В июле 2000 года областной суд ЕАО приговорил бывшего мэра Биробиджана Виктора Болотнова к шести годам лишения свободы за взяточничество. Не так давно Верховный суд РФ вынес окончательный вердикт по судебному делу, которое прогремело на всю страну.
Вишневый гарнитур
Мэра, что называется, заложили. В 1999 году у сотрудников отдела по борьбе с экономическими преступлениями областного УВД появились задокументированные показания людей, которые сами давали мэру взятки.
Первую взятку в виде спального гарнитура за 26,7 миллиона неденоминированных рублей Виктор Болотнов получил еще в 1995 году. Мэр сам предложил одному из городских предпринимателей сделать ему такой подарок. Предприниматель рассудил: если откажусь, замучают бизнес проверками, разорят налогами. И согласился...
В хабаровском магазине "Самсунг - Амур" Болотнов не стеснялся. Указал пальцем на один из самых дорогих гарнитуров "Анн Люкс" цвета вишни. Предприниматель послушно оплатил покупку и доставил мебель в квартиру мэра.
Факт получения этой взятки Болотнов категорически отрицал. Он, дескать, приобрел гарнитур на деньги, снятые с банковского вклада собственной жены в "Региобанке". Следователям очень скоро удалось выяснить, что супруга Болотнова действительно имела вклад в этом банке, но он не превышал и трех тысяч рублей.
И вообще законные доходы семьи Болотнова на момент столь дорогостоящей покупки позволяли разориться разве что на тумбу от спального гарнитура "Анн Люкс". Откуда взялись средства, на которые всего за несколько лет Болотновы приобрели квартиру, сделали в ней евроремонт, отправили на учебу в США старшую дочь, накупили мебели? Экономическая экспертиза пришла к выводу, что в 1996 году расходы мэрской семьи почти в десять раз превышали официальные доходы.
Зелененькие для дочки
В 1999 году взятку мэру дал Эдуард Вассерман - коммерческий директор ООО "Прогресс плюс". Его фирма занималась поставкой угля для биробиджанской ТЭЦ, платить за который должна была мэрия, явно не торопившаяся делать это.
Вассерман обратился лично к Виктору Владимировичу с просьбой рассчитаться за поставленный уголь. Болотнов пообещал погасить часть задолженности. За вознаграждение. Предпринимателю надлежало подарить мэру 200 тысяч рублей.
Спустя несколько дней на счет ООО "Прогресс плюс" стали поступать первые платежи за уголь, а коммерческий директор удачливой фирмы вручил мэру обещанное вознаграждение за труды (в долларовом эквиваленте получилось 8300). Произошло это в аэропорту Хабаровска, где Болотнов провожал в США дочь. Ей-то щедрый папаша и отдал пачку зелененьких.
Материалы уголовного дела по факту этой взятки пухли на глазах. Пополнялись все новыми показаниями свидетелей, заключениями экспертиз, видеозаписями очных ставок.
В судебном заседании Болотнов оставался, как говорится, на коне. Неоднократно пытался усовестить обвинителей, заявляя, что выяснение источников его доходов не только неприлично, но и не имеет никакого отношения к делу о взятках.
Обвинение придерживалось другого мнения. Из выступления государственного обвинителя: "С февраля 1997 года супруга Болотнова не работает. С этого времени в семье Виктор Болотнов единственный, кто получает доход в виде заработной платы. На его иждивении находится младшая дочь-школьница. Старшая, Виктория, продолжает учебу в США, не работает". О благосостоянии дочери-студентки папа-мэр заботился особо. В 1998 году он выехал в США и приобрел особняк за 424 тысячи долларов.
Спустя всего несколько месяцев Болотнов побывал у дочери еще раз. При этом на таможне задекларировал вывоз 7200 зелененьких. Что интересно, факт этой поездки он настойчиво скрывал. В мэрии коллеги его охотно прикрывали, ставили положенные восьмерки в табель учета рабочего времени, начисляли зарплату. Которая, кстати сказать, составляла к тому времени восемь тысяч рублей. Сумма, прямо скажем, для владельца недвижимости за границей очень скромная.
Участник боевых действий
Защитники мэра на протяжении всего следствия и судебного разбирательства не церемонились в выборе средств. В адрес свидетелей, сотрудников ОБЭПа, руководителей УВД и прокуратуры ЕАО поступали категоричные предупреждения. Письма, жалобы, звонки с требованием "навести порядок и урезонить руководителей областной милиции" попали даже в МВД России и Генеральную прокуратуру. Проверки из министерства затягивали расследование, но всякий раз вывод делали однозначный - никакой предвзятости в ведении дела и нарушения уголовно-процессуальных норм со стороны руководителей и сотрудников УВД нет.
Выписанный же бывшим мэром из самой Первопрестольной адвокат Виктор Стебловский надежды на освобождение своего подзащитного не терял до последнего. Он попытался пристроить Болотнова в список лиц, подпадающих под большую амнистию 2000 года. В Верховном суде России адвокат заявил, что еще четыре года назад Болотнов был награжден... медалью Жукова как участник боевых действий. И подкрепил свое заявление удостоверением на имя подсудимого.
Однако суд получил документы из военного комиссариата ЕАО, согласно которым Болотнов не только не награждался подобной медалью, но и не мог быть ей награжден по определению.
Впрочем, история с липовой медалью - лишь маленькая капля того потока, при помощи которого Болотнов пытался оправдаться. Еще весной 1999 года он очень убедительно рассказывал горожанам, что его дочь поехала учиться в США по направлению Биробиджанского пединститута, что сам он в Штатах только мечтает побывать и, конечно же, не имеет там никакого особняка. И вообще, кроме квартиры, утверждал мэр, у него за душой ничего нет. Он всеми силами своего красноречия пытался доказать горожанам, что он такой же бессребреник. Глядя в глаза бюджетникам, которым месяцами не выплачивалась зарплата, не стеснялся призывать их к терпению и выполнению профессионального долга. Говорил, что все это клевета и враги его скоро поплатятся.
Но суд стараний Виктора Владимировича не оценил и отнес преступления бывшего мэра к категории особо тяжких, которая под амнистию не подпадает. А потому сегодня Болотнов уже в местах не столь отдаленных.
Шесть лет в колонии общего режима предстоит провести экс-мэру. Конфискацию имущества, к которой также приговорил его суд, произвести не удалось. На момент вынесения приговора из квартиры Болотновых испарились все мало-мальски ценные вещи. Недвижимость в США перешла во владение Болотновой-младшей.
Правда, удастся ли бывшему мэру спустя шесть лет воспользоваться схороненным от правосудия имуществом - вопрос. Следственное управление при УВД ЕАО продолжает расследование. На сей раз - дел городской мэрии под предводительством Болотнова. Уже известно, что во время его правления в московские банки уплыли миллиарды бюджетных средств (неденоминированных). А за "результаты" его правления биробиджанская мэрия до сих пор расплачивается, пытаясь хотя бы частично погасить долги за топливо. Не исключено, что и за это придется отвечать бывшему мэру Биробиджана.
P.S. Публикация подготовлена по материалам, предоставленным правоохранительными и судебными органами ЕАО. ("Амурский Меридиан" (Хабаровск), 21.02.2001)
www.businesspress.ru