Интервью Геннадия Николаевича Зайцева в рубрике "ветераны ФСБ" (Спецвыпуск ФСБ-2004)
До чего же хороши извилистые арбатские переулки c непохожестью уютных особняков и неутраченным духом старой Москвы! Невдалеке - шумная студенческая
Гнесинка, толпы экскурсантов, идущих
к бронзовому Гоголю, сидящему в глубоком раздумье на каменном кресле. Здесь же -
нехарактерные для центра столицы
тишина и покой. И двум машинам бывает не разойтись. По таким улочкам любят
неторопливо прохаживаться влюбленные, прогуливаются бабушки с внучатами.
В одном из переулков в 4-х этажном здании несколько лет назад обосновалось частное предприятие. Эх, знали бы жители и гости столицы, сколько невероятных
историй могли бы порассказать работающие в нем сотрудники, столь много сделавшие, чтобы сохранить жизнь
и безопасность тысяч людей. А самим им приходилось рисковать жизнью часто,
как во времена военного лихолетья.
Не будем дальше интриговать читателя.
Об одном из них, легендарном спецназовце,
Герое Советского Союза, генерал-майоре
в отставке, руководителе Частного охранного предприятия "Агентство безопасности "Альфа-95" Геннадии Николаевиче
Зайцеве, и пойдет наш разговор.
- Расскажите, пожалуйста, историю создания Группы "А".
- Наше подразделение было создано в структуре 7 управления КГБ СССР, которым командовал генерал М.М. Милютин. Надо было выставить эффективный заслон набиравшему силу воздушному терроризму, который докатился в начале 1970-х гг. и до нашей страны.
Группа была образована 29 июля 1974 г. Вначале в ней было 20, затем 30 бойцов. Руководителем назначили пограничника, Героя Советского Союза, майора Виталия Дмитриевича Бубенина, заместителем - майора Роберта Петровича Ивона.
К ноябрю 1974 г. группа была сформирована окончательно. Далее наступило время обучения и усиленных тренировок. Изучали опыт американской "Дельты", британской SAS, немецкой GSG-9. Но и собственного опыта, как сами понимаете, у нас было немало. Задача сохранения жизни заложников рассматривалась в качестве приоритетной.
Существовал высокий барьер требований к подбору как будущих спецназовцев, так и преподавателей. Обучали крепко. Последующий отсев исключался.
В 1977 г. статус группы повысился, она стала действовать на правах оперативного отдела. В это же время, а именно 11 ноября 1977 г., меня назначили руководителем этого подразделения, которым я прокомандовал с перерывами в общей сложности 13 лет и 7 месяцев. И в дальнейшем численность группы продолжала возрастать. Появились наши "филиалы".
В 1984 г. было создано первое региональное подразделение Группы "А" в Хабаровске, которое возглавил Михаил Васильевич Головатов. В марте 1990 г. региональные подразделения Группы "А" появились в Алма-Ате, Киеве, Минске, Краснодаре, Свердловске.
От себя скажу, что именно в "Альфе" (так ее "окрестили" после событий 1991 г.) я и завершил свою долгую военную службу в 1995 г. Но, как известно, дел и сейчас у ребят хватает. Одни контртеррористические операции на Северном Кавказе чего стоят!
- Какой день стал проверкой вновь созданной группы на профессионализм?
- Наша первая боевая операция была проведена 29 марта 1979 г. в консульстве США в Москве. В этот день второй секретарь американского посольства Прингл провел в здание консульского отдела неизвестного советского гражданина, который заявил американцам о своем желании выехать в их страну. Для чего работники посольства должны вывезти его в дипломатическом автомобиле в аэропорт Шереметьево и посадить в самолет. В противном случае он угрожал привести в действие имеющее у него взрывное устройство.
Он продемонстрировал его. Им оказался предмет из нержавеющего металла размером 5х15х15 см, закрепленный на животе ремнем. Устройство имело кольцо, посредством которого оно могло быть приведено в действие. Им оказался некто Ю.М. Власенко, уроженец города Херсона.
Переговоры, которые я вел с преступником на протяжении двух часов, представившись сотрудником консульского отдела МИДа СССР, подтвердили, что этот психически нездоровый человек способен на все. Поэтому было принято решение снайперским выстрелом поразить ему правую руку, сжимавшую чеку.
Благодаря умелым действиям бойцов Группы "А" преступник был обезврежен ранениями в плечо и предплечье правой руки. Однако Власенко все же выдернул чеку левой рукой. Взрыв для него оказался роковым, однако никто из персонала американского посольства не пострадал.
- Приближается 25-я годовщина ввода советских войск в Афганистан. В чем заключалась роль Группы "А" на начальном этапе операции?
- Самое непосредственное участие. Наше вхождение в войну началось со штурма дворца президента Афганистана Амина, незадолго до этого свергшего президента Тараки.
Тогда руководством была поставлена задача обезвредить Амина. А он находился под мощным прикрытием. Это - 300 подготовленных гвардейцев только на территории дворца. В непосредственной близости - армейские соединения с бронетехникой, артиллерией...
Задача была выполнена. Группа "А" вместе с Группой "Зенит", "мусульманским батальоном" и ротой ВДВ взяли дворец Амина штурмом 27 декабря 1979 г. При проведении этой чрезвычайно сложной боевой операции два офицера из состава нашего подразделения - капитан Дмитрий Васильевич Волков и капитан Геннадий Егорович Зудин - погибли, 13 человек были ранены, в том числе 6 тяжело.
Все участники были удостоены высоких государственных наград. Капитан Виктор Федорович Карпухин за проявленное мужество и героизм был представлен к званию Героя Советского Союза.
Свое дело мы сделали, но к Афганистану возвращались не раз. С 1983 по 1987 г. весь личный состав группы прошел боевую стажировку в составе мотоманевренных групп (ММГ) 47-го Керкинского пограничного отряда Краснознаменного Среднеазиатского пограничного округа. А эти ММГ прикрывали южные рубежи страны и не раз вступали в столкновение с противником.
- Если кратко, в чем суть успешного выполнения задания по линии "командир - подчиненный"?
- Командир должен вдохнуть в сердца и души подчиненных безоговорочную уверенность в выполнении задачи. Но он опирается на точность оценки обстановки и ясность путей выполнения приказа. При этом не следует забывать, что в голове у самого командира постоянно крутятся несколько возможных сценариев операции.
- Какие основные требования предъявляются к "альфовцу"?
- Их достаточно много: развитый интеллект, высокая общая эрудиция и специальная подготовка, отличное физическое состояние, честность, порядочность, преданность Родине, и в сложной обстановке надо уметь анализировать ситуацию, делать правильные выводы и действовать, сообразуясь с выводами, когда команды с верху не дождешься. Готовых способов поведения не существует, приходится совершенно автономно принимать мгновенные решения.
"Альфовец" должен быть быстрый, как спринтер, и точный, как ювелир. Ведь операция по обезвреживанию террористов обычно длится всего 10-12 секунд. Причем, первые 1-2 секунды - решающие, предопределяющие исход операции.
В соответствии с этими временными нормативами была проведена операция в Уфе 20 сентября 1986 г., когда воздушные террористы захватили Ту-134, убили двух пассажиров и двух сотрудников милиции. В результате молниеносного штурма Группой "А" один из террористов был убит, второй обезврежен, но никто из заложников и наших ребят не пострадал.
- Были ли в истории группы драматические моменты, когда ставилось под сомнение ее дальнейшее функционирование?
- Не хотелось об этом говорить, но начиная с 1989 г. мы сталкивались с неожиданной проблемой. С одной стороны - храбрость и твердость наших бойцов, втянутых в межнациональные и политические конфликты, с другой - лишенные мужества государственные деятели. Это тоже опыт Группы "А", но опыт горький. Что ж, надо ценить и такой опыт. Об этом немало писали - Вильнюс, Карабах, Белый дом, та же Чечня...
В настоящее время руководители всех уровней убедились, что наша уникальная организация крайне необходима, особенно в период политической нестабильности. Обосную этот тезис статистически: за время своего существования безвозвратные потери "Альфы" составили 21 человек, в том числе с 1995 г. - 15.
- В последние годы с экранов телевизоров, кинотеатров не сходят сюжеты приключенческого характера о легионерах, зеленых беретах и проч. Ваше мнение об этой кинопродукции?
- Весьма часто эти сюжеты, что называется, высасываются из пальца и сродни мелодрамам. Да, "пошли" иные знаковые образчики. Что с этих так называемых образов взять молодому человеку?! Настоящие спецназовцы не играют необъятными мышцами и не играют на публику, а спокойно и твердо обеспечивают безопасность россиян.
- Какие художественные киноленты, на ваш взгляд, честно и правдиво передают нелегкую военную службу, учат молодое пополнение?
- С точки зрения воспитательного заряда мне дорог художественный фильм "Офицеры". Он правдив обобщениями. И не зря армейцы считают этот фильм своим, пограничники - своим. Потому что всех объединяет тема любви к Отечеству и слова, сказанные командиром отряда в исполнении известного артиста В.В. Дружникова: "Есть такая профессия - Родину защищать" - остаются по-прежнему актуальными.
- Обратимся к истокам спецназа. Одним из "отцов-основателей" спецчастей периода 1930-х гг. был П.А. Судоплатов. Иные средства массовой информации его имя связывают с организацией актов, имевших террористический характер. Ваше мнение по данному вопросу?
- В угоду политической конъюнктуре или же по незнанию генерал-лейтенанту П.А. Судоплатову приписывают безосновательно поверхностные ярлыки. Он, между прочим, - один из руководителей советской внешней разведки, являвшейся вплоть до начала 1990-х гг. одной из самых эффективных в мире.
Не все знают, что П.А. Судоплатов создал 4 управление, откуда впоследствии вышел ОМСБОН - отдельный мотострелковый батальон особого назначения. Роль его в развертывании партизанского движения на территории, временно оккупированной врагом в годы Великой Отечественной войны, трудно переоценить. Под руководством П.А. Судоплатова было создано 15 тыс. оперативных групп, переброшенных во вражеский тыл. На их счету такие спецоперации, как 80 ликвидированных высших чинов германских оккупационных властей, творивших чудовищные зверства среди мирного населения. Эти оперативные группы уничтожили 150 тыс. фашистских карателей и их пособников.
А длительные, полномасштабные спецоперации, водившие "за нос" германскую разведку! Одна "Березина" (проводилась с августа 1944 г. до самого конца войны. - В.Ч.) чего стоит.
Что же касается пресловутых заказных убийств на территории других стран, то следует напомнить, что ликвидационные меры применялись в отношении лиц, заочно приговоренных в СССР к высшей мере наказания. Вспомните действия израильских спецслужб, применявшихся в отношении нацистских преступников после Второй мировой войны и арабских террористов из организации "Черный сентябрь". Кто их за это осуждает?
Кстати, П.А. Судоплатова характеризует еще такой факт. После смерти И.В. Сталина, его быстренько посадили в тюрьму, определив солидный срок - 15 лет. Срок генерал отсидел от звонка до звонка.
До апелляций о помиловании не унижался. А позднее его реабилитировали с возвращением звания и наград.
Поймите, я это говорю не в интересах корпоративного братства, а ради истины.
- Насколько нам известно, у вас всегда был большой интерес к военно-мемуарной литературе.
- Я уважаю честную, непредвзятую публицистику, без вольных инсценировок. Из военно-мемуарной литературы выделяю две книги - маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского "Солдатский долг" и Адмирала флота Н.Г. Кузнецова "Накануне".
Всей своей жизнью они показывали образцы высокого долга перед Родиной. Эти военачальники отличались глубоким знанием своих подчиненных и любовью к ним, за что имели горячую признательность сослуживцев. Что и говорить, и поныне они не выходят из благодарной сердечной памяти оставшихся в живых соратников и потомков.
У К.К. Рокоссовского в воспоминаниях имеется интересное наблюдение. Он пишет, чтобы узнать по "почерку" настоящего командира, достаточно спросить его, кого он считает главным звеном в победе? Если во главу угла руководитель ставит боевые и геройские действия своих подчиненных, если он умеет по достоинству оценить их заслуги, - это пример настоящего командира.
- Говорят, "альфовцы" друг друга братьями называют?
- Бывает между нами такое. Называют братьями, но не пресловутыми братками.
Наши люди, кто на службе, а кто на "гражданке", это те - на которых я полагаюсь, как на самого себя. И еще... Не любят у нас в последнее время употреблять слова "товарищ", "товарищество". Но без боевого товарищества успеха в операции, да и вообще в военном деле не достичь. Лучше Тараса Бульбы, пожалуй, об этом никто не сказал.
Тут Геннадий Николаевич улыбнулся как-то по доброму, вспомнив былое.
Через несколько минут после интервью проходил мимо памятника Гоголю. В ряду его литературных персонажей, высеченных на постаменте, мне бросилась в глаза могучая фигура легендарного атамана запорожцев. Да, такие не меняются, не сдаются. Как не меняются побратимы генерала Зайцева. Бывших спецназовцев не бывает. Это навсегда.
Записал
Владимир ЧЕРЕДНИК
http://voin-brat.ru/content/view/186/20/