24 июня 2011
4101

Чему учить: знаниям или умениям?

Сегодня на глазах оживает старый концептуальный спор вокруг системы образования: чему учить - знаниям или умениям?

Когда предприниматели и чиновники от образования требуют переориентировать обучение на привитие навыков практической деятельности, им только кажется, что они являются новаторами. Спорили об этом в разных аспектах даже не десятилетиями, а столетиями.

Для России эта проблема еще более столетия назад проявилась в спорах и соперничестве между ремесленными училищами и классическими гимназиями, отражавшими и разные концепции обучения, и разные социальные группы, связанные с этими видами школ.

Поскольку гимназия в большей степени была связана тогда с имущими классами, она, как вид, во многом разделила их судьбу. Но во многом и возродилась в будущих советских школах, по мере повышения требований к образованию и образованности. В результате, основным преимуществом советского образования стала ориентация на ту или иную степень фундаментальности, которая даже после гибели этой системы создала преимущественные и конкурентно-выигрышные черты выходцев из нее.

Как правило выпускник советской образовательной системы был универсален, способен легко овладевать новой информацией и решать нестандартные задачи и проблемы. Советская система формировала людей самостоятельного мышления и творческого подхода к проблемам - что в результате определило и запрос на ее выпускников во всем мире.

Определенным минусом при этом была их неготовность к монотонному инструктивному труду, который в современных условиях легко передается машине и технике в целом.

Министр Фурсенко уже сетовал на это, сожалея, что советская система была ориентирована на формирование творцов, а стране, по его мнению, нужны специалисты-исполнители.

Запрос на навыки меняется по определению, и меняется быстро

И у подобного мнения существует два основания. Во-первых, как человек бюрократического склада, желающий, чтобы люди по возможности не оценивали его специфические инициативы и эксперименты, а исполняли их, он хочет готовить таких специалистов, которые будут строго выполнять узкие задачи и не проявлять инициативы, и тем более не смогут оценить степень разумности этих задач.

Во-вторых, отражая определенный социальный запрос и заказ потенциальных работодателей, он ориентируется не на то, чтобы давать образование как часть формирования всесторонней личности и, тем более, элемент обеспечения самореализации человека - он стремится конвейерным способом готовить узкофункциональную рабочую силу разной степени квалификации, способную решать узкие задачи, получать удовлетворение от обеспечивающего потребление вознаграждения и не выходящую за эти рамки. Нужны квалифицированные, но послушные слуги. Всем довольные, не склонные пытаться оценивать действия своего руководства и справедливость окружающего мира - и тем более возмущаться неразумностью этого мира.

Строго говоря, те, кто призывает делать акцент на обучение умениям, осознанно или неосознанно пытается участвовать в производстве биороботов.

Те из них, кто в своей позиции искренен и не отдает себе отчета в том, за что именно выступает, полагает, что человеку, обладающему востребованным набором навыков, легче оказаться востребованным и системе, переполненной умеющими говорить и все подряд обсуждать, но неспособными решать практические задачи.

И в этом отношении они по-своему правы. Собственно говоря, история российской власти последней четверти века - это история властвования разглагольствующих непрофессионалов.

Проблема просто в том, что уметь говорить, уметь думать и знать - это очень разные вещи.

Запрос на умение говорить родился из косноязычия представителей поздней советской элиты. Но, во-первых, те, кто пришел ей на смену, не умели думать, у них просто не было на это ни времени, ни энергии - всю ее они тратили на разговоры. Во-вторых, на деле они были довольно малообразованны - в плане низкой общекультурной и профессиональной эрудиции. И стал появляться иной запрос - на умеющих что-либо делать. Так появились "менеджеры" - то есть умеющие организовывать, но, как оказалось, в большинстве своем не умеющие делать.

Запрос на "умеющих" еще более актуализировался. Но при этом реальную дилемму "говорящие - делающие" ею же травмированное сознание выдало за дилемму "знающие - умеющие".

Естественно, для практической деятельности умение забить гвоздь важнее знания дат правления императора Тиберия. Только умение - это всегда некая конфигурация знания. В частности, знания о том, как это делается. А знание результатов правления и политики Марка Аврелия или Федора Иоанновича - основание не совершать лишних ошибок в сегодняшней политике.

И умеющий удалять зубы стоматолог так и останется зубодером и слабым фельдшером, а не врачом, пока не постигнет сути клятвы Гиппократа.

Обучение знаниям - это обучение саморазвитию

Строго говоря, обучение умениям того или иного рода безмерно важно, особенно в разучившемся обществе. Но само по себе оно есть ремесленное обучение. То, что раньше считалось уделом ПТУ.

Обучение знаниям - это обучение саморазвитию, умению добывать информацию, осмысливать ее и производить новую.

Обучение умению - есть не столько обучение, сколько натаскивание, причем, подчас на очень высоком уровне - натаскивание на владение ремесленными приемами.

Умения, не подкрепленные знаниями, могут стать разве что ремесленным опытом. Знания без умений в любом случае оказываются неким мотивационным толчком, направленным на развитие, стимулом формирования умений.

Причем, все это отнюдь не решается эклектической формулой: "учить и знаниям, и умениям". И потому что любое перечисление, а не взаимная обусловленность задач является путем в гегелевскую "дурную бесконечность". И потому что в современном мире эта формула обернется тем, что верх возьмет то из двух, на что будет заказ системы и работодателя.

Умение в этом отношении вообще должно прививаться не в высших учебных заведениях, а в ПТУ. И если самый престижный ВУЗ с гордостью говорит: "Мы в своей практике сделали основной акцент на привитие студентам практических навыков", значит, речь идет не об университете или институте, а именно о ПТУ.

Потому что запрос на навыки меняется по определению, и меняется быстро. Учить им - значит учить заученным операциям, дрессировать. И выучить их один раз - значит в новой реальности остаться с ними, но без понимания и знания того, как их обновлять.

Знание - есть начало, стимулирующее собственное обновление и развивающее уже другие навыки - навыки обновления. Равно, как и умение понять, какие навыки тебе нужны в новой ситуации и как ими овладеть.

И вопрос обучения - это не вопрос дрессировок, чем собственно является любое формирование навыков, а вопрос о том, как в душе обучаемого зажечь огонь стремления к обновлению, который в любой ситуации позволит ему и овладевать новым знанием, и развивать в себе новые умения.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Цитирование и перепечатка приветствуются
при ссылке на интернет-журнал "НОВАЯ ПОЛИТИКА" (www.novopol.ru).

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован