средства из горбюджета.

В бюджете, который завтра примут депутаты, на финансирование органов местного самоуправления приходится лишь 1,1% расходов - на полпроцента меньше, чем год назад. Исполнительная власть не хочет делиться с муниципалами ни деньгами, ни полномочиями. С муниципалами, которые разбираются в местных проблемах, проще было бы решать вопросы, считают предприниматели.

В проекте бюджета на 2007 г. доходы местных бюджетов увеличиваются по сравнению с 2006 г. на 298 млн руб. до 2,6 млрд руб., а расходы снижаются на 617 млн руб. до 2,3 млрд руб. Попытка фракции "Справедливая Россия" увеличить финансирование МО перед вторым чтением бюджета не увенчалась успехом. Депутаты предлагали выделить бюджетам МО дополнительно 434,72 млн руб., в том числе 332,5 млн руб. на благоустройство, 46,5 млн руб. на содействие созданию ТСЖ. Однако депутатское большинство и экономический блок правительства отклонили поправки "Справедливой России".

"Расходы через муниципальные образования не входят в приоритетные расходы, которые планируют губернатор и правительство", - заявил вице-губернатор Михаил Осеевский. По его словам, все реальные полномочия МСУ полностью покрываются соответствующими доходами.

"Никто не хочет делиться властью и деньгами", - говорит депутат заксобрания Михаил Амосов. Проблемы МСУ он видит в чрезмерной централизации власти.

С ним согласен глава МО N 54 Виктор Ложечко: "[Смольный] устраивает слабая местная власть, с которой он не собирается делиться ни полномочиями, ни финансами".

В федеральном законе полномочия МО описаны в 36 пунктах, в городском - в 41. Петербургские МО несут обязательства в области общегосударственного управления, социальной политики, ЖКХ, охраны окружающей среды, благоустройства, содействия малому бизнесу. Органы МСУ также участвуют в согласовании адресных программ размещения объектов розничной торговли. Глава администрации МО "Гражданка" Николай Рыбаков считает, что большинство полномочий мелкие и технические. По федеральному закону в Петербурге и Москве полномочия МО устанавливаются местными законами. Смольный уже не раз использовал эту возможность для того, чтобы забрать полномочия себе. В этом году депутаты приняли внесенные губернатором законопроекты, которые лишили МО права определять места установки рекламных конструкций, контролировать в своих округах использование земли, а также санитарно-эпидемиологическую обстановку.

"Когда новые полномочия МСУ доходят до Петербурга, они становятся полномочиями органов госвласти с помощью депутатов заксобрания", - замечает главный специалист парламентской комиссии по организации органов госвласти и МСУ Дмитрий Панюшкин.

Некоторые полномочия МО делят с исполнительной властью. По словам Ложечко, в этом году МО N 54 получило лишь 20% средств на асфальтирование дворов, а остальные деньги перечислены жилищному комитету петербургского правительства. "Из-за деления функций никто ни за что не отвечает", - констатирует он. По словам Рыбакова, в 2007 г. объем денег, выделяемых на благоустройство дворовых территорий, сократится с 24 млн руб. до 8 млн руб. "Полномочия остаются, а львиную долю денег передали в комитет по благоустройству и дорожному хозяйству на адресную программу благоустройства", - сетует он.

Влиять на доходную часть своего бюджета, которую формируют налоги с малого бизнеса и штрафы, муниципалы не могут, поскольку сбор средств ведут налоговые органы и подразделения районных администраций. Какую часть собранных средств получит тот или иной округ, ежегодно определяет комитет финансов пропорционально количеству жителей каждого МО. По словам Рыбакова, "Гражданка" в 2007 г. получит лишь 40% налоговых сборов вместо 80% в 2006 г.

В следующем году расходы местных бюджетов составят лишь 1,1% горбюджета, на 0,6% меньше, чем в этом году, говорит председатель комиссии закса по организации органов госвласти и МСУ Алексей Тимофеев.

В других регионах консолидированные бюджеты щедрее к местной власти. По словам замдиректора Центра фискальной политики Александра Дерюгина, на муниципалов приходится в среднем 40% расходов региональных бюджетов. Например, в Нижегородской области, в состав которой входит 52 МО, доля расходов местных бюджетов составляет 24% расходов консолидированного областного бюджета.

Кроме того, в субъектах Федерации есть тенденция делегировать органам МСУ некоторые региональные полномочия и финансирование на их исполнение в виде субвенций, говорит Дерюгин.

Председатель комитета по работе с исполнительными органами госвласти и взаимодействию с органами МСУ Нина Шубина считает, что сравнивать Петербург с другими регионами в данном случае некорректно, поскольку у местных МО нет полномочий, связанных с содержанием школ, больниц, тепловых сетей. "Органам МСУ дается ровно столько средств, чтобы они могли выполнить предоставленные законом полномочия", - убеждена Шубина.

Амосов считает, что муниципалам можно было бы отдать вопросы среднего образования и мелкорозничной торговли. Ситуацию, когда Смольный определяет места для торговли с лотков, он называет несуразной. Вопросы мелкорозничной торговли проще было бы решать на местах, считает владелица остановочного павильона Марина Журавлева. "Местная власть лучше знает потребности жителей", - говорит она. Сейчас предписания МСУ носят рекомендательный характер, утверждает менеджер рынка "Мегаполис-холдинг" Сергей Булгаков, а важные для предпринимателей вопросы, такие как выделение мест для торговли, решают городские власти.




14.11.2006

www.deputaty.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован