29 ноября 2006
3373

Чемодан без ручки

Журналистов кремлевского пула не пустили в зал заседаний саммита СНГ. История малоприятная и, главное, запоминающаяся. Возможно, этот "юбилейный" форум Содружества войдет в историю сугубо благодаря этому инциденту. Потому что сам по себе саммит стал своего рода слепком с нынешнего неопределенного и далеко не блестящего состояния СНГ: его высокопоставленные участники лишь констатировали наличие многочисленных проблем и по сути не приняли ни одного значимого решения. А что касается ключевого вопроса - реформирования Содружества, то он перенесен на следующий, летний саммит.

СНГ напоминает классический чемодан без ручки - нести тяжело, а бросить жалко. Структура, представляющая собой бесплотную тень Союза ССР, теряет свое практическое значение, но сохраняет символическое. Поэтому открыто и официально констатировать развал Содружества вряд ли возьмется кто-нибудь из лидеров постсоветского пространства, которое объединяют не столько совместные осмысленные решения и соглашения, сколько почти исключительно тосты на русском языке в ходе формальных и неформальных гастрономических мероприятий.

Содружество, с одной стороны, и в самом деле форма цивилизованного развода бывших республик Советского Союза. Но, с другой стороны, кажется, что уже и эта формула устарела. Развод давно состоялся, и каждая из стран стала в большей или в меньшей степени "взрослым" участником мировых, региональных, субрегиональных процессов. А самостоятельные участники все меньше заинтересованы в той конфигурации отношений со странами-партнерами, которая сложилась 14-15 лет тому назад в рамках СНГ. Обломки империи перестали быть таковыми и зажили своей собственной жизнью. В параметрах новых отношений бывшим союзным республикам удобнее налаживать двусторонние связи, формировать новые союзы с различным числом участников, чем продолжать по-настоящему содержательный диалог в рамках СНГ. Что, собственно, и был вынужден признать председательствующий сейчас в Содружестве президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который говорил о том, что формирование зон свободной торговли в рамках СНГ пока остается вопросом будущего. И затрудняет ситуацию именно то обстоятельство, что многие страны СНГ либо вступили в ВТО, либо вступают, либо намерены вступить -- и как теперь совмещать форматы торговых отношений, решительно неясно.

В геополитическом смысле формирование СНГ в начале 1990-х было выгодно прежде всего России. Если называть вещи своими именами, Содружество изначально стало формой сохранения ведущей геополитической роли Российской Федерации на территории бывшего СССР. И поначалу так оно и было - и по объективным, и по субъективным причинам. Но прошло много лет и ситуация стала меняться, для многих стран - кардинальным образом. Некоторые сами начали стремиться к тому, чтобы стать лидерами в своих субрегионах. Для других контакты с Западом и Востоком уже без России стали вопросом и экономического выживания, и политических игр. Государства СНГ стали в геополитическом плане разновекторными и уже не завязанными исключительно на Россию.

Отдельная история - добыча и транзит газа. Для России транзитные страны - Украина и Белоруссия. Для других, наоборот, Россия - транзитная страна. Интересы слишком сложны и разнонаправленны, чтобы доминирующей и главной стала позиция какого-либо одного государства, например, России. Свою волю в императивном, обязательном порядке уже не может диктовать ни одна страна: экономические и геополитические реалии поменялись до неузнаваемости. И на самом деле именно поэтому старые механизмы Содружества работают вхолостую.

В России отношение общественного мнения к СНГ не вполне однозначное. 30% россиян, согласно прошлогоднему исследованию Фонда "Общественное мнение", затрудняются с ответом, чего больше от Содружества - пользы и вреда. В позитивном значении СНГ уверены 37% респондентов, в негативном - 11%. Словом, общественное мнение скорее нейтрально оценивает Содружество, не до конца понимая, какой от него толк.

Надо сказать, что у российских респондентов есть и любимые лидеры СНГ. Самый популярный - Нурсултан Назарбаев, к которому с доверием относятся 27% опрошенных. На втором месте - президент Белоруссии Александр Лукашенко с 25-процентным положительным рейтингом. Правда, во многом имидж лидеров зависит от акцентов подачи новостей по телевидению. (Что подтверждается негативными рейтингами Виктора Ющенко и Михаила Саакашвили - 35% и 24% соответственно.) Если образ "батьки" сейчас будет скорректирован с учетом новой газовой политики России по отношению к Белоруссии, то и оценка его достоинств может оказаться уже не столь высокой.

Тем не менее, ресурс у СНГ все еще существует, даже если он и остается номинальным и символическим. Но он, пожалуй, ограничен во времени: за следующие 15 лет уйдут поколения, которые сформировались при Советском Союзе. И тогда чемодан без ручки уже некому будет нести.


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


http://www.rian.ru/authors/20061129/56148115.html

РИА Новости

29.11.2006 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован